Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения рецептивной грамматике в средней школе
1.1 Характеристика иноязычной грамматики
1.2 Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков
Глава 2. Практические аспекты обучения рецептивной грамматике английского
2.1 Методы и приёмы формирования рецептивных грамматических навыков
2.2 Комплекс упражнений для обучения рецептивной грамматике на среднем этапе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение
В современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Грамматика имеет первостепенное значение, так как с ее помощью происходит формирование умений устного и письменного общения. Это своего рода каркас, на котором базируется лексика.
Решить задачу формирования коммуникативной компетенции невозможно без обучения грамматике изучаемого языка. К сожалению, педагогами отмечается, что образовательные и развивающие цели в обучении зачастую не бывают достигнуты в силу того, что студенты при традиционном подходе к изучению рецептивной грамматики иностранного языка, не понимают практической значимости изучения грамматических терминов и понятий. Поэтому очень важным является в настоящее время разработка и внедрение в процесс обучения более эффективного подхода к обучению иноязычной грамматике, повышающего интерес и мотивацию учащихся.
Актуальность данного исследования заключается в том, что грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которого и является основной задачей в обучении иностранному языку.
Цель данной работы – определение оптимально эффективных методических подходов к обучению рецептивной грамматике английского языка на среднем этапе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить литературу и интернет источники по теме.
2. Определить основные характеристики иноязычной грамматики.
3. Описать лингвопсихологические характеристики грамматических навыков.
4. Описать методы и приёмы формирования рецептивных грамматических навыков.
5. Разработать комплекс упражнений для обучения рецептивной грамматике в 8 классе.
Глава 1. Теоретические основы обучения рецептивной грамматике в средней школе
1.1 Характеристика иноязычной грамматики
Грамматика является неотъемлемой частью обучения иностранному языку. Не зная грамматики невозможно построить предложение и как результат невозможна коммуникация.
Несмотря на это грамматика и в настоящее время является объектом разногласия в методике. Существуют различные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку.
На сегодня грамматика считается не целью, а одним из важных средств в обучении иностранному языку, ключевым средством его обучения. Но тем не менее проблемы остаются и заключаются в том, что изучение грамматики является для учащихся наиболее скучной работой на уроках.
Существует такой факт, что человек всегда говорит в соответствии с правилами, то есть согласно определенным закономерностями языка, которые объективируются в правилах. Говорящие не всегда осознают эти правила: грамотные и безграмотные говорят одинаково в соответствии с правилами, хотя с разной степенью грамотности. По мнению Л.В. Щербы, нельзя передать мысль при помощи набора лексических единиц, так как они лишь называют предмет или явление («Лексика – дура, грамматика – молодец») [1, с. 14]. Грамматика организует лексику, она пронизывает весь язык. Это каркас, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие смысл мысли.
Грамматика – это кровеносная система, которая питает живой язык; фундамент, на котором возводится здание под названием «Иностранный язык».
В каждом языке существуют множество разнообразных грамматических значений, такие как число, склонение, спряжение, время и т.д. В разных языках этот набор может изменяться. Кроме этого существуют также разные способы выражения этих грамматических значений. Например, в русском они выражаются с помощью окончаний или флексий (род – умный и умная, число – девочка и девочки и т.д.), поэтому язык называется флективным или синтетическим. В реализации грамматических признаков слов участвуют также суффиксы, префиксы, постфиксы, то есть части самих слов. В этом языке очень сложные системы склонения существительных и прилагательных, спряжения глаголов, однако фактически нет определённого фиксированного порядка слов.
В английской грамматике существуют другие способы выражения грамматических значений. Прежде всего, определить их можно по дополнительным словам и порядку слов в предложении. Например, в предложении – I was playing in the yard – Я играл на площадке – можно определить время Past Continuous (Прошедшее длительное) по прошедшей форме вспомогательного глагола to be – was.
Глава 2. Практические аспекты обучения рецептивной грамматике английского
2.1 Методы и приёмы формирования рецептивных грамматических навыков
Одним из ключевых аспектов в обучении иностранному языку является грамматический. И это аспект является наиболее спорным в методике. Даже сегодня вы можете услышать среди учителей следующего рода высказывания: “Грамматику мои ученики знают, но говорят и читают с ошибками” или наоборот: “Говорить и читать умеют, а грамматики не знают”. Эти высказывания говорят, о том, что сам учитель не понимает сущность изучения грамматики и её роли в обучению языком в целом. Невозможно отрывать грамматику от речи, без грамматики не мыслится овладение какой-либо формой речевой деятельности, так как грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Но грамматике, как известно, принадлежит организующая роль.
Таким образом, учащиеся обязаны овладеть, иноязычной грамматикой для достижения цели коммуникации и для использования языка в повседневной жизни. Учитель должен способствовать формированию грамматических навыков и дать учащимся понять, почему это так важно.
Грамматическим навыком – автоматизированное действия по применению грамматических конструкций для достижения целей коммуникации. Различают два типа грамматических навыков: речевой и языковой.
Речевой грамматический навык – это автоматизированное употребление грамматических явлений на основе грамматического чувства.
Языковой грамматический навык – это операционные навыки, образование отдельных грамматических форм и структур, причем по правилам и вне условий речевой коммуникации.
Исходя из определений мы делаем вывод, что сначала учащиеся овладевают речевым грамматическим навыком, ещё в детстве, а потом только в результате обучения в школе они могут овладеть языковым грамматическим навыком. Если дети по какой-либо причине не проходят обучения в школе и в общем не обучаются, то языковой грамматический навык не будет сформирован, и соответственно его речь останется грамматически несовершенной.
Заключение
Без знания грамматических правил невозможно понять систему языка. Без понимания грамматического строя языка невозможно грамотно высказать свою мысль, понимать иноязычную речь. Развивая коммуникативные навыки, учитель опирается на грамматику.
Грамматика является основой языкового развития. Ее изучение необходимо для овладения всеми видами речевой деятельности – аудированием, говорением, чтением и письмом.
Приступая к обучению грамматике учитель должен владеть не только теорией, но также должен знать, как функционируют различные грамматические структуры, что на разных ступенях обучения применимы разные подходы и методы.
В ходе нашего исследования мы решили следующие задачи:
1. Выявили особенности иноязычной грамматики: в английском языке не существует категории рода, больше временных форм, которых даже нет в русском языке, также существует артикли, определённый порядок слов в предложении, вспомогательные глаголы. Т. е. много способов выразить грамматическое значение в английском языке не существующие в русском языке, что может вызывать трудность в обучении у учащихся.
2. Мы подробно описали лингвопсихологические характеристики грамматических навыков, которые отражаются в разделах грамматики: морфология (образования частей речи, особенное место в английском занимают аффиксы) и синтаксис (в английском языке фиксированный порядок слов, которые определяет члены предложения).
3. Нами были описаны и систематизированы методы и приёмы формирования рецептивных грамматических навыков, в том числе расписан алгоритм работы над любым грамматическим материалом: ознакомление с новым грамматическим явлением – тренировка данного явления - применение грамматических явлений в чтении и аудировании (контроль понимания).
4. Описали виды упражнений, которые могут использоваться при обучении иноязычной грамматике: имитационные, подстановочные, трансформационные, в особую группу выделили упражнения игрового типа. Указали на каком этапе необходимо использовать те или иные упражнения, какие будут более эффективными на этапе введения нового грамматического материала, какие для тренировки и контроля.
1. Щерба, Л.В. «О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета» // Труды 1-го съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях / Л.В. Щербы. – СПб., 1904. – С. 14–27.
2. Киселева, С.В. Методика преподавания иностранных языков: краткий курс лекций: в 2 ч. / авт.-сост. С.В. Киселева. – Мозырь: УО МГПУ имени И.П. Шамякина, 2010. – Ч.1.: Обучение аспектам языка и выдам речевой деятельности. – 219 с.
3. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е.А. Маслыко. – Минск: Высшая школа, 1992. – 445 с.
4. Кушнир, А.А. Педагогика иностранного языка: учебник / А.А. Кушнир. – М.: Школьные технологии, 1997. – 191 с.
5. Леонтьев, А.А. Психологическая структура слова // Семантическая структура слова / А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1971. – 340 с.
6. Ситнов, Ю.А. Грамматические знания, навыки и умения в свете теории когнитивизма // ИЯШ / Ю.А. Ситнов. – 2005. – №7. – С. 42–49.
7. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
8. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие для студентов педагогических колледжей / В.М. Филатов. – Ростов н./Д: АНИОН, 2003. – 416 с.
9. Абрамова, Г.И. Грамматическое руководство для развития навыков устной речи. Английский язык / Г.И. Абрамова. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 87 с.
10. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
11. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий. – М.: Высшая школа, 1982. – 373с.
12. Витлин, Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков / Ж.Л. Витлин // ИЯШ. – 2000. – №5. – С. 36–39.
13. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. – М.: Просвещение, 1986. – 223с.
14. Иевлева, З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев / З.Н. Иевлева. – М.: Русский язык, 1981. – 381 с.
15. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М., 1988. – 395 с.
16. Лизенин, С.М. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы / С.М. Лизенин, Л.Г. Денисова // ИЯШ. – 1992. – №5. – С. 5–13.
17. Петровский, А.В. К некоторым вопросам активизации учебной деятельности. – в кн. : Методы интенсивного обучения / А.В. Петровский, Г.А. Китайгородская. – М., 1979. – № 5. – С. 197–200.
18. Клементьева, Т.Б. Enjoy Teaching English: Методическое руководство для учителей. (Материалы для специалиста образовательного учреждения) / Т.Б. Клементьева. – СПб.: КАРО, 2003. – 256 с.
19. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П.К. Бабинская [и др.]. – Изд. 2-е, стер. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 288 с.
20. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии: учеб пособие / М.В. Буланова-Торопкова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 312 с.
21. Пассов, Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков: учеб. пособие / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1978. – 257 с.
22. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам // ИЯШ / И.Л. Бим. – 2001. – №2. – С.61–64.
23. Подласый, И.П. Педагогика, учебник для высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 2005. – 245с.
24. Белогрудова, В.П. Грамматика. Это интересно! // ИЯШ / В.П. Белогрудова, И.В. Белянина. – 2004. – № 1. – С. 29–32.
25. Карань, Л.В. Английский язык. 3-9 кл.: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений общ. сред. Образзования / Л.В. Карань. – Минск: НИО: Аверсэв, 2018. – 55 с.