Введение
Глава 1 Особенности словообразования у дошкольников со стертой формой дизартрии
1.1 Специфика словообразования русского языка
1.2 Особенности процесса словообразования дошкольников
1.3 Особенности формирования системы словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
Глава 2 Характеристика навыка словообразования у детей
2.1 Оценка уровня сформированности словообразовательных умений у дошкольников со стертой формой дизартрии
2.2 Пути формирования словообразовательных умений у дошкольников со стертой формой дизартрии
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение.
Речевая функция представляет собой одну из важнейших функций человека. В процессе развития речи у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регулированию поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективной работе.
Число детей с нарушением речевого развития неуклонно растет. Среди них значительная часть детей, которые не овладели звуковой стороной языка в нормативные сроки, которые имеют недостатки слухового и интеллектуального развития. Выделяется и группа детей со стертой формой дизартрии.
В общей системе коррекционно-развивающего обучения детей со стертой формой дизартрии особое место отводится развитию словарного запаса. Основным способом пополнения словаря является словообразование.
Овладение ребенком словообразованием играет важную роль в развитии его языковой компетенции, устного общения и соответствующей полноценной адаптации в обществе.
Актуальность исследования состоит в том, что психологические, лингвистические и психолингвистические исследования подчеркивают значительную роль овладения процессами словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевого общения в целом зависит от полноценного мышления и словообразования.
Глава 1 особенности словообразования у дошкольников со стертой формой дизартрии.
1.1 Специфика словообразования русского языка.
По данным лингвистического энциклопедического словаря словообразование представляет собой:
1) формирование слов, называемых производными и сложными, обычно основанными на однокоренных словах с применением существующих шаблонов и языковых моделей с использованием аффиксации, композиции, преобразования и других формальных средств.
2) раздел лингвистики, который изучает все аспекты создания, функционирования, структуры и классификации производных и сложных слов. Словообразование, обеспечивающее процесс номинации и его результаты, играет важную роль в классификации познавательной деятельности человека и выступает в качестве одного из основных средств пополнения словарного запаса языка, а также установления связей между отдельными частями речи. Будучи доктриной о создании новых имен как мотивированных однословных признаков языка, словообразование можно рассматривать как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом и статическом аспектах, как в диахронических, так и в синхронных отношениях [9].
Из этого определения ясно, что понятие «словообразование» в лингвистике можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, словообразование – это процесс или результат образования слов, с другой – раздел лингвистики.
Предметом непосредственного изучения словообразования является производное слово, его состав, структура и способы его формирования как действующей в языке единицы. Все основы русского языка делятся на производные и непроизводные. Производные основы характеризуются такой особенностью, как членимость – способность отдельных слов отличаться от других для умов тех, кто говорит о формальной и базовой принадлежности слова. Из этого следует, что производное слово выступает в качестве особой единицы имени со свойствами двойного значения, поскольку оно содержит информацию об изменениях в языке и реальности.
Основными методами словообразования являются морфологический (аффиксальный) (с помощью словообразовательных морфем – префиксов, суффиксов и пр.), морфолого-синтаксический (переход от одной части речи к другой), лексико-синтаксический (сращение (слияние) словосочетаний) и лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы).
Глава 2 Характеристика навыка словообразования у детей.
2.1 Оценка уровня сформированности словообразовательных умений у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Экспериментальное исследование было проведено на базе логопедической группы ГУО ... Всего в исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 4-5 лет.
Цель констатирующего экспериментального исследования: изучить процесс формирования словообразования дошкольников со стертой формой дизартрии.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента. В основу исследования была положена методика М.М. Алексеевой В.И. Ляминой [7].
Детям предлагались следующие задания:
1. «Кто у кого?»
Цель: проверка правильного называния животных и их детенышей в ед. и мн. числе.
Инструкция: Назови, кто изображен на картинке (Детям показывают картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка и т.д.)
2. «Большой и маленький».
Цель: проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкция: Посмотри на картинку. Скажи, что это? (Детям предлагаются картинки с изображениями предметов лексической темы «Наше тело. Предметы гигиены» разной величины):
Что это? (нос) Этот нос большой, а этот? (маленький). Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (носик), и т.д.
Слова для задания: шея, глаз, нога, зуб, ухо и т.д.
Данные констатирующего этапа исследования оценивались по следующим критериям.
Оценка задания 1 проводилась по следующим критериям:
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 15 баллов.
Выводы об уровне развития: 13-15 баллов – очень высокий, 9-12 баллов – высокий, 6-8 баллов – средний, 0-5 баллов – низкий.
Заключение.
В современной логопедии большое значение придается системному подходу к изучению и преодолению дизартрии у детей. В связи с этим важно изучить процессы словообразования у старших дошкольников со стертой формой дизартрии.
На основании результатов нашего исследования можно сделать следующие выводы.
Полное овладение формированием родного языка основано на усвоении в нем исторически сложившихся моделей. В лингвистике и психолингвистике уже давно наблюдается устойчивый интерес к процессам воспитания детей. Дошкольники 5-6 лет легко выполняют упражнения по словообразованию. Из одного корня они могут образовывать разные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и т.д. Формирование грамматической структуры речи, а именно словоизменения и словообразование осуществляется только на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка.
Изучение механизмов освоения словообразовательной составляющей языковых способностей позволяет предположить, что дошкольники на бессознательном уровне осваивают законы формирования родного языка и используют их в своей повседневной речевой практике. Процесс освоения этих языковых законов не полностью понят; особенности механизмов, на которых основана эта языковая способность, не раскрыты.
Оказалось, что к началу обучения ребенок практически освоил все формы и значения, существующие в языке, хотя это «овладение» находится на уровне бессознательного. Ребенок понимает грамматические значения отдельных морфем слова, оперирует ими и использует их при создании своих новых слов на основе ощущения языка.
1. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319 с.
2. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М..: Просвещение: Владос, 2009. – 287 с.
3. Бессонова, Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения: методические рекомендации // Т.П. Бессонова, - М.: АРКТИ, 2016. – 74 с.
4. Волкова, Л.С. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с., с. 43]).
5. Винокур, О. Г. Заметки по русскому словообразованию / О.Г. Винокур // Избранные работы по русскому языку. - М., 1959.- С. 419 – 442.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи – М., Детство-пресс, 2007. – 472с.
7. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
8. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление стертой дизартрии у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Эра, 1998. – 320 с.
10. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников со стертой формой дизартрии / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001. – 222с.
11. Лопатина Л. С., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994. – 124с
12. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – М.:Сфера, 2001. – 448 с.
13. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. факультетов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О.В. Правдина – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
14. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. Селиверстова В.И. – М., 1997.
15. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович // Дефектология, 1974. – №4. – С. 45-53.
16. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста со стертой формой дизартрии : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т.В. Туманова. – Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. – 26 с.
17. Хохлова, А.А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А.А. Хохлова. – М., 1999. – 21 с.
18. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С.Н. Цейтлин. – М., 2009. – 206 с.
19. Черемухина, Г. А. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования / Г.А. Черемухина, А.М. Шахнарович // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку // Леонтьев А. А. – М., 1976. – С. 142-165
20. Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи / А.М. Шахнарович. – М.: Наука, 1990. – 167с.