ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Формирование культуры общения у дошкольников
1.1 Культура общения: содержание, виды, особенности
1.2 Особенности общения у дошкольников
Глава 2 Гендерные особенности формирования культуры общения у дошкольников
2.1 Особенности формирования культуры общения у девочек дошкольного возраста
2.2 Особенности формирования культуры общения у мальчиков дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
Общение со сверстниками играет важную роль в формировании личности ребенка – это средство обучения и самовыражения, источник разнообразных чувств и опыта, способ установления деловых и личных контактов, средство достижения целей и задач совместной деятельности и т.д. В процессе взаимодействия дети развивают совместные действия (интеллектуальные, коммуникативные, творческие и т. д.), учатся побеждать и проигрывать, оценивают и поддерживают друг друга, учатся нормам и правилам поведения, появляются межличностные отношения. Правильная организация общения между детьми является одной из задач взрослых. Сначала в семье, потом в детском саду и школе. И везде главная цель состоит в том, чтобы научить ребенка общаться таким образом, чтобы это было полезно и приятно как ему, так и другим детям.
В условиях дошкольного образования, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, он вступает с ними в различные контакты, формируется детское общество, где ребенок приобретает первые поведенческие навыки среди равных участников общения.
В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом растет интерес к проблеме общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и образования, актуализируют необходимость переосмысления сути образовательного процесса, поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей.
Глава 1 Формирование культуры общения у дошкольников
1.1 Культура общения: содержание, виды, особенности
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Представления о том, что общение играет важную роль в формировании личности, были развиты в работах таких педагогов, как Ананьев В.Г., Бодалев А.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Лурия А.Р., Мясищев В.Н., Петровский А.В. и др.
Общение рассматривается с точки зрения различных гуманитарных наук. К примеру, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества – в той степени, в которой эта эволюция обычно включает диалектическое взаимодействие индивида и общества, что невозможно без общения. В философии общение понимается как процесс преобразования социальных отношений из виртуальной в реальную «эффективную» форму, осуществляемый при определенных обстоятельствах. Здесь это понимается как процесс (актуализация) и как условие (метод актуализации). Таким образом, в рамках этой философской концепции любая социальная деятельность является в определенном смысле общением [18, с. 14].
Психолог А.А. Леонтьев в своей работе «Психология общения» говорит, что общение представляет собой процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или косвенного, так или иначе, контакта между людьми, которые некоторым образом связаны психологически.
Глава 2 Гендерные особенности формирования культуры общения у дошкольников
2.1 Особенности формирования культуры общения у девочек дошкольного возраста
Цель исследования: выявить специфику формирования культуры общения мальчиков и девочек дошкольного возраста в группе сверстников.
Объектом исследования являются воспитанники ГУО Ясли-сад №27 г. Были обследованы учащиеся средней группы, детей по списку 21. Из них 12 девочек и 9 мальчиков.
Предмет исследования – особенности общения в дошкольном возрасте.
Задачей эмпирического исследования является сравнительный анализ общения мальчиков и девочек дошкольного возраста в группе сверстников.
Мы применяли следующие методики исследования:
1. Тест тревожности по методике Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен;
2. Методика одномоментных срезов для определения особенностей половой дифференциации;
3. Тест – игра «Секрет»;
4. Тест «Идентификация».
1. Тест тревожности по методике Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен
Задача исследования состоит в том, чтобы выявить эмоциональное состояние; а также сопоставить уровни тревожности мальчиков и девочек.
К экспериментальному материалу относятся 14 рисунков с инструкцией (Приложение № 1). Каждая картинка представляет ситуацию, типичную для дошкольника. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (девочка на картинке) и для мальчика (мальчик на картинке). Лицо ребенка не показано на рисунке, дан только контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, размеры которых точно соответствуют контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом грустное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Феномен половой консолидации среди дошкольников, равные предпочтения пола в общении, характер деятельности и взаимоотношений в группе детского сада на стадии дошкольного детства, установленный в данном исследовании, свидетельствуют о том, что в дошкольной группе, которая является особой малой группой необходимо искать корни многих социальных и психологических явлений, в этом возрасте закладываются источники сексуальной социализации и начинается формирование некоторых психических различий между мальчиками и девочками.
Исходя из факта наличия ранней половой дифференциации в группах детского сада и некоторых половых различий, проявляющихся в психическом развитии дошкольников, а также общих закономерностей формирования психического пола, существует необходимость в дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Такой подход в качестве важной социально-психологической и педагогической проблемы особенно актуален в свете реформы средней школы. Это требует комплексной разработки и внедрения на практике. К сожалению, однако, нет места для дифференцированного подхода в учебной программе детского сада, даже в секции физического воспитания. Некоторые учителя интуитивно применяют этот подход, ориентируя мальчиков на то, что они должны помогать девочкам, не обижать, защищать их и пр.
При научном исследовании данной проблемы необходимо учитывать диалектику противоречий, с которыми сталкивается учитель.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 5-е изд. испр. и допол. М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
2. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С. С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 96 с.
3. Грушевицкая, Т.Г. Основы культурной коммуникации: учеб. пособие для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.
4. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
5. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Сост. и ред. И. Б. Дерманова. – СПб. : Речь, 2002 (Тип. ООО ИПК Бионт). – 171 с.
6. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / А.Б. Добрович. – М.: Знание, 1991. – 143 с.
7. Ильина, В.Н. Развитие личности ребенка от трех до пяти / В.Н. Ильина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 512 с.
8. Каган, М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.
9. Калашникова, З.А. Воспитание у подростков культуры общения [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://pedportal.net/starshie-klassy/russkiy-yazyk/statya-quot-vospitanie-u-podrostkov-kultury-obscheniya-quot-314235- Дата доступа:
10. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / Я.Л. Коломинский, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.
11. Краткий педагогический словарь пропагандиста / под общей редакцией М.И. Кондакова и А.С.Вишнякова. – М.: Политиздат, 1984. – 367 с.
12. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
13. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
14. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 257 с.
15. Макаренко, А. С. Педагогические работы 1936-1939 гг. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://ruslit.traumlibrary.net - Дата доступа:
16. Педагогический словарь [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://psylist.net/slova/ped/ - Дата доступа:
17. Пиз, А. Язык телодвижений / А. Пиз. – М.: Ай Кью, 1992. – 297 с.
18. Резаев, А.В. Социология общения и социология коммуникации / А.В. Резаев, Н.Д. Трегубова // Мониторинг общественного мнения. - №1. – 2015. – С. 14-26.
19. Рыжковская, Т.Л. Основы психологии и педагогики / Т.Л. Рыжковская. – Минск: МИУ, 2010., c. 115.
20. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 368с.
21. Смирнова, Е.О. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. М., 1996. – 157 с.
22. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995. – 234 с.
23. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с
24. Чернышева, М.А. Культура общения / М.А. Чернышева. – СПб.: Знание, 2007 – 112 с.