Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы эмпатии старших дошкольников и стиля детско-родительских отношений
1.1 Эмпатия: понятие и особенности
1.2 Стили детско-родительских отношений и их характеристика
1.3 Психологический портрет старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмпатии старших дошкольников и стиля детско-родительских отношений
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования эмпатии в старшем дошкольном возрасте
2.3 Результаты исследования стилей детско-родительских отношений
2.4 Результаты исследования взаимосвязи эмпатии старших дошкольников и стиля детско-родительских отношений
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Проблема эмпатии детей дошкольного возраста в контексте использования их родителями различных стилей детско-родительских отношений представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, так как позволяет улучшить учебно-воспитательный процесс и использование родителями методов воспитания.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации, установлению взаимоотношений с окружающими. Эмпатия, будучи ведущей социальной эмоцией, представляет собой способность эмоционально отзываться на переживание других людей, предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний. Развитая эмпатия позволяет детям дошкольного возраста устанавливать благоприятные межличностные отношения со сверстниками.
Развитие эмпатии обусловлено социальными влияниями и системой воспитательных воздействий. Важнейшая роль в развитии эмпатии у детей дошкольного возраста принадлежит семье. Именно в семье ребенок получает первые уроки эмоционального отклика, учиться сопереживанию и сочувствию. Через взаимодействия с родителями ребенок учится понимать и строить отношения со сверстниками (Л.И. Божович, В.В. Зеньковский, Е.И. Захарова, А.Г. Ковалев, М.И. Лисина, П.М. Якобсон и др.).
Влияние стиля детско-родительских отношений на развитие детей дошкольного возраста рассмотрено в работах Д. Баумринд Н. Ньюкомб, А.Я. Варга, Р.В. Овчаровой и др. По мнению А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями общения с родителями.
Однако, проблема взаимосвязи эмпатии старших дошкольников и стиля детско-родительских отношений изучена недостаточно, что и определило обращение к ней автора курсовой работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМПАТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Эмпатия: понятие и особенности
В настоящее время не существует единого мнения определения эмпатии. В отечественной психологии понятие «эмпатия» появилось благодаря работам Т.П. Гавриловой. Ряд авторов определяют эмпатию как способность личности проникать в психику другого человека, с помощью чувствования субъекта в себя, в другого или в объект (А. Г. Васильева, Дж. Морено), другие авторы – как процесс, свойство, состояние психики (Т.П. Гаврилова, А. П. Сопиков).
В отечественной социальной психологии эмпатия изучалась преимущественно как феномен социальной перцепции и межличностного взаимодействия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев). Так, Г.М. Андреева определяет феномен эмпатии как «аффективное понимание». Эмпатия в понимании А.А. Бодалева – это способность личности не только более или менее глубоко и правильно осознавать характер эмоционального состояния другого человека, но и самой более или менее сильно откликаться и подстраиваться под него [1, с. 255].
Современный исследователь В.И. Долгова под эмпатией понимает эмоциональный отклик человека на переживания другого, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается только в участливом отношении к переживающему человеку [7, с. 37].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Организация и методы исследования
Целью исследования было выявление характера взаимосвязи эмпатии старших дошкольников и стиля детско-родительских отношений.
Исследование проходило на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад №2 г. Барановичи». Выборку исследования составили 30 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет, из них 15 мальчиков и 15 девочек, а также их родителей.
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования, определение и уточнение научного аппарата исследования, выбор диагностического инструментария в соответствие с целью исследования.
На втором этапе произведено исследование с целью сбора эмпирического материала.
На третьем этапе анализировались и обобщались итоги исследования, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Выявлены проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
2. Установлены стили детско-родительских отношений.
3. Определена взаимосвязь эмпатии старших дошкольников и стиля детско-родительских отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Раскрыто понятие и особенности эмпатии как психологического феномена. В современной психологии эмпатия рассматривается как феномен социальной перцепции и межличностного взаимодействия, как детерминанта альтруистического поведения, как эмоциональная форма познания. Под эмпатией понимается способность осознавать характер эмоционального состояния другого человека, сопереживать и сочувствовать ему, откликаться и подстраиваться под него, оказывать ему поддержку. Эмпатия представляет собой сложное структурное образование, включающее в себя аффективный, когнитивный и действенный компонент. По модальности ведущего компонента в структуре эмпатии она может быть эмоциональной, когнитивной и поведенческой.
2. Охарактеризованы стили детско-родительских отношений. Стиль детско-родительских отношений – это целостная категория, отражающая единство когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого аспектов взаимодействия родителя с ребенком. Стили детско-родительских отношений различаются на основании критериев эмоциональной близости, системы требований, контроля и санкций, модели общения. Основными стилями детско-родительских отношений являются: авторитарный, авторитетный, либеральный и индифферентный. Использование того или итого стиля детско-родительских отношений способствует формированию определенных свойств и качеств личности ребенка.
3. Раскрыт психологический портрет старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст представляет собой важнейший возрастной период, когда происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается активное развитие всех психических процессов. Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста характеризуется существенным расширением круга межличностных отношений. Важным фактором психического развития и развития личности дошкольника является его общение со сверстниками.
1. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 254–256.
2. Буркова, С. А. Особенности изучения самооценки у детей 6–8 лет / С. А. Буркова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 7, Т. 51. – С. 64–65.
3. Венза, Т. В. Развитие личности ребёнка в контексте детско-родительских отношений / Т. В. Венза // Вестник Челябинского гос. пед. университета. – 2015. – № 3. – С. 39–47.
4. Волчок, В. П. Теоретические подходы в изучении взаимодействия родителей с детьми / В. П. Волчок // Вестник ВГУ. – № 2. – С. 60–64.
5. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 147–158.
6. Гаджиева, З. М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З. М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки : опыт, проблемы и перспективы : материалы международной научно-практич. конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
7. Долгова, В. И. Эмпатия : монография / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. – М. : Перо, 2014. – 185 с.
8. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова. – М. : Владос, 2010. – 130 с.
9. Карягина, Т. Д Эволюция понятия «эмпатия» в психологии : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Т. Д. Карягина. – М., 2013. – 20 с.
10. Кобелева, Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Г. Р. Кобелева. – Самара. 2004. – 23 с.
11. Косолапова, Н. Г. Становление позитивной концепции дошкольников / Н. Г. Косолапова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 2. – С. 212–220.
12. Кузьмина, В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / В. П. Кузьмина. – Нижний Новгород, 1999. – 20 с.
13. Лапшина, Е. А. Характеристика стилей семейного воспитания / Е. А. Лапшина // Universum : психология и образование. – 2017. – № 9. – С. 1–4.
14. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У. Н. Масленникова // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : сб. статей. – Новосибирск, 2012. – С. 123–126.
15. Можаева, Е. В. В фокусе – эмпатия / Е. В. Можаева // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – № 2 (96). – С. 175–187.
16. Наконечных, В. Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблема) / В. Н. Наконечных // Транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – № 1. – С. 358–369.
17. Орлова, А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста / А. В. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – Вып. 8 (62). – С. 111–114.
18. Паршина, И. В. Формирование представлений о себе у старших дошкольников / И. В. Паршина // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 2. – С. 24–27.
19. Пашукова, Т. И. Механизмы и функции эмпатии / Т. И. Пашукова, Е. А. Троицкая // Вестник Московского гос. лингв. ун-та. – 2010. – № 586. – С. 197–209.
20. Подымова, Л. С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Л С. Подымова, С. В. Ильина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. – 2016. – № 2. – С. 152–155.
21. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2010. – 452 с.
22. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками : учебное пособие / Е. О. Смирнова. – М. : Мозаика-синтез, 2012. – 192 с.
23. Сорокоумова, С. Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений / С. Н. Сорокоумова // Психологические проблемы современной российской семьи : тезисы конференции. – 2015. – № 2. – С. 74–76.
24. Федянина, А. О. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников / А. О. Федянина, Н. А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С. 51–54.
25. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 704–707.