ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Развитие речи дошкольников как психолого-педагогическая проблема
1.2 Сущностная характеристика сюжетно-ролевой игры
1.3 Использование сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование состояния речи детей дошкольного возраста
2.2 Реализация условий комплексного метода формирования сюжетно-ролевой игры
2.3 Оценка результативности условий формирования сюжетно-ролевой игры для речевого развития ребенка дошкольника
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Важным аспектом педагогики и дидактики является проблема стимулирования, повышения познавательной активности учащихся. Довольно часто на уроках прослеживается тенденция к нарушению дисциплины, отсутствие заинтересованности в учебной дисциплине и как следствие – низкая успеваемость. Для дошкольных учреждений свойственно наличие схожей проблемы, а именно поиск путей к стимулированию познавательной активности учащихся. Игровая методика в данном отношении предстает как основной подход к решению проблемы, поскольку помогают концентрировать внимание учащихся на учебной задаче, которая становится не навязанной определенными внешними источниками, а желанной, личной целью. Реализация дидактических задач в процессе игры сопряжена с наименьшими затратами нервной энергии, с минимальным включением в данный процесс волевых усилий. Таким образом, актуальность темы исследования определяется текущими потребностями системы образования, проблемами педагогики.
Игровая деятельность, так притягивающая к себе детей, привлекала и внимание ученых разных областей знаний. Основоположник педагогической психологии К.Д. Ушинский считал, что игра для ребенка – это действительность, и действительность гораздо более интересная, нежели та, которая его окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание [игра в жизни шк].
Е.Ф. Сивашинская отмечает, что «игровые методы – способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и доступных определенному возрасту формах» [12, с. 98].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие речи дошкольников как психолого-педагогическая проблема
«Дошкольный возраст – важный этап развития личности ребенка, приобщения его к миру культурных общечеловеческих ценностей, время установления отношений с миром людей, предметов природного и рукотворного мира и собственным внутренним миром» [6, с. 7]. Кроме того, в дошкольном возрасте активно развивается речь и умения по её применению.
В настоящее время овладение речью является важной проблемой психологии и педагогики. С помощью. речи ребёнок выражает свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы. Неясная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и может наложить отпечаток на его характер.
Процесс развития речи достаточно сложный, творческий, поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели речью, так как чем раньше они научатся правильно говорить, тем свободнее будут чувствовать себя в коллективе. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения [19, с. 15].
В последнее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Необходимо развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Выводы по главе 1
Существует множество способов развить речь дошкольника. Сюжетно-ролевая игра – один из них. Посредством данной игры развивается речевая активность детей, обогащается словарный запас
Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, во время которого происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование состояния речи детей дошкольного возраста
Для выявления уровня развития речи у детей дошкольного возраста необходимо было проведение эксперимента, в ходе которого выявить уровень нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей.
Эксперимент был проведен на базе ГУО «Ясли-сад №84 г. Могилева». В нем принимали участие 15 детей в возрасте 5-6 лет, где в гендерном отношении присутствует градация на 12 девочек и 8 мальчиков.
Для изучения лексико-грамматической стороны речи использовались методические рекомендации, предложенные Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [15, с. 38].
Содержание методик:
1) методика «Составление и называние целого предмета из его частей»;
2) методика «Форма предмета»;
3) методика «Много чего?»;
4) методика «Маленький предмет»;
5) методика «Найди, покажи и расскажи»;
6) методика «Закончи предложение».
Методика «Составление и называние целого предмета из его частей»
Цель: развитие внимания, анализ и синтез частей из целого.
Исходная ситуация. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.
– Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.
– Назови части одежды: рукав, воротник, пуговица.
– Назови части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.
– Назови части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.
Критерии оценки:
- ребенок правильно называет и показывает части целого –3 балла;
- допускает 1-2 ошибки –2 балла;
- допускает 3 и более ошибки –1 балл.
Данные критерии применяются и для следующих методик.
Выводы по главе 2
Проведенный эксперимент демонстрирует, что использование сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевых способностей детей дошкольного возраста.
Эффективность сюжетно-ролевых игр в развитии речи доказана на примере проведенного эксперимента на базе ГУО «Ясли-сад №84 г. Могилева», о чем свидетельствуют результаты повторной диагностики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения
Сюжетно-ролевая игра осуществляется в соответствии с сюжетом, согласно которому дети выполняют определённые роли и исполняют их в созданной игровой обстановке, воспроизводят сюжеты из реальной жизни людей, рассказов.
Посредством игр хорошо развивается речь дошкольников. Особенно эффективны при этом сюжетно-ролевые игры, которые эмоционально насыщены, увлекают детей, развивают также самостоятельность, активность.
Диагностика развития речи детей дошкольного возраста проводилось в старшей группе ГУО «Ясли-сад №84 г. Могилева». По результатам первоначальной диагностики был выявлен невысокий уровень развития речи детей (40% детей с низким уровнем, 40% со средним и 20% с высоким уровнем развития речи).
С целью повышения уровня речи детей дошкольников, разработана программа, в основе которой лежит сюжетно-ролевая игра.
Для оценки эффективности проведенной программы на основе сюжетно-ролевой игры для речевого развития ребенка дошкольника была проведена повторная диагностика, по результатам которой была отмечена положительная динамика в развитии речи детей.
Высокий уровень развития увеличился на 20%
Средний уровень – не изменился
Низкий уровень – уменьшился на 20%.
1. Белова, Е.С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста [Электронный ресурс] / КиберЛенинка – научная электронная библиотека. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey-rannego-vozrasta. – Дата доступа:
2. Васильева, О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорус. и рус. яз. обучения / О. К. Васильева. — Мозырь: Содействие, 2015. — 3-е изд. — 152 с.
3. Железнякова, Р.З. Методическая помощь воспитателю по руководству играми детей раннего возраста //Состояние и перспективы работы с детьми дошкольного возраста в сельской местности. – Брест, 2009. – 55 с.
4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
5. Коломинский, Я.Л. Игра в жизни дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мозырь. : Белый ветер, 2016. – 184 с.
6. Лобынько, Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников / Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. — Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 220 с.
7. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М. : 1988. – 476 с.
8. Малашенкова, Е.А. Технология сюжетно-ролевой игры // Пачатковая школа. – 2008. – № 12. – С. 23–28.
9. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.
10. Пьянкова А. В. Роль игры в развитии речи ребенка / А. В. Пьянкова, О. А. Спиридонова // Современные проблемы образования : сборник научных статей / науч. ред. М. А. Дьячкова ; отв. ред. О. Н. Томюк. — Екатеринбург : Ажур, 2014. — С. 75-77.
11. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.
12. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 212 с.
13. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М. : Изд-во Мос. психол.-социол. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2002
14. Социализация дошкольника через игру: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / автор – сост. Т.В. Пятница. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 67 с.
15. Спирова, Л.Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка»/ Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Методы обследования речи детей /под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2005.–С.35-54 с.
16. Стрижова А. А. Игра как средство развития детей / А. А. Стрижова // Современные проблемы образования : сборник научных статей / науч. ред. М. А. Дьячкова ; отв. ред. О. Н. Томюк. — Екатеринбург : Ажур, 2014. — С. 77-79.
17. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. – Ярославль : Академия Развития, 1996. – 240 с.
18. Усова, А.П. Роль игры в воспитание детей / под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 236 с.
19. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 140 с.