Введение
Глава 1 Теоретико – методологические аспекты изучения проблемы профилактики стоматологических заболеваний как составляющей ЗОЖ
1.1 понятие здорового образа жизни в современной литературе
1.2 профилактика стоматологических заболеваний как составляющая здорового образа жизни
Глава 2 Особенности профилактики стоматологических заболевания как составляющей здорового образа жизни
2.1 организация и методики исследования
2.2 программа по профилактике стоматологических заболеваний в учреждения образования
2.3 анализ эффективности проведенной программы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Здоровый образ жизни - единственный образ жизни, способный восстанавливать, поддерживать и улучшать здоровье населения. Поэтому формирование этого образа жизни среди населения является важнейшей социальной задачей общегосударственного значения и масштабов в Республике Беларусь. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, достигать успеха в различных видах деятельности.
Изучением данной проблемы занимались различные авторы. Среди них наиболее известны работы белорусских авторов Г.Ф. Бедулиной [5], А.А. Жариковой [10], А.И. Крупенниковой [18], Я.Л. Мархоцкого [24], Н.В. Самусевой [31], А.Н. Сизанова [33], А.Г. Фурманова [37], М.Н. Хурсы [12] и т.д. Также теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в научных работах И.И. Брехмана [6], В.В. Колбанова [16], О. Селевко [32].
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет профилактика стоматологических заболеваний. Болезни зубов у пациентов подросткового возраста занимают одно из первых мест по значимости, а следовательно, и по обращаемости в детские лечебные учреждения стоматологического профиля. На сегодняшний день доказана взаимосвязь между заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и патологическими процессами, возникающими в полости рта. Доказано, что рецепторы, расположенные в слизистой оболочке полости рта, являются одним их мощных источников различных рефлексов, оказывающих влияние на моторику и секреторную деятельность органов пищеварительной системы. Большую роль в развитии заболеваний пищеварительной системы у подростков играет заболеваемость кариесом и его осложнениями.
Цель работы: выявить особенности профилактики стоматологических заболеваний как составляющая здорового образа жизни.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни учащихся.
Предмет исследования: содержание работы по профилактике стоматологических заболеваний как составляющая здорового образа жизни.
Гипотеза исследования: программа по профилактике стоматологических заболеваний будет способствовать формированию навыков здорового образа жизни школьников.
Глава 1 Теоретико – методологические аспекты изучения проблемы профилактики стоматологических заболеваний как составляющей ЗОЖ
1.1 Понятие здорового образа жизни в современной литературе
Еще в древности люди думали о том, как сохранить и укрепить самое ценное в их жизни - здоровье. Уже тогда человек понимал, что здоровье является источником духовных сил, побуждающих его жить, работать, продуктивно работать и общаться в различных сферах жизни. Великие философы-мыслители утверждали, что сам человек должен главным образом думать, заботиться о своем здоровье, благополучии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье [6, 8, 12]. Народные пословицы «Жизнь - это движение», «В здоровом теле - здоровый дух» поворачивают вектор актуализации этой проблемы в сторону социальной активности, поскольку человек в основном связывает с образованием, образованием и отдыхом около четверти своей жизни, и Большая часть населения Республики Беларусь они являются постоянными участниками этих процессов.
Современный мир показал, что в условиях экологического кризиса резко усилился конфликт между деятельностью человека и возможностями природной среды, что в конечном итоге привело к снижению уровня здоровья не только нации, но и каждого человека. и усугубил саму ситуацию устойчивого развития общества.
Несмотря на большое значение, придаваемое здоровью в современном мире, понятие «здоровье» долгое время не имело конкретного научного определения. И в настоящее время мы не можем сформулировать единый подход к его определению.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение здоровья: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [10, с. 88]. Несмотря на популярность этой концепции, она дает лишь теоретическую модель основных компонентов здоровья, не влияя на количественные критерии ее оценки. Здесь здоровье определяется как некое стабильное, неизменное, конечное состояние, количественно неизмеримое.
Известный кардиохирург Н.М. Амос рассматривает здоровье как способность проявлять резервы организма. Морская пехота Великобритании Баевский определяет здоровье как способность человеческого организма адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ним, основываясь на биологической, психической и социальной природе человека.
Глава 2 Особенности профилактики стоматологических заболевания как составляющей здорового образа жизни
2.1 Организация и методики исследования
В ходе данного исследования был проведен анализ практического опыта работы по профилактике стоматологических заболеваний на базе ГУО «Гимназия № 43 г. Минска». В ходе работы было проведено исследование сформированности навыков здорового образа жизни и профилактики стоматологических заболеваний. В исследовании приняло участие 20 юношей и 20 девушек – учащихся 8-х классов. Было сформировано 2 выборки испытуемых: Группа №1 (юноши) и Группа №2 (девушки).
В ходе исследования были изучены стоматологические карты учащихся. Также для проведения исследования использовалась методика «Индекс отношения к здоровью» (Приложение 1).
Тест предназначен для выявления уровня и особенностей отношения к здоровью школьников, начиная с подросткового возраста. Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте; как устно, так и письменно. Предпочтительно: письменный индивидуальный вариант в неформальной обстановке.
Инструкция. «Из двух предлагаемых высказываний (А или Б), которые описывают противоположные мнения, ситуации и т. д., выберите то, которое кажется более подходящим для вас.
Если вам полностью подходит вариант А, зачеркните квадратик с соответствующей буквой, нарисованный между двумя высказываниями:
Если вы скорее склоняетесь к варианту Б, но тоже не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике нарисуйте стрелку в сторону квадратика с буквой «А»:
Если вы скорее склоняетесь к варианту А, но тоже не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике нарисуйте стрелку в сторону квадратика с буквой «Б»:
И наконец, если вам полностью подходит вариант Б, вы зачеркиваете квадратик с буквой «Б»:
Если вы считаете какую-то ситуацию маловероятной для вас, все-таки постарайтесь сделать свой выбор. В этом тесте, естественно, не может быть «правильных» и «неправильных» ответов: ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть».
Заключение
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, нужно помнить, что главное – это активное творение здоровья. Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения, оно включает систему отношений к себе и окружающим, к жизни в целом. Главным резервом здоровья человека является его образ жизни, положительно влияя на который, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Для творения здоровья необходимо формирование установки на здоровый образ жизни.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни, отношении к своему организму и здоровью как к духовной и физической ценности, должно осуществляться в соответствии с программами, учитывающими биологические закономерности развития организма, его психики на различных этапах онтогенеза, и современными методами образования, позволяющими формировать устойчивые мотивации поведения. Проблему оздоровления молодежи должны решать не только органы здравоохранения, но и семья, учебные учреждения и, не последнее место в этом процессе занимает общежитие. В связи с тем, что не во всех средних и высших учебных заведениях предусмотрена должность валеолога, роль специалиста по социальной работе в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако успешную реализацию этой важнейшей социальной задачи можно осуществить лишь при определенном уровне подготовленности специалистов по социальной работе.
Проведённое нами эмпирическое исследование позволило установить, что представления о здоровом образе жизни у испытуемых сводятся к занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. Вместе с тем, в качестве составляющих здорового образа жизни называются также ощущение счастья и гармония с собой. Таким образом, можно утверждать, что все диагностируемые имеют некоторое представление о здоровом образе жизни, однако подавляющее большинство его не придерживаются.
С учетом возрастных особенностей испытуемых и результатов проведенной диагностики нами была разработана программа, которая способствует здоровому образу жизни и профилактике стоматологических заболеваний в подростковой среде. Целью разработки нашей программы было, прежде всего, ненасильственно вовлечь молодежь при помощи средств социально-культурной деятельности и одновременно заинтересовать их мероприятиями по формированию здорового образа жизни и профилактике стоматологических заболеваний.
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.
2. Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья / В.А. Ананьев // Психология здоровья под ред. Г. С. Никифорова – СПб.: СПбГУ, 2000. – 328 с.
3. Андреев, В.И. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев – М. : Сфера, 2006. – 344 с.
4. Баейр, К. Здоровый образ жизни: пер. с англ. / К. Байер, Л. Шейнберг – М. : Мир, 2007. – 368 с.
5. Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни по методике «Обучение сверстников сверстниками» / Г.Ф. Бедулина // Социально-педагогическая работа. – 2006. – №6. – С. 35 – 40.
6. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 322 с.
7. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М. : Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 240 с.
8. Горцев, Г. Энциклопедия здорового образа жизни / Г. Горцев – М. : Вече, 2001. – 329 с.
9. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова – М. : Гардарики, 2006. – 204 с.
10. Жарикова, А.А. Проблемы формирования здорового образа жизни. Социальная работа с молодежью: пособие / А.А. Жарикова – Минск : Асвета, 2007. – 374 с.
11. Жарков, А.Д. Организация культпросвет работы: учебное пособие / А.Д. Жарков – М. : Просвещение, 1989. – 358 с.
12. Здоровый образ жизни как молодежная проблема: региональные аспекты / Г.М. Грибов, С.Т. Кавецкий, В.В. Коклюхин и др.; под ред. М.Н. Хурса – Минск : ИСПИ, 2002. – 384 с.
13. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л.В. Капилевич, В.И. Андреев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 102 с.
14. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский – М. : Сфера, 1989. – 327 с.
15. Кисилева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Т.Г. Кисилёва, Ю.Д. Красильников – М. : Издательство МГУК, 1995. – 344 с.
16. Колбанов, В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. – СПб.: Деан, 1998. – 232 с.
17. Кошман, М. Здоровье сбережение: понятие, сущность, технологии / М. Кошман // Пралеска. – 2005. – №1. – С. 17–19.
18. Крупенникова, А.И. Формирование здорового образа жизни на основе развития экологической культуры учащихся / А.И. Крупенникова // Физическая культура и здоровье. – 1998. – №3. – С. 23–29.
19. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи / Р.И. Купчинов – Минск: Нац. институт образования, 2007. – 185 с.
20. Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В.Р. Кучма – М. : Наука, 2001. – 184 с.
21. Лебедев, В.М. Валеологические аспекты в системе образования / В.М. Лебедев // Проблемы формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: Тезисы докладов Международной науч.-практ. конф. – Минск : Министерство спорта и туризма РБ, 1997. – С. 205-209.
22. Леус, П.А. Выявление факторов риска и оценка стоматологического здоровья детей школьного возраста в республике Беларусь с помощью комплекса объективных и субъективных индикаторов П.А. Леус, Н.В. Терехова, Е.И. Мельникова // Современная стоматология. – 2015. – № 2(61). – С. 48–54.
23. Лойко, О.Л. Формирование ценностного отношения к здоровью: педагогический анализ/ О.Л. Лойко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. – № 1. – С. 3–8.
24. Мархоцкий, Я.Л. Здоровый образ жизни: учеб. пособие / Я.Л. Мархоцкий, С.И.Судник – Мн: Мин. ин-т культуры, 1992. – 120 с.
25. Овчинникова, Т.С. Организация здоровье сберегающей деятельности в образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова – СПб.: Каро, 2006. – 176 с.
26. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М. : Индрик, 1997.– 944 с.
27. Педагогика и психология здоровья / под ред. Н.К. Смирнова – М. : АПКиПРО, 2003. – 284 с.
28. Петленко, В. П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность / В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко – СПб.: Питер, 1999. – 328 с.
29. Петрова, З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / З.А. Петрова – М. : МГИК, 1990. – 327 с.
30. Раковская, О. А. Социальные ориентиры молодежи / О. А. Раковская – М. : Наука , 2003. – 191 с.
31. Самусева, Н.В. Здоровый образ жизни как взаимосвязь физического, психического и социального здоровья / Н.В. Самусева // Адукацыя i выхаванне. – 2007. – № 9. – С. 26–31.
32. Селевко, О проблеме здоровья / О. Селевко, Н.Ю. Синягина // Здоровье всех от А до Я. – 2007. – № 1. – С. 2-10.
33. Сизанов, А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации / А.Н. Сизанов – Минск : Полымя, 2001. – 576 с.
34. Сизанов, А.Н. Психолого-педагогические принципы и интерактивные методы обучения здоровому образу жизни / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович // Здаровы лад жыцця. – 2001. – № 3. – С. 4-8.
35. Тарасевич, Е.В. Психопрофилактика употребления психоактивных веществ подростками и молодежью: учеб. метод. пособие / Е.В. Тарасевич, А.А. Головач, И.В. Садовникова – Минск : БелМАПО, 2005. – 100 с.
36. Фомина, Н. А. Формирование основ здорового образа жизни / Н.А. Фомина // Здаровы лад жыцця. – 2004. – №1. – С. 17-20.
37. Фурманов, А. Здоровый образ жизни /А.Г. Фурманов, Ю.Н.Князев – Минск : Асвета, 2003. – 322 с.