Введение
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью
1.1 Понятие «творческие способности». Развитие творческих способностей у детей в дошкольном возрасте
1.2 Способности детей дошкольного возраста к рисованию в рамках занятий изобразительной деятельностью
1.3 Методы и приемы работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью
Глава 2 Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию
2.1 Изучение уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию
2.2 Методика работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение.
В эпоху 21 века жизнь современного человека становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека гибкости мышления, быстроте ориентации, адаптации к новым условиям, творческого, нестандартного подхода к решению различных проблем.
Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной.
Современный взгляд на развитие творческих способностей предлагает единство формирования отношения к окружающему миру средствами разных видов изобразительного искусства.
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Поэтому каждый педагог должен понимать, что решить задачу развития творческих способностей это кропотливый и длительный процесс, который проходит не только в рамках образовательной деятельности во время занятия, но и в различных режимных моментах.
В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется изображению, которое он создал, или огорчается, если что-то не получилось. Самое главное, что, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в ходе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознано использовать приобретенные знания.
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью.
1.1 Понятие «творческие способности». Развитие творческих способностей у детей в дошкольном возрасте.
Исследование проблемы развития творческих способностей будет во многом предопределяться содержанием, которое будет вкладываться в это понятие. Зачастую в обыденном сознании творческие способности сравниваются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и так далее. Что же такое творческие способности на самом деле?
Очевидным является тот факт, что рассматриваемое понятие тесно связано с такими понятиями как «творчество» и «творческая деятельность».
Творчество – процесс деятельности, который создает качественно новые духовные и материальные ценности. Также данное понятие может рассматриваться как итог создания объективно нового.
Творческая деятельность – это деятельность человека, в результате которой создается что-то новое.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. До сих пор остается открытым вопрос о компонентах творческого потенциала человека, хотя в настоящее время существует ряд гипотез, которые непосредственным образом касаются этой проблемы [1, с. 52].
Большинство психологов способности к творческой деятельности связывают с особенностями мышления. Так, один из известных американских психологов – Джо Пол Гилфорд, который занимался в свое время проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.
Глава 2 Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
2.1 Изучение уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
Исследование направлено на определение педагогических условий развития творчества, диагностику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в условиях конкретного дошкольного учреждения образования.
Исследование проходило на базе ГУО «Ясли – сад № 33 г. Лида»
1. Констатирующий этап.
Цель этапа состояла в том, чтобы изучить условия, созданные в группе №1 для развития художественно-творческих способностей у детей. а также определения уровня их развития.
2. Формирующий этап. Цель заключалась в разработке и внедрении серии занятий.
В процессе первого этапа была проведена исследовательская работа с детьми группы № 1, в которой находилось 17 воспитанников.
Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный день».
Программное содержание:
закрепить умение работать с красками;
выявить навыки рисования гуашью и воском;
развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.
В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ. Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена пасмурная погода.
Заключение.
Развитие творческих способностей личности – актуальная проблема психологии и педагогики. Развитие таких способностей происходит наиболее эффективно в период дошкольного детства. «Творческие способности» – это индивидуальные качества личности, проявляющиеся в определенных видах деятельности и порождающие нечто качественно новое, оригинальное.
Анализируя точки зрения различных авторов психолого-педагогической литературы по вопросу о составляющие творческие способности можно сделать вывод о том, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют такие компоненты творческих способностей, как оригинальность замысла, эмоциональная выразительность, сюжетная разработанность. Все, что входит в континуум творческих способностей, необходимо для успешного осуществления творческой деятельности.
Исходя из анализа литературы и наблюдений, можно сделать вывод, что занимательные занятия интегрированного характера являются эффективными для развития творческих способностей. Они направлены на формирование способности самостоятельно создавать новые художественные образы, используя для этого средства разных видов искусства и знания, умения и навыки из разных образовательных областей (это и «Ребёнок и общество», «Речевое развитие и культура речевого общения», «Элементарные математические представления», «Искусство», «Ребенок и природа»).
На занятиях рисования дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Также дети учатся различать, подбирать цвет и с его помощью передавать свое отношение к изображаемому. У дошкольников развивается чувство цвета, как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира.
1. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. – 1995. –
т. 16. – № 5. – С. 49–58.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
3. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер// Журнал Дошкольное воспитание. – 1982. – № 11. – 32–38 с.
4. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М. : АСТ, 1999. – 220 с.
5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду / Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
6. Дыбина, О. Игра – путь к познанию предметного мира О. Дыбина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 5. – М. – С. 14–24.
7. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольников / О. М. Дьяченко. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
8. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 10. – С. 27–31.
9. Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей / Н. И. Иванова // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 10. – С. 15–19.
10. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество [Текст] / Т. Г. Казакова. – М. : Карапуз-Дидактика, Сфера, 2006. – 192 с.
11. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т. Г. Казакова. – М. : Владос, 2006. – 256 с.
12. Ковинько, Л. В. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Л. В. Ковинько. – 4-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
13. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
14. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа [Текст] / И. А. Лыкова – М. : «Карапуз-Дидактика», 2012. – 208 с.
15. Меерович, М. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. – Минск.: Харвест, 2000. – 432 с.
16. Методика обучения изобразительной деятельностью [Текст]: учеб. пос. для пед. училищ / под ред. д.п.н. Т. С. Комаровой.–М.:Просвещение,1991. – 260 с.
17. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин. – М., 1991. – 216 с.
18. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.
19. Хазратова, Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста / Н. В. Хазратова // Индивидуальность и способности. – М., 1994. – С. 93–114.
20. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1972. – 280 с.
21. Чернявская, О. М., Ручкина, Г. А. Моделирование среды воспитания личности // Материалы V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития. – Чел.: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007.– С. 326-329.
22. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений: Из опыта работы / Автор-составитель И. А. Кутузова. – М. : Просвещение, 2002. – 258 с.
23. Шмаков, С. А. Игра и дети / С. А. Шмаков. – М. : Знание, 1998. – 64 с.
24. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пос. для студ. Вузов /Д. Б. Эльконин – М. : «Академия», 2007. – 384 с.