Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния стиля родительского воспитания на развитие самосознания подростков
1.1 Развитие самосознания в подростковом возрасте
1.1.1 Понятия, структура и сущностные характеристики «Я-концепции»
1.1.2 Особенности развития самосознания у подростков
1.2 Влияние и роль семьи в процессе развития подростков
1.2.1 Позиция родителей в вопросах воспитания подростка
1.3 Анализ исследований влияния стиля родительского воспитания на развитие самосознания подростков
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля родительского воспитания и образа «я» подростков
2.1 Характеристика выборки и методов исследования
2.2 Результаты исследования взаимосвязи стиля родительского воспитания и образа «Я» подростков в семьях
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст ̶ один из сложных этапов в жизни ребенка, вхождение его во взрослый мир новых прав и обязанностей, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
По мнению Л.С. Выготского «Переходный период – возраст характеризующийся отмиранием старого, когда ребенок теряет многое из приобретенного прежде. Это период, в котором происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя извне, на субъективную, динамическую позицию изнутри» [25, с. 41].
Проблема взаимосвязи родительского воспитания и образа «Я» подростков актуальна не только неоднозначностью подросткового возраста, его физиологической и психологической перестройки для личности подростка, но и родительскими установками, стилем воспитания, другими вопросами родительского воспитания как формированием условий развития для ребенка. Многочисленные психологические исследования, рассматривающие фактор влияния семьи на формирование личности ребенка показывают, что семья является базой для развития личности ребенка, которая может, как предупредить, так и допустить всевозможные девиации в развитии ребенка, что особенно сказывается в период подросткового возраста.
Нарушение детско-родительских взаимоотношений является одной из частых проблем, с которой встречаются психологи и педагоги. Ввиду низкого уровня педагогической грамотности родителей, негативные родительские установки формируют негативные черты образа «Я» у собственных детей, что отрицательно сказывается на развитии личности, и может вырвжвться в дальнейшем повторными проблемами в воспитании, образовывая тем самым замкнутый круг проблем, из которого уже бывает сложно выбраться семье без педагогической и психологической помощи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Развитие самосознания в подростковом возрасте
1.1.1 Понятия, структура и сущностные характеристики «Я-концепции»
Наиболее основным признаком подросткового периода являются базовые изменения в сфере его образа «Я», его самосознания, которые имеют значение для последующего развития подростка и становления его как личности во всех отношениях. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте формирует основу личности и начинается с уяснения качеств своего образа «Я»: оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. В сознании подростка происходит постепенная переориентация с внешних оценок в результате общения с друзьями, педагогами, родителями на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному построению поведения молодого человека [26, с.110].
И.С. Кон считает, что «от детства к юности и от юности к зрелости человек яснее сознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ «Я» становится одной из центральных, главных установок личности, с которой она соотносит все свое поведение» [18, с.76].
Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка. В своем образе «Я» подросток предопределяет личный путь развития, определяя тем самым дальнейшее формирование своих целей, способов их достижения.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗА «Я» ПОДРОСТКОВ
2.1 Характеристика выборки и методов исследования
Цель исследования: выявить характер взаимосвязи стиля родительского воспитания и образа «Я» подростков.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Сформировать выборку.
2. Подобрать методики исследования.
3. Выявить уровень стили родительского воспитания.
4. Выявить особенности восприятия образа «Я» у подростков.
5. Определить характер взаимосвязи стиля родительского воспитания и образа «Я» подростков.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилем родительского воспитания и образа «Я» подростков.
База исследования: в исследовании принимали участие несовершеннолетних 20 подростков, из них 10 девочек и 10 мальчиков, а также 20 родителей, по одному для каждого подростка.
Характеристика методик исследования.
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (Приложение А). Тест представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах:
- принятие-отвержение,
- социальная желательность поведения ребенка,
- симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком),
- авторитарный контроль,
- отношение к неудачам ребенка.
Методика содержит 61 вопрос, на которые следует отвечать согласием или несогласием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было исследовано понятия, структура и сущностные характеристики «Я-концепции» в подростковом возрасте. Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка. В своем образе «Я» подросток предопределяет личный путь развития, определяя тем самым дальнейшее формирование своих целей, способов их достижения. В подростковом возрасте происходит формирование ценностных ориентаций, изменяется взгляд на себя, субъективная позиция. В подростковом возрасте перестраиваются абсолютно все отношения с окружающим миром, и начинается процесс самоопределения личности.
В ходе работы были рассмотрены влияние и роль семьи в процессе развития подростков. Были отмечены характерные особенности таких типов воспитания как: авторитарный и демократический. Также было изучено влияние ролевой структуры семьи, которая обеспечивает выполнение функций семьи и удовлетворение потребностей всех ее членов.
Анализа теоретической литературы по данному вопросу позволяет отметить, насколько неоспоримо велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. Поэтому представляется важным рассмотреть то, как могут складываться взаимоотношения родителей и детей, какие существуют типы воспитаний, стили детско-родительских отношений в семье.
В ходе работы было проведено исследование, направленное на выявление характера взаимосвязи стиля родительского воспитания и образа «Я» подростков. В исследовании принимали участие несовершеннолетних 20 подростков, из них 10 девочек и 10 мальчиков, а также 20 родителей, по одному для каждого подростка
В ходе исследования была установлена корреляционная связь между стилем родительского воспитания и образом «Я» подростка.
1. Агапов, В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности / В.С. Агапов // Вестник Рудн, серия Психология и педагогика. – 2003. – №1. С. 54-61.
2. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. – М.: Издательство: «ИОИ», – 2017. – 176 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для факультетов психологии университетов / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 415 с.
4. Белинская, Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Е.П. Белинская // Вестник МГУ, – 1997. – №14. С. 42-49.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420с.
6. Балинский, И.М. Лекции по психиатрии / Под ред.: Н.И. Бондарева, Н.Н. Тимофеева. – Л.: Медгиз, 1958. – 216 с.
7. Боброва, В.Г. Общая характеристика развития личности подростка / В.Г. Боброва, М. Вахрушев. – Ростов на Дону: Просвещение 2006. – 412 с.
8. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1976. – №6. – С. 45-53.
9. Варга, А.Я. Работа психолога с родителями / А.Я. Варга, В.В. Столин // Детский психолог. – 1998. – №5. 1998. – С. 98–103.
10. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. – СПб: Речь, 2001. – 144 с.
11. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон. – 2-е издание. – М., 1979. – 288 с.
12. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А.И. Захаров. – М.: Медицина, 1982. – 216 с.
13. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
14. Зачепицкий, Р.А. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов / Р.А. Зачепицкий, Е.К. Яковлева. – Ленинград: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1960. – 40 с.
15. Зинченко, В.П. Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с.
16. Кайл, Р. Детская психология: Тайны психики ребенка / Л. Кайл. 1998. – СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с.
17. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. – Самара:СИПКРО,2001. – 132 с.
18. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
19. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Наука, 1988. – 280с.
20. Кондратенко, В.Т. По лабиринтам души подростка / В.Т. Кондратенко, А.Г. Чернявская. – Минск., 1991. – 269 с.
21. Кочарян, Г.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов / Г.С. Кочарян, А.С. Кочарян. – М.: Монография,1994. – 172 с.
22. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия, учеб. пособие для студ. пед. вузов / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М: Академия, 2007. – 624 с.
24. Мясищев, В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. – 4-е изд. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 398 с.
25. Петровский, А. В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, – М.: Москва, 2000. – 512с.
26. Реан, А.А. Психология подростка: «Трудный» возраст от 11 до 18 лет / А.А. Реан. – СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2006. – 480 с.
27. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
28. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
29. Сикорский, И.А. Всеобщая психология с физиогномикой, в иллюстрированном изложении / И.А. Сикорский. – 2-е изд., существенно доп. – Киев: тип. С.В. Кульженко, 1912. – 770 с.
30. Файнберг, С.Г. Предупреждение неврозов у детей / С.Г. Файнберг. – Алма-Ата: Казахстан, 1985. – 76 с.
31. Фонарев, А.М. Развитие личности ребенка / под ред. А. Фонарева. – М.: Прогресс. 1987. – 272 с.
32. Фридман, Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей / Л.М. Фридман. – М., 1999. – 203 с.
33. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.
34. Шибутани, Т. Хрестоматия: Психология самосознания / Т. Шибутани. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ–М», 2000. – 672 с.
35. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.