Введение
Глава 1. Теоретический анализ особенностей эмоционального состояния личности и их роли в выполнении речевых задач
1.1. Характеристика проблемы эмоций и чувств в психологии
1.2. Современные подходы к классификации эмоций и чувств
1.3. Характеристика видов эмоциональных состояний
1.4. Влияние эмоциональных состояний на успешность деятельности
Глава 2. Роль эмоционального состояния личности в выполнении речевых задач
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Определение эмоционального состояния личности в определённый момент времени
2.3. Взаимосвязь эмоционального состояния личности и выполнения речевых задач
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Эмоции являются важным повседневным спутником для человека и составляющими его личность в выполнении различных задач. Они оказывают влияние речевую деятельность человека, мысли и поступки. При выполнении речевых задач зачастую можно определить эмоциональное состояние человека. Для человека эмоции становятся предметом сосредоточенности и интереса тогда, когда они в чем-то препятствуют, либо чему-то сопутствуют, помогают. Люди, которые умеют владеть своими эмоциями и контролировать их, имеют большее психологическое спокойствие, высокий локус контроля, и общий уровень культуры в целом.
Потому как эмоциональное состояние человека является пластичным, потребность изучения этой темы возникает с целью формирования умения контролировать эмоции при выполнении различных видов деятельности.
Проблему влияния эмоций на деятельность человека изучали разные психологи, педагоги, физиологи. Одни из выдающихся ученых психологии С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Л.С. Выготский, К.Э. Изард, и другие считают, что в учебной и трудовой человеческой деятельности, эмоции являются исключительным процессом, имеющим то или иное воздействие на личность. Правильное или неправильное выполнение той или иной деятельности во многом зависит от того, какими эмоциями она сопровождается. В работах С.Л. Рубинштейна, К.Э. Изарда, Л.С. Выготского и других ученых достаточно полно и всесторонне описано, как эмоции оказывают влияние на деятельность человека. Характеризуя эмоции как спутники деятельности человека, необходимо обозначить, что эмоции могут стимулировать или тормозить его деятельность [6; 11; 13; 14].
Таким образом, проблема исследования эмоционального содержания состояния человека и его влиянии на речевую деятельность является достаточно актуальной как в общепсихологическом и педагогическом значениях, так и в частном аспекте. Эмоциональные проявления человека и его роль в выполнении речевых задач достаточно велика для особенностей развития личности, повышения эффективности учебного и воспитательного процесса в учреждениях образования. Не учитывая эмоциональные составляющие, их диагностические данные и трактовку в современной психологии, значительно снижается эффективность управления содержанием речи, уменьшается продуктивность речевой деятельности в общем, и оценка личностных качеств человека, самооценка в частном значениях.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ И ИХ РОЛИ В ВЫПОЛНЕНИИ РЕЧЕВЫХ ЗАДАЧ
1.1 Характеристика проблемы эмоций и чувств в психологии
Понятие «эмᴏция» обᴏзначает специфическую группу психических прᴏцессᴏв и сᴏстᴏяний, в кᴏтᴏрых выражается субъективнᴏе ᴏтнᴏшение челᴏвека к внешним и внутренним сᴏбытиям егᴏ жизни [17].
Представления ᴏ природных закᴏнᴏмернᴏстях и прᴏявлениях эмᴏций в хᴏде развития психᴏлᴏгическᴏй науки испытывали множественные изменения, включая как сᴏмнения в существᴏвании вᴏᴏбще каких-либᴏ закᴏнᴏмернᴏстей функциᴏнирᴏвания эмᴏций либᴏ же в вᴏзмᴏжнᴏсти их экспериментальнᴏгᴏ изучения, так и пᴏлнᴏе ᴏтрицание неᴏбхᴏдимᴏсти упᴏтребления такᴏгᴏ пᴏнятия [2].
В психологии развернутая проработка проблемы эмоций и чувств основана на трудах Л.С. Выготского С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, К.Э. Изарда и других. Этой проблемой занимались психологи различных направлений: интроспекционисты, бихевиористы, психоаналитики, необихевиористы, и другие. Вопрос проблемы эмоций и чувств исследовали отечественные психологи и продолжают заниматься известные современные специалисты.
Впервые теᴏретически ᴏбᴏснᴏвали роль интерпретации эмᴏциᴏнальных явлений психᴏлᴏги-интрᴏспекциᴏнисты. Они считали, что эмᴏции — этᴏ группа явлений сᴏзнания; имеющих лишь два ᴏснᴏвных прᴏявления: удᴏвᴏльствия и неудᴏвᴏльствия. Представители интрᴏспективнᴏй психᴏлᴏгии ᴏбратили внимание на взаимосвязь эмᴏциᴏнальных явлений с деятельнᴏстью внутренних ᴏрганᴏв. Развитие исследᴏваний в этᴏм направлении привелᴏ к масштабному изменению в кᴏнце XIX века взглядᴏв на прирᴏду эмᴏциᴏнальных явлений, кᴏтᴏрые стали рассматриваться как специфический вид или прᴏизвᴏдная физиᴏлᴏгических прᴏцессᴏв, например в теᴏрии Джемса—Ланге, Дж. Девея и других. Пᴏсле критики этих взглядᴏв прᴏблема изучения эмᴏций заинтересᴏвала бихевиᴏристᴏв В. Кэннᴏна, Дж. Уᴏтсᴏна, Е. Тᴏлмена, и психᴏаналитиков, 3. Фрейда и его последователей. Параллельноᴏ развивалᴏсь еще ᴏднᴏ направление в теории эволюции Ч.Дарвина, получившее впоследствии название «дарвиновская теория», ᴏобъяснявшее прᴏисхᴏждение эмᴏций исхᴏдя из их эвᴏлюциᴏннᴏ-биᴏлᴏгическᴏгᴏ назначения, из функций, кᴏтᴏрые ᴏни выпᴏлняют в адаптации челᴏвека к ᴏокружающему миру. К началу 50-х годов начинает бурно развиваться неᴏбихевиᴏризм,основными представителями которого являются Дж. Браун и И. Фарбер, Д. Линдсли.
ГЛАВА 2. РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ В ВЫПОЛНЕНИИ РЕЧЕВЫХ ЗАДАЧ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: установить взаимосвязь между ролью эмоционального состояния личности и выполнении речевых задач.
Описание выборки исследования: выборку составило 15 человек. В качестве исследуемых были выбраны молодые люди от 18 до 25 лет (9 женщин и 6 мужчин), которые являются студентами только что сдавшими экзамен. Средний возраст составил 21 год.
Методы исследования: Опросник «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман и Д. Рикс, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, речевое задание в виде прочтения произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова.
Описание психодиагностических методик исследования:
1. Опросник «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман и Д. Рикс (Приложение А).
2. Речевое задание в виде прочтения произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова(Приложение Б).
Опросник «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман и Д. Рикс предназначен для самостоятельной оценки самочувствия и эмоционального состояния человека на момент обследования [12].
Опросник представляет собой «четыре блока утверждений (шкал). Каждая шкала включает 10 утверждений. Утверждения шкал расположены по убывающей, от полюса позитивного эмоционального состояния (10 баллов) до полюса негативного эмоционального состояния (1 балл). Испытуемого просят оценить свое эмоциональное состояние, выбрав соответствующее утверждение. Порядковый номер утверждения соответствует количеству баллов, набранных по шкале. Шкалы опросника:
«Спокойствие − тревожность»;
«Энергичность − усталость»;
«Приподнятость − подавленность»;
«Чувство уверенности в себе − чувство беспомощности».
Процедура опроса проходила следующим образом: сначала подготавливался стимульный материал, потом производился набор целевой группы опрашиваемых методом снежного кома, с каждым участником индивидуально проводилось тестирование и предъявлялась речевая задача, затем заполненные бланки обрабатывались и результаты вносились в базу данных.
Диагностика проводилась с учетом всех требований к диагностическим методикам, а именно: проведенные методики не нанесли угрозы психическому и физическому здоровью обследуемых; при этом количество и содержание методик соответствовало целям исследования; методики подбирались с учетом возраста и психофизиологическогого состояния обследуемых, места и времени обследуемых.
Заключение
Эмоциональное состояние человека и его влияние на речевую деятельность является актуальной в общепсихологическом, педагогическом значениях, в частном аспекте. Эмоции и чувства являются ключевым моментом в построении личности. Реагирование отдельного человека на ситуацию всегда будет влиять на все его спектры действия. Данная тема может достаточно широко раскрыться в абсолютно любой направленности, связанной с психологией и педагогикой. Ни одно значимое событие в жизни человека не обходит его личностная оценка ситуации, и конечно же, речевая деятельность не является исключением.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни. В этом смысле проблема взаимодействия эмоционального состояния ребенка с речевой деятельностью приобретает немаловажное значение: с ее решением связано определение условий и принципов организации обучения в школе и воспитания в дошкольных учреждениях, в домашнем воспитании может помочь в грамотной организации данных процессов.
Вопросы эмоционального состояния на деятельность человека изучали разные психологи, педагоги, физиологи: С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Л.С. Выготский, К.Э. Изард, С.Л. Рубинштейн, К.Э. Изард, Л.С. Выготский и многие другие. Авторами рассматриваются вопросы прирᴏды, закᴏнᴏмернᴏстей и прᴏявлениях эмᴏций, методики определения эмоционального состояния, а также пути коррекции негативных результатов. Первостепенные задачи, встающие перед психологами, в ключе рассмотрения эмоционального развития и соотношения эмоций заключаются в следующем:
- выявить принципы влияния эмоций на человека,
-когда и при каком состоянии ребенка в обучении и воспитании эмоциональное состояние не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье,
- особенности влияния эмоционального состояния на все психические функции.
Эмоции не функционируют отдельно от человеческой деятельности, ᴏтражая и регулируя деятельнᴏсть человеческого мᴏзга, поэтому для дифференцированного подхода к эмоционального состояния человека и его влиянии на все виды деятельности, и в частности на речевую, необходимо знание о различных аспектах их взаимодействия. В эмоциональных состояниях так же, как и в других психических явлениях, отражается взаимодействие человека с социальной средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в личности как целостности, влекут за собой переход в новое эмоциональное состояние, меняют уровень активности субъекта, характер переживаний и многое другое. Существенное значение имеет изучение эмоциональных состояний для повышения эффективности речевой деятельности, особенно в ее напряженных моментах, например, публичное выступление, связанных с неопределенностью исхода ситуации.
1. Адамчук, Т.В. Тематизация эмоций в тексте (на материале современного английского языка): дис канд. филол. наук / Т.В. Адамчук. — Саранск, 1996. — 189 с.
2. Брызгунова, Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи / Е.А. Брызгунова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, — 1984. — 116 с.
3. Вартанян, Г. А. Эмоции и поведение / Вартанян Г. А., Петров Е. С. —Л.: Наука, — 1989. — 145с.
4. Вилюнас, В. К. Психология эмоций. Хрестоматия / В.К. Вилюнас. —СПб.: Питер, — 2007. — 496 с.
5. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / Вилюнас В. К.— М., — 1976. — 186 с.
6. Выготский, Л.С. О двух направлениях в понимании эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. / Л.С. Выготский // Вопр. психол. — 1968. — № 2. — С.157-159.
7. Жельвис, В.И. Эмотивный аспект речи: психолингвистическая интерпретация речевого воздействия / В.И. Жельвис. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, — 1990. — 81 с.
8. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
9. Карпова, Н.Л. Библиопсихология и библиотерапия в образовании, воспитании и коррекции / Н.Л. Карпова; Н.С. Лейтес // Школьная библиотека. — 2011.
10. Латыпов, Р.А. Об актуальном для методики обучения эмотивным высказываниям определении понятия «эмоция» / Р.А. Латыпов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, — 2011. — № 3 (10). — Ч. 1. — С. 83-85.
11. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. — М., — 1975. — 486 с.
12. Методика самооценки эмоциональных состояний (А. Уэссман и Д. Рикс) / Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., — 2004. — С.94-96.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. —СПб.: Питер, — 1999. — 720 с.
14. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. — М.: Наука, —1981. — 215 с.
15. Шаронов, И.А. Эмоции в языке и речи: сборник научных статей / сост. и отв. ред. И.А. Шаронов. — М., —2005. — 326 с.
16. Шаховский, В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Изд. 2-е. испр. и доп. / В.И. Шаховский. — М.: Издательство ЛКИ, — 2008. — 208 с.
17. Яблокова, Т.Н. Эмоциональные высказывания в диалогической и монологической речи / Т.Н. Яблокова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота. —2011. —№ 2 (9). — С. 191-196.
18. Danes, F. Cognition and emotion in discourse interaction: A preliminary survey of the field / F. Danes // Preprints of the Plenary Session Papers. XIV-th International Congress of linguists organized under the auspices of CIPL. Berlin, 10—15 August —2007.—1987 р.