Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы страхов ребенка и их преодоления в семейном воспитании
1.1. Основные подходы к изучению детских страхов в научной литературе
1.2. Факторы возникновения детских страхов
Глава 2. Преодоление страхов детей среднего дошкольного возраста
2.1. Основные подходы к преодолению детских страхов в психологии
2.2. Семейное воспитание как средство преодоления детских страхов
2.3. Методические рекомендации родителям по преодолению страхов детей
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семье принадлежит основная роль в формировании и развитии личности, нравственных начал и жизненных принципов ребенка. В руках семьи находится психическое и психологическое здоровье её членов. Семья поощряет одни личностные стремления, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности, структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Именно семья, характер семейных отношений оказывает первостепенное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка.
От семейных отношений, стиля семейного воспитания во многом зависит становление личности ребенка, его эмоционально-волевой сферы и психических состояний. Детские страхи и их преодоление является серьезной проблемой, с которым сталкивается практически каждая семья. По данным многих исследований, большинство взрослых страхов были сформированы в дошкольном детстве [1].
Своевременная психокоррекционная работа с детьми дошкольного возраста способствует снижению их эмоционального напряжения снижению тревожности, а также преодолению и избавлению от страхов. В связи с этим становится актуальным изучение проблемы страхов детей и их преодоления в семейном воспитании.
Степень научной разработанности проблемы.
Различные аспекты, связанные с проблемой детских страхов, рассмотрены в работах таких авторов как Н.Н. Авдеева, Е.В. Антонова, А.И. Захаров, А.А. Ковалевская, Л.Д. Лебедева, А.М. Прихожан, Т.Л. Шишова, Л.В. Щербакова, Ю.В. Щербатых и др.
Проблемой изучения семейных отношений занимались Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.Я. Варга, А.Н. Волкова, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, И.М. Марковская, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, Т.М. Трапезникова, Э. Фромм, Г. Хоментаускас, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и многие другие.
Глава 1. Теоретические основы проблемы страхов ребенка и их преодоления в семейном воспитании
1.1. Основные подходы к изучению детских страхов в научной литературе
Страх – это одна из фундаментальных эмоций человека. Страх представляет собой специфическое острое эмоциональное состояние, особую чувственную реакцию, которая проявляется в опасной ситуации. При этом страх появляется по причине наличия конкретной и близкой опасности.
Основоположник наиболее разработанной теории страха в отечественной психологии А.И. Захаров [4, с. 69] утверждает, что страх является аффективным (эмоционально заостренным) отражением в сознании конкретной угрозы для благополучия индивида.
В отечественной литературе принято выделять три уровня страха:
– обыденный (или обычный) уровень;
– возрастной уровень;
– патологический уровень страха.
Обычный страх носит кратковременный характер, проходит с возрастом и не затрагивает систему ценностей индивида, не оказывает существенного влияния на его психику и поведения.
Патологический страх, напротив, носит затяжной, настойчивый и трудно обратимый характер; возникает непроизвольно, т.е. без отсутствия контроля со стороны сознания, и оказывает неблагоприятное влияние на адаптацию индивида к социальной действительности [4, с. 71].
Представителем классических теорий эмоций У. Джемсом страх рассматривался как одна из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом. Страх, по его мнению, также является неподдельным и самым ранним инстинктом человека. Особое внимание Джемс уделял боязни одиночества, темноты и сверхъестественных явлений и полагал, что одиночество в детстве служит одним из главных источников страха [16, с. 108]. То есть страх рассматривался как базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу.
Глава 2. Преодоление страхов детей среднего дошкольного возраста
2.1. Основные подходы к преодолению детских страхов в психологии
В настоящее время признается (А.И. Захаров), что наиболее успешно поддаются коррекции страхи в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психологическая коррекция – это преодоление, исправление и оптимизация психического развития ребенка, которая основана на естественных движущих сил психологического развития.
В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные способы психокоррекции детских страхов, связанных с различными причинами. Многие способы при этом заимствуются из практики лечения неврозов и представляют собой тот или иной метод психотерапии, среди которых можно назвать:
– арт-терапию;
– детский психоанализ;
– поведенческую психотерапию;
– когнитивную психотерапию;
– гештальт-терапию.
По мнению Л.Д. Лебедевой [10], все методики, направленные на преодоление детских страхов, условно можно разделить на следующие группы:
игра со стразами;
рисование страхов;
вербализация страхов (сказки, истории, рассказы).
Широко используется в психокоррекционной работе метод арт-терапии, в частности, рисование страхов. Арт-терапия помогает ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и избавиться от фрустраций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме позволяет сделать следующие выводы:
У детей страх может проявляться на трех уровнях: обыденном, возрастном и патологическом. Обычный страх носит кратковременный характер, проходит с возрастом и не оказывает существенного влияния на его психику и поведения. Патологический страх, напротив, носит затяжной, настойчивый и трудно обратимый характер; возникает непроизвольно и оказывает неблагоприятное влияние на адаптацию ребенка к внешнему миру. Существуют различные виды детских страхов: ситуативные и личностные; реальные и воображаемые, острые и хронические, навязчивые, бредовые и сверхценные; дневные и ночные; возрастные и невротические.
Причины страхов могут быть самыми разнообразными. На первом уровне социализации (семьи) страх вызывается неудовлетворенными потребностями в привязанности, понимании, безусловной любви, наличием физических наказаний, запугиванием, дефицитом позитивного общения с обоими родителями, тревожностью родителей, гиперопекой, страшными мультфильмами; на уровне школы страх вызывается преобладанием критики над похвалой, высмеиванием недостатков и насмешками ровесниками, отсутствием общения, разлукой с матерью и отцом; на уровне окружающей действительности страхи вызываются негативным опытом, стихиями, военными действиями, просмотром страшных фильмов. Основные причины возникновения детских страхов кроются в семье.
В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные способы и методы психокоррекции детских страхов, среди которых можно назвать: арт-терапию; детский психоанализ; поведенческую и когнитивную психотерапию; гештальт-терапию. В программу психологической поддержки семьи ребенка, имеющего страхи, должны входить следующие направления работы: индивидуальная работа с ребенком; детские групповые занятия; семейная терапия для родителей.
1. Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочеткова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 4. – С. 35–47.
2. Антонова, Е.В., Томашевская, О.А. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами артпедагогики / Е.В. Антонова, О.А. Томашевская // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 1-5.
3. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
4. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
5. Захарова, Е.И. Психология освоения родительства: науч. монография / Е.И. Захарова. – М.: ИИУ МГОУ, 2014. – 262 с.
6. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320с.
8. Ковалевская, А.А. Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции / А.А. Ковалевская // Приволжский научный вестник. – 2014 – № 2 (30). – С. 71-76.
9. Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / Е.И. Кулинцова. – СПб.: Речь, 2008. – 167 с.
10. Лебедева, Л.Д. Велики ли глаза у страха? / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. – 2000. – № 19. – С. 8-17.
11. Мазурова, Н.В. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания / Н.В. Мазурова, Ю.А. Трофимова. – 2013. – № 3, Т. 12. – С. 82-85 с.
12. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
13. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
14. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
15. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С.Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. – 139 с.
16. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С. Спиваковская. – М.: Издательство МГУ, 1988 – 187 с.
17. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – СПб.: Речь, 2008. – 118 с.
18. Шишова, Т.Л. Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов / Т.Л. Шишова. – СПб.: Речь, 2007. – 104 с.
19. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
20. Щербакова, Л.В. Детские страхи: роль родителей / Л.В. Щербакова // Психолог в школе! – 2015. – № 1. – С. 36-39.
21. Щербатых, Ю. В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 54 с.