ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАНДБОЛА
1.1 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ГАНДБОЛИСТОВ
1.2 ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ГАНДБОЛИСТОВ
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
2.1 АНАЛИЗ МЕТОДИК ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ
2.2 АНАЛИЗ МЕТОДИК ВОСПИТАНИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Гандбол (также известный как командный гандбол, европейский гандбол или олимпийский гандбол) – это командный вид спорта, в котором две команды по семь игроков в каждой (шесть игроков за пределами поля и вратарь) передают мяч руками, чтобы забросить его в ворота другой команды. Стандартный матч состоит из двух периодов по 30 минут, и выигрывает команда, забившая большее количество голов.
Впервые игра была описана в конце 19 века в Дании. Современный свод правил был опубликован в 1917 году в Германии и с тех пор несколько раз пересматривался. Первые международные игры были проведены по этим правилам для мужчин в 1925 году и для женщин в 1930 году. Впервые мужской гандбол был сыгран на Летних Олимпийских играх 1936 года в Берлине, как на открытом воздухе, а в следующий раз на Летних Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене в закрытом помещении. Он стал олимпийским видом спорта с тех пор.
Скоростно-силовые качества гандболистов играют большую роль в качестве игры спортсменов. На сегодняшний день существует разнообразное количество методик по воспитанию скоростно-силовых качеств гандболистов.
Однако, специфика скоростной - силовой подготовки спортсменов состоит в том, что вначале необходимо создать базу, фундамент для наращивания скорости и силы, а затем постоянно их накапливать.
Цель работы – проанализировать методики развития скоростно- силовых качеств гандболистов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности подготовки гандболистов;
- проанализировать методики воспитания скоростных качеств;
- проанализировать методики воспитания силовых качеств гандболистов.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАНДБОЛА
1.1 Особенности подготовки гандболистов
Гандбол – игра командная. Она проводится на площадке размером 40 20 м, оборудованной двумя воротами 2 3 м, между командами из 7 человек в течение 1 часа (2 тайма по 30 минут) с 10-минутным перерывом. Цель игры – забросить максимальное количество мячей в ворота соперника. В соревновательной борьбе команды противостоят друг другу. Если одна нападает, то другая применяет защитные действия. Системы игры в нападении и защите определяют выбор групповых и индивидуальных действий игроков. Соревновательная деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность.
В соответствии с выполняемыми функциями гандболистов различают по амплуа: вратарь, полевые игроки в нападении (разыгрывающий, полусредний, крайний, линейный) и в обороне (центральный, полусредний, крайний, передний защитники). Таким образом, каждому игроку необходимы вполне определенные способности, умения и навыки в соответствии с их амплуа. Для освоения приемов техники и тактических действий гандболисту нужна специальная комплексная подготовка. Высокая скорость передвижения без мяча и с мячом в процессе игры, прыжки, мощные броски, движения с широкой амплитудой, длительный интенсивный бег требуют силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. В игровой деятельности гандболисту приходится применять как скоростную силу (бросок мяча, передача мяча, задержание мяча рукой и пр.), так и взрывную (прыжок, рывок). Кроме того, задействовать в игре силу приходится неоднократно. Соответственно для гандболиста очень важна скоростно-силовая подготовка. Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимально короткий отрезок времени [16].
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
2.1 Анализ методик воспитания скоростных качеств
Скоростные качества спортсменов – это способность совершать двигательные действия в минимальный промежуток времени.
Выделяют элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
Элементарные формы:
- быстрота простой двигательной реакции – выполнение движения по заранее обусловленному сигналу;
- быстрота сложной двигательной реакции. Различают реакцию на движущий объект и реакцию с выбором;
- быстрота, проявляемая в темпе (частота движений);
- резкость (время достижения максимальной скорости).
Комплексные формы:
- способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости;
- стартовая скорость;
- скорость выполнения движений, продиктованных ходом соревновательной борьбы, например, скоростные маневры в спринтерской гонке на треке, скоростные повороты в плавании, подсечки и броски в борьбе, удары в боксе и т.п. [3].
Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Так показатели времени реакции не связаны с показателями скорости движений, результативность старта в беге, плавании не зависит от уровня абсолютной дистанционной скорости и т.п. Это требует дифференцированного подхода к совершенствованию скоростных способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гандбол относится к видам спорта с так называемой конфликтной деятельностью. Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Поэтому рассматривать спортивную борьбу команд необходимо с позиций противоборства сторон. Процесс игры определяется наличием техники, тактики и стратегии. Без этих составляющих спортивное единоборство команд невозможно.
Двигательная деятельность гандболистов в игре не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Успех двигательной деятельности зависит от устойчивости и вариативности навыков, уровня развития физических качеств и интеллекта игроков.
За последнее десятилетие отмечается значительная интенсификация игры. Это выражается в непрерывной подвижности гандболиста в игре, в повышении скорости передвижения и выполнения приемов с мячом, в улучшении так называемой игры без мяча, в более напряженной борьбе каждого спортсмена в любом игровом эпизоде.
Современный гандбол – игра атлетическая, предъявляющая высокие требования к двигательным и функциональным возможностям спортсмена. Участвуя в соревнованиях, гандболист совершает большую работу.
В этой игре очень важен уровень подготовки спортсменов, а также уровень развития скоростно-силовых качеств. Существуют различные методики развития данных качеств спортсменов.
1. Ивасюк В.И. (ред.) Гандбол Пособие для учителя. — Киев: Радянська школа, 1989. — 128 с.
2. Игнатьев А. Средства подготовки игроков в гандбол// Издание: Спорт, 2015.
3. Игнатьева В.Я. Гандбол. Подготовка игроков в спортивных школах, М. : Советский спорт, 2013 .— 288 с.
4. Игнатьева В.Я. Гандбол. Учебное пособие для ин-тов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1983, 200с.
5. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: Методическое пособие. - М.: Светский спорт 2004. -216с.
6. Игнатьева Валентина. Теория и методика гандбола. Учебник. Москва: Спорт, 2016. — 328 с.
7. Изаак В.И., Набиев Т.Э. Техника и тактика гандбола// Ташкент: Университет, 2008. — 177 с.
8. Кемза Р.А. Гандбол// Учебно-методическое пособие. — Петрозаводск: Карельский государственный педагогический университет (КГПУ), 2003. — 32 с.
9. Клусов Н.П. Гандбол// Справочник. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 224 с.
10. Клусов Н.П. Ручной мяч в школе / Н.П. Клусов - М.: Просвещение, 1986. - 125 с.
11. Клусов Н.П. Тактика гандбола / Н.П. Клусов. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 151 с.
12. Кудрицкий В.Н. Гандбол. Техника, тактика игры и методика обучения. -Брест,Ю БГТУ 2002 - 142 с.
13. Кудрицкий В.Н., Миронович С.П. Этот быстрый ручной мяч// Минск, Полымя, 1988.—128 с.
14. Кудрицкий В.Н., Миронович СП. Этот быстрый ручной мяч.- Мн.: Полымя, 1988.-128 с.
15. М.В.Сахарова, С.А.Сидорчук,/ Методики совершенствования скоростной выносливости гандболистов высокой квалификации в подготовительном периоде// Научно-теоретический журнал «Учетные записки» №7(77)- 2011 г.
16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
17. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ./Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с, ил.
18. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
19. Ручной мягч / Под общ. ред. В.А. Кудрашова и Э.И. Бобровича. Мн., Вышэйш. школа, 1975.
20. Соколов В.Н. Методика начального обучения в гандболе// СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 49 с.
21. Спортивные игры. Учебник для физ. ин-тов. Под ред. Портных Ю. И. М., Физкультура и спорт, 1985.
22. Спортивные игры. Учебное пособие для педагогических факультетов институтов физической культуры / Под общ. ред. П.А. Чумакова М., Физкультура и спорт, 1966.
23. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под. ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004. - 520 с.
24. Сурнина С.В., Прыткова Е.Г., Ерошенко И.А. Гандбол. Теория и методика преподавания в вузах// Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2017. — 96 с.
25. Учебная программа: Физическая культура и здоровье V - XI классы. Мн: национальный институт образования, 2009 - 112с.
26. Шестаков М.П. Гандбол. Тактическая подготовка// Издание: СпортАкадемПресс, 2001.
27. Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Гандбол тактическая подготовка// М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 132 с.