Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования валеологической культуры детей дошкольного возраста
1.1 Понятие и основное содержание термина «валеология»
1.2 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни в контексте валеологических представлений
Глава 2 Формирование основ валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1 Специфика формирования основ валеологической культуры в игре
2.2 Комплекс подвижных игр для формирования основ валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Понятие «здоровье» имеет много определений. Определение, данное Всемирной организацией здравоохранения, следует признать наиболее кратким: «Здоровье представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [1, с. 4]. Важное в этом и других определениях здоровья считается то, что оно интерпретируется как динамический процесс, который позволяет целенаправленно управлять им. Одной из неотложных задач является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья ребенка. Основным средством решения этой проблемы является формирование валеологической культуры.
Полное физическое развитие и здоровье ребенка является основой для формирования личности. Дошкольный возраст имеет решающее значение в формировании основы физического и психического здоровья. Благосостояние общества в целом зависит от уровня психического и физического состояния населения, от состояния его здоровья, поэтому проблема формирования валеологической культуры детей актуальна в современном обществе. Действительно, до семи лет происходит интенсивное развитие органов и формирование функциональных систем организма, раскрываются основные черты личности, формируется характер. На этом этапе важно развивать у детей базу знаний и практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематическом физическом воспитании и занятиях спортом. Многие негативные факторы влияют на здоровье детей: ухудшение состояния окружающей среды, снижение уровня жизни по всей стране, снижение социальных гарантий для детей в областях духовного и физического развития, нехватка времени и денег у родителей для полного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа детей из неполных семей, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования валеологической культуры детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие и основное содержание термина «валеология».
Валеология (от лат. быть здоровым) – это наука о здоровье [1, с. 7].
Предметом исследований валеологии является область здоровья человека. Основными проблемами валеологии являются: 1) здоровье как биосоциальная категория; 2) механизмы формирования здоровья; 3) методы определения конституциональных особенностей личности; 4) методы оценки индивидуальных особенностей здоровья человека и образа жизни; 5) практические способы сохранения и укрепления здоровья; 6) теория и методология валеологического образования [2, с. 8].
Объектом изучения валеологии является здоровый человек и человек с так называемым предварительным заболеванием, а целью валеологии является оснащение человека научными и теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практических знаний о здоровье тела. Валеология объединяет усилия врачей, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов по созданию медицинских исследований и технологий валеопрактики (здравоохранения). Валеология – это метаучная теория и практика здоровья. Валеология основана на морфологии и физиологии человека, терапии, гигиене, экологии, генетике, фитотерапии, гомеопатии, фармакологии, биотике, психологии, сексологии, физической культуре, ботанике, цитологии, астрологии и хрононаутии [3, с. 20].
Глава 2 Формирование основ валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
2.1 Специфика формирования основ валеологической культуры в игре.
Еще Н.К. Крупская рекомендовала использовать подвижные игры при работе с дошкольниками. Правильно организованные и систематически реализованные, они формируют характер, волю. Она подчеркнула, что в игре развивается сила ребенка, рука становится более упругой, тело становится более гибким, точным, развивается зрение, интеллект, находчивость, инициативность.
Е.А. Покровский подчеркнул, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют самого широкого участия всех духовных и телесных сил: при умном, вдумчивом движении тела и его членов существует смело продуманный план, скорость принятия решений. Осторожность при выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость при выполнении плана с четко определенной целью. Большинство игр этого типа проводятся на свежем воздухе, на открытых пространствах, и ясно, что игры такого рода, несомненно, способствуют улучшению здоровья и развитию организма ».
Игра на свежем воздухе – это всегда эмоциональная активность, связанная с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым инструментом развития детей, играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Есть игры малой, средней и большой подвижности, они проводятся в групповой комнате, в гимнастических и в музыкальных залах, а также на прогулках. Как известно, игры развивают физически, умственно, морально, влияют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), развивают эстетику, рабочие навыки и имеют большое значение для здоровья.
Заключение.
Данная курсовая работа посвящена одной из актуальных проблем педагогики – формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты, которые были получены в процессе написания теоретического и практического исследования по проблеме формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, позволили сделать следующие выводы:
В первой главе на основе теоретического анализа литературы изучаются вопросы теории и практики формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Под определением здорового образа жизни мы понимаем активную работу людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Основные составляющие здорового образа жизни: рациональная физическая активность, закаливание организма, правильное питание, сохранение психоэмоционального состояния. Основными результатами культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенком самого себя, своих способностей и способов их развития больше всего влияют образовательные учреждения, на которые возложена задача формирования культуры здорового образа жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни позволит воспитывать физически развитых, психологически здоровых детей.
1. Билич, Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова.– СПб. : Водолей, 1998. – 560 с.
2. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение / Г.К. Зайцев. – СПб. : Акцидент, 1997. – 92 с.
3. Давиденко, Д.Н. Валеология – научно-педагогическая основа культуры здоровья / Д.Н. Давиденко // Ученые записки. – 2006. – № 21. – С. 20–23.
4. Имангалиев, А.С. Педагогическая валеология / А.С. Имангалиев. – Алматы : Ален, 1998. – 262 с.
5. Колбанов, В.В. Валеологический практикум : учеб. пособие / В.В. Колбанов. – 3-е изд., испр. и допол. – СПб. : ЭЛБИ – СПб, 2011. – 224 с.
6. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. — М. : Юрайт, 2016. – 540 с.
7. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2006. – 607 с.
8. Мархоцкий Я.Л. Валеология : учебное пособие/ Я.Л. Мархоцкий. – Минск : Вышэйшая школа, 2010. – 286 c.
9. Татарникова, Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве : монография / Л.Г. Татарникова. – СПб. : Крисмас, 1999. – 171 с.
10. Днепров, Э.Д. Ушинский и современность / Э.Д. Днепров. – М. : Гос. ун-т Высшая школа экономики, 2007. – 232 с.
11. Здоровьесберегающее образование в инновационных условиях: теория, методология, практика и опыт : коллективная монография / науч. ред. А.Г. Маджуга, ответств. ред. С.Н. Сладков. – Обнинск : Интеллект будущего, 2013.– 280 с.
12. Карепова Т.Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!» / Т.Г. Карепова, И.Ю. Жуковин //Психолог в детском саду. – 2006. – №3. – С. 52-80.
13. Солопов, В.Н. Астма: как вернуть здоровье / В.Н. Солопов. – М. : Электрон, 2002. – 240 с.
14. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.
15. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М. : АРКТИ, 2000. – 88 с.
16. Алямовская, В.Г. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 7-23.
17. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.
18. Коменский Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци; сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М. : Педагогика, 1989. – 416 с.
19. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» : лекции 1-3 / В. Г. Алямовская. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 80 с.
20. Вайнер, Э.Н. Непрерывное валеологическое образование и комплексное оздоровление детей дошкольных и школьных возрастов. г. Липецк : региональная программа / Э.Н. Вайнер, Т.Э. Вайнер. – Липецк, 1997. – 28 с.
21. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова.– Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 245 с.
22. Лазарев, М.Л. Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей : автореф. дис. канд. псих. наук / М. Л. Лазарев. – М. : Рос. академия образования Ордена Трудового Красного знамени. Психол. ин-т, 1997. – 20 с.
23. Шебеко, В.А. Содержательные характеристики формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего дошкольного возраста / В.А. Шебеко, О.В. Латыговская // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2017. – Том 3. № 1. – С. 258-269.
24. Аринчин, Н.И. Здравосозидание / Н.И. Арчинин. – Минск : Изд-во Белорусского гуманитарного образовательно-культурного центра, 1998. – 120 с.
25. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 420 с.
26. Шишкина, В.А. В детский сад – за здоровьем : пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск : Зорны верасень, 2006. – 184 с.
27. Шишкина, В.А. Базисная модель физического воспитания детей дошкольного возраста в Республике Беларусь / В.А. Шишкина. - Могилев, 2007. - 238 с.