Введение
1 Теоретико-методологические аспекты изучения специфики представлений о супружеских ролях в ранней юности
1.1 Понятие супружеской роли в современных психологических исследованиях
1.2 Общая характеристика психологического развития в ранней юности
1.3 Особенности представлений о супружеских ролях в ранней юности
2 Эмпирическое исследование представлений о супружеских ролях в ранней юности
2.1 Организация и процедура проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3 Практические рекомендации по коррекции представлений о супружеских ролях в ранней юности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что представления о супружеских ролях отражают потенциальные личностные возможности, уровень зрелости которых в юношеском возрасте является одним из показателей успешной социализации. Потому изучение представлений о супружеских ролях вызывает особый интерес особенно в период ранней юности.
Юношеский возраст представляет собой период интенсивного формирования представлений о супружеских ролях. Это обусловлено появление на этом возрастном этапе таких предпосылок как овладение понятийным мышлением, накопление морального опыта, изменение социального положения. Формирование представлений в юношеском возрасте о супружеских ролях указывает на переход нового уровня развития личности – личностной зрелости.
Период в жизни современных девушек и молодых людей, который предшествует вступлению в брак и созданию семьи, в современном обществе наполнен определенными стереотипами, представлениями о мотивах вступления в брак, об образах мужчины и женщины, об их супружеских ролях. Юноши и девушки по-разному воспринимают и представляют распределение ролей между супругами, что зависит от многих факторов. Основные факторы, которые могут оказывать влияние на такие представления, это: пол, возраст, индивидуально-психологические особенности, уровень развития личностной зрелости.
В раннем юношеском возрасте имеются все предпосылки для становления и формирования личностной зрелости. В этот период происходит интенсивное развитие ответственности, потребности в заботе о других людях, способности к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию знаний и способностей, к конструктивному решению различных проблем. Личностно зрелый человек обладает потребностью выходить за существующие пределы своей жизни и решать проблемы совершенствования и развития как своего общества, так и всего человечества, активно владеет своим социальным окружением.
Изучение проблемы представлений о супружеских ролях в ранней юности имеет практическую актуальность, так как на основе полученных результатов можно разработать рекомендации по коррекции представлений о супружеских ролях в ранней юности.
Проблемой изучения супружеских ролей занимались такие авторы как: Ю.Е Алешина, И.С. Клецина, И.С. Кон, Н.И. Олифирович, В.М. Целуйко, А.В. Черников, Л.Б. Шнейдер и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУПРУЖЕСКИХ РОЛЯХ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
1.1 Понятие супружеской роли в современных психологических исследованиях
Понятие роли включает определенную совокупность ожиданий каждого человека в отношении и своего собственного поведения, и поведения другого человека при взаимодействии с ним в конкретной ситуации. Роль – это социальная функция личности, которая соответствует принятым нормам, способ поведения человека в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Супружеская роль – один из видов социальных ролей человека в обществе.
Принятие супружеских ролей осуществляется в соответствии с социокультурными нормами и стандартами, определяющими критерии оценки успешности выполнения ролей. Согласно Л.Б. Шнейдер, ролевое поведение характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, то есть степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью, т.е. противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли [24, с. 169].
По мнению Т.Н. Ивановой, успешное выполнение супружеской подсистемой ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько серьезно добросовестно каждый из супругов относится к своим обязанностям, выполняет свою супружескую роль, а с другой стороны, насколько приписанное ролевое поведение соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу [10, с. 72].
С позиций А.В. Черникова, чтобы семья могла эффективно функционировала, ее ролевая структура должна отвечать следующим требованиям:
– непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;
– выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи;
– принятые роли должны соответствовать возможностям личности, не должно быть явления «ролевой перегрузки» [22, с. 145].
Согласно Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской, в современной семье супруги могут выполнять следующие роли:
– ответственный за материальное обеспечение семьи. Реализация данной роли предполагает разные дела и обязанности, которые связаны с зарабатыванием денег, обеспечением материального уровня существования семьи. Преимущественно такая роль воспринимается большинством людей как мужская, ее отводится супругу;
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУПРУЖЕСКИХ РОЛЯХ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
2.1 Организация и процедура проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить представления о супружеских ролях в ранней юности.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование представлений о супружеских ролях в ранней юности с помощью метода проса;
3) на третьем этапе проводилось обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе учреждения образования «Средняя школа №2 г. Бреста». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 11 классов в возрасте 16-17 лет (ранний юношеский возраст). Выборку исследования составили 15 юношей и 15 девушек.
Гипотеза исследования: существует связь между представлениями о супружеских ролях и личностной зрелостью в ранней юности.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить представления о супружеских ролях в ранней юности;
2) определить уровень личностной зрелости в ранней юности;
3) установить наличие или отсутствие взаимосвязи между представлениями о супружеских ролях и личностной зрелостью в ранней юности.
Методы исследования: опрос, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика «Распределение ролей в семье» Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозман, Е.М. Дубовской [1].
Назначение методики: диагностика особенностей распределения ролей в семье между супругами. С помощью методики также можно определить представления о супружеских ролях в ранней юности.
Шкалы методики (роли в семье):
– роль ответственного по уходу за ребенком;
– роль семейного «психотерапевта»;
– ответственный за материальное обеспечение семьи;
– организатор развлечений;
– роль хозяина – хозяйки;
– сексуальный партнер;
– организатор семейной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Рассмотрено понятие супружеской роли в современных психологических исследованиях. Супружеская роль – это один из видов социальных ролей человека в обществе, социальная функция личности, которая соответствует принятым нормам и правилам, способ поведения супругов в супружеской подсистеме. Супружеские роли могут быть: традиционными, товарищескими и партнерскими. В современной семье супруги могут выполнять следующие роли: ответственный за материальное обеспечение семьи, роль «психотерапевта», ответственный по уходу за детьми, роль воспитателя, сексуальный партнер, организатор досуга, ответственный за поддержание родственных связей, хозяин или хозяйка. Распределение супружеских ролей во многом будет зависеть от того, будут ли партнерские комбинации конгруэнтны (совпадать), соответствовать представлениям и ожиданиям друг друга, комплементарными.
2. Охарактеризовано психологическое развитие в ранней юности. Ранний юношеский возраста представляет собой важнейший период в развитии личности. Изменение социальной ситуации развития в этом возрасте связаны с необходимостью выбора пути профессионального развития и своего жизненного пути. В старшем школьном возрасте происходит активное становление самосознания, самопонимания, рефлексии, развитие ценностных ориентаций и мировоззрения, формирование образа возможного будущего. В этом возрасте происходит повышение ответственности, социальной активности, установление более зрелых отношений, целенаправленное регулирование собственного отношения к окружающей среде и к своей деятельности. В раннем юношеском возрасте формируется фундамент личностной зрелости.
3. Выявлены особенности представлений о супружеских ролях в ранней юности. Юноши и девушки имеют различные представления о супружеских ролях. С позиций юношей муж в семье должен выполнять такие супружеские роли как роль организатора развлечений, роль ответственного за материальное обеспечение семьи, сексуальный партнер, передав другие функции своей супруге. По мнению девушек, жена в семье должна выполнить такие супружеские роли как роль ответственного по уходу за ребенком, роль семейного «психотерапевта», возложив другие обязанности на супруга. И юноши, и девушки примерно в равной степени полагают, что роль хозяина – хозяйки должна быть поделена между женой и мужем поровну. У юношей и девушек в структуре личностной зрелости отдельные ее составляющие выражены на различном уровне. Юноши обладают высоким уровнем мотивации достижения, высоким уровнем Я-концепции, низким уровнем чувства гражданского долга, высоким уровнем жизненной установки, низким уровнем способности к близости.
1. Алешина, Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. – М., 1987. – С. 78–90.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
4. Бадашкеев, М. В. Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников / М. В Бадашкеев // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 20. – С. 202–203.
5. Белогай, К. Н. Психологические аспекты незарегистрированных браков в период ранней взрослости / К. Н. Белогай, О. В. Зульбухарова // Вестник КГУ. – 2009. – № 1. – С. 66-70.
6. Богданова, Л. П. Гражданский брак в современной демографической ситуации / Л. П. Богданова, А. С. Щукина // Социс. – 2003. – № 7. – С. 100–104.
7. Гильбух, Ю. З. Тест-опросник личностной зрелости // Психодиагностика и дифференцированное обучение / Ю. З. Гильбух. – Киев: НПЦ 1994. – 14 с.
8. Дюльдина, Ж. Г. Влияние возрастных особенностей в процессе приобщения юношей к семейным ценностям / Ж. Н. Дюльдина // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). – 2012. – № 1 (1). – С. 73–82.
9. Закирова, М. А. Развитие ответственности в юношеском возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / М. А. Закирова. – Казань, 2010. – 18 с.
10. Иванова, Т. Н. Супружеские роли в условиях трансформации современного общества / Т. Н. Иванова, М. В. Устинова // Концепт. – 2016. – Т. 38. – С. 70–74.
11. Клецина, И. С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности / И. С. Клецина // Женщина в российском обществе. – 2009. – № 3. – С. 29–41.
12. Кон, И. С. Мужчина в меняющемся обществе / И. С. Клецина. – М. : Время, 2009. – 496 с.
13. Малютина, Е.А. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Е.А. Малютина // Омская государственная медицинская академия. – 2014. – № 2. – С. 129–133.
14. Мерзлякова, С. В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов : автореф. дис.канд. психол. наук : 19.00.13 / С. В. Мерзлякова. – Астрахань, 2006. – 17 с.
15. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 563 с.
16. Петрова, В. Н. Представления старшеклассников в будущем как аспект их социализации / В. Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. – 2003. – № 2. – С. 140–143.
17. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М. : Просвещение, 2002. – 312 с.
18. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
19. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
20. Семенова, Л.Э. Гендерная специфика представлений старших подростков о ролевых обязанностях супругов / Л.Э. Семенова, Е.А. Урусова // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 2. – С. 1–7.
21. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М. : Владос, 2004. – 287 с.
22. Черников, А.В. Системная семейная терапия : Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.
23. Шевцова, Ю. А. Представления о гендерных ролях в юношеском возрасте / Ю. А. Шевцова // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету. – 2014. – Вип. 115. – С. 263–264.
24. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2006. – 768 с.
25. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб. : Питер, 2000. – 312 с.