Введение
Глава 1. Теоретические аспекты освоения учащимися младших классов с особенностями развития речи правил поведения в природе
1.1. Знания о правилах в природе как элемент экологической культуры младших школьников
1.2. Характеристика познавательных процессов, эмоционально-чувственной сферы учащихся с ТНР
1.3. Педагогические условия успешного освоения учащимися с ТНР правил поведения в природе
Глава 2. Специфика освоения учащимися с особенностями развития речи правил поведения в природе
2.1. Определение уровня представлений младших школьников об правилах поведения в природе
2.2. Содержание коррекционно-развивающей методики освоения учащимися с ТНР правил поведения в природе
2.3. Оценка результативности экспериментальной работы
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Введение.
Особенности развития речи отражаются в особых проявлениях психической деятельности каждого человека, которые проявляется в нарушении познавательной, эмоционально-волевой сферы личности, межличностных отношений. Нарушение восприятия отмечается у всех детей с особенностями развития речи [5, c. 254]
Основными проявлениями особенностей развития речи у детей могут быть ярко выраженные ограничения средств речевого общения с нормальным слухом и неповрежденным интеллектом. Речевой фонд таких детей представлен скудным запасом слов. Общение с другими в этом случае ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понять адресованную им речь, они сами не могут полностью общаться с другими в форме слов. Для детей с особыми потребностями развитие речи характеризуется ее общим недоразвитием, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической структуры речи. В результате большинство детей с ограниченными возможностями имеют ограниченное мышление, устное общение и трудности в чтении и письме. Все это затрудняет освоение фундаментальных наук, несмотря на первичное сохранение психического развития [16, с. 182].
В дошкольном и младшем школьном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается основа для чтения и письма. Роль развития речи невозможно переоценить, поскольку этот процесс включает в себя развитие всех психических процессов и улучшение деятельности детей. В работах таких ученых, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.Б. Филичева доказали, что любое нарушение в процессе развития речи отражается на активности и поведении детей. Конечной целью развития речи в школе является овладение речью как средством общения [17, с. 84].
Глава 1. Теоретические аспекты освоения учащимися младших классов с особенностями развития речи правил поведения в природе.
1.1. Знания о правилах в природе как элемент экологической культуры младших школьников.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с чем, встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека [3, c. 7].
В сущность понятия «экологическое образование» заложено формирование двух направлений – экологического сознания и экологического поведения. Экологическое сознание благоприятно формируется на уроках, направленных на экологическое образование учащихся. В свою очередь экологическое поведение формируется с годами на основе примера окружающих и под воздействием социальной среды.
В настоящее время в сознании у подрастающего поколения необходимо формировать культуру взаимодействия с природой. Дети должны осознавать свое положение в структуре природного окружения, считать себя частью природы. Экологическое образование детей –это осознание себя частью природы, правильное взаимодействие с элементами природы [7, с. 13].
Глава 2. Специфика освоения учащимися с особенностями развития речи правил поведения в природе.
2.1 Определение уровня представлений младших школьников об правилах поведения в природе.
Как отмечалось выше в первой главе, экологическая культура у детей младшего школьного возраста играет большую роль в формировании всесторонне развитой личности, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён констатирующий эксперимент.
Цель: изучить уровень представлений младших школьников об правилах поведения в природе.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 10 г. Пинска»
В эксперименте принимало участие 15 детей, возраст которых 8-9 лет.
Эксперимент проводился в нормальной обстановке в дневное время.
Для эксперимента была подобрана анкета (Приложение 1):
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев знаний о правилах поведения в природе позволило определить уровень сформированности этого качества. Инструкции к выполнению заданий каждый младший школьник прослушал.
На гистограмме 1 (см. Рис. 2.1.) можно увидеть результаты ответов по анкетированию.
Заключение.
Период старшего дошкольного и младшего школьного возрастов способствует созданию благоприятных условий для развития речи, закладывается основа для чтения и письма. Процесс развития речи охватывает стимуляцию всех психических процессов. При появлении нарушений речи у детей возможны проявления в нарушении структуры деятельности и поведения.
Дети с нарушением в развитии развиваются по тем же законам, что и весь контингент, но при этом обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Это означает, что он будет медленнее других детей обучаться и расти. Поэтому такой ребенок нуждается в длительном, корректно организованном коррекционном воспитании, которое должно быть направлено на преодоление, компенсацию имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.
Под экологическим образованием детей с особенностями развития речи предусматривается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в положительном и бережном отношении к природе, в рациональном взаимодействии с природой.
При обучении школьников с особенностями развития речи особое внимание отводится изложению материала на доступном уровне. Более сложная, но вполне доступная задача – выработка бережливого и заботливого отношения к объектам природы, растениям, животным, водоёмам, лесам, рощам, лугам. Большое значение имеет выяснение нравственно – эстетического влияние природы на развитие личности школьника. Ведущим принципом при формировании экологической культуры у детей с нарушениями речи должно стать единство познавательной и практической деятельности по улучшению природной среды ближнего окружения.
1. Алексеев, Н. М. Экология: наука и область образования: методические рекомендации / Н. М. Алексеев. – СПб., 1994. – 55с.
2. Алексеев, Н. М. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / Н. М. Алексеев, А. Ю. Симонова // Начальная школа. – 1999. – №1. – С. 19–22.
3. Барышникова, Г. Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов / Г.Б. Барышникова. – М., 1998. – 77 с.
4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : АСТ Астрель, 2007. – 158 с.
5. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – 5-е изд., исправленное. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
7. Гирусов, Э. В. Природные основы экологической культуры / Э. В. Гирусов // Экология, культура, образование: материалы научной конференции. – 1989. – № 1. – С.11–18.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Изд-во Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
9. Глухов, В. П. Методика формирования связной монологической речи младших школьников с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М. : Альфа, 1996. – 114 с.
10. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – 2-е изд., исправленное. – М. :Аркти, 2004. – 168с.
11. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 41-47.
12. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь / Н. И. Жинкин // Нарушение речи у младших школьников. –1982. – № 1. – С. 9–31.
13. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у младших школьников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Литур, 2006. – 320 с.
14. Жукова, Н. С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
15. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1982. – 122 с.
16. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 2005. – 254с.
17. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1989. – 214 с.
18. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 230 с.
19. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – М., 1971. – 415 с.
20. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия / У. М. Сидорова– М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
21. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с особенностями развития речи / Л. Ф. Спирова. – М. : Педагогика, 1980. – 192 с.
22. Ткаченко, Т. А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 112 с.
23. Филичева, Т. Б. Совершенствование связной речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М., 1994. – 472 с.