Введение
1 Теоретические основы исследования психологических особенностей произвольного внимания в старшем школьном возрасте
1.1 Внимание как познавательный психический процесс, его виды и свойства
1.2 Особенности проявления внимания в старшем дошкольном возрасте
1.3 Проявление половых различий в познавательной деятельности дошкольников
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей произвольного внимания в старшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования психологических особенностей произвольного внимания в старшем школьном возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внимание представляет собой важнейший компонент в деятельности детей старшего дошкольного возраста. Внимание отражает их интересы, отношение к окружающему миру, к предметам и действиям, выполняемым с ними.
Особенно важным признается развитие у детей старшего дошкольного возраста произвольного внимания. В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание, а произвольное внимание только начинает свое развитие. Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на предметах. К концу старшего дошкольного возраста возрастает устойчивость внимания, ребенок лучше осознает предмет, выделяет в нем больше интересных для себя сторон.
О том, какой уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста будет указывать развитость его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. В связи с этим особый интерес представляет изучение свойств произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Изучением внимания занимались такие авторы как С.Л. Рубинштейн, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, Е.З. Басина, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. Однако, проблема изучения свойств произвольного внимания у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста остается недостаточно освещенной.
В настоящее время обнаруживается противоречие между необходимостью выявления психологических особенностей познавательных процессов у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной освещенностью теоретических и практических аспектов этой проблемы в современной литературе, с другой стороны.
1 Теоретические основы исследования психологических особенностей произвольного внимания в старшем школьном возрасте
1.1 Внимание как познавательный психический процесс, его виды и свойства
В современной психологии внимание рассматривается как познавательный психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания выступают предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и собственный внутренний мир [10, с. 68].
Особенность внимания заключается в том, что они не является самостоятельной психической функцией. Внимание представляет собой особую форму психической активности человека, входящая как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание – это характеристика любого психического процесса: восприятия, мышления, воображения.
Отечественный ученый П.Я. Гальперин [9, с. 57] отмечал, что внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. Внимание также не имеет своего отдельного, специфического продукта, т.к. его результатом выступает улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
Внимание всегда обусловлено потребностями, мотивами, целями, установками индивида. Направленность внимания определяется как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей произвольного внимания в старшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить половых различия в произвольном внимании у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование осуществлялось в три этапа:
– на первом этапе осуществлялся подбор методов и методик диагностики, формировалась выборка исследования;
– на втором этапе проводилось непосредственное изучение произвольного внимания у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста посредством тестирования;
– на третьем этапе осуществлялось подведение итогов исследования, формулирование выводов.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Гипотеза исследования: существуют половые различия в свойствах внимания у мальчиков и девочек.
Исследование половых различий в свойствах внимания детей старшего дошкольного возраста включало:
1. Исследование уровня внимания.
2. Определение продуктивности и устойчивости внимания.
3. Оценку распределения внимания.
4. Оценку переключения внимания.
5. Определение объема внимания.
Методики исследования: 1) методика «Найди 10 отличий», позволяющая выявить уровень внимания; 2) методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания» (Р.С. Немов); 3) методика «Оценка распределения внимания» (Р.С. Немов); 4) методика «Оценка переключения внимания» (Р.С. Немов); 5) методика « Определение объема внимания» (Р.С. Немов).
Заключение
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач.
Рассмотрены виды и свойства внимания, раскрыты особенности проявления внимания в дошкольном возрасте. Внимание – это познавательный психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Виды внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное, внешнее и внутреннее. Произвольное внимание требует определенных усилий воли и проявляется в сознательной деятельности. В дошкольном возрасте происходит активное развитие внимания: значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; внимание становится опосредованным; внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания.
Охарактеризованы проявления половых различий в познавательной деятельности дошкольников. Речь девочек более грамотна, выразительна, чем речь их сверстников-мальчиков, которые часто проявляют небрежность в высказываниях. Уровень развития словесно-логического и абстрактного мышления у девочек также выше, чем у мальчиков. Уровень продуктивности внимания выше у девочек, а уровень переключаемости внимания выше у мальчиков. У девочек уровень активной концентрации внимания выше, чем у мальчиков. Мальчики более изобретательней, у них более развита фантазия, и нестандартное мышление.
Изучены свойства внимания у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Внимание мальчиков и девочек дошкольного возраста обладает такими свойствами как: объем, устойчивость, концентрация, продуктивность, переключаемость, распределение внимания.
В результате эмпирического исследования выявлены половые различия в свойствах внимания детей старшего дошкольного возраста.
1. Барышникова, Е.В. Особенности свойств внимания у дошкольников / Е.В. Барышникова, Ю.В. Родикова // Культра и образование. – 2016. – Т. 1. – С. 92-98.
2. Басина, Е.З. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1968. – 136с.
3. Башаева, Т.В. Роль внимания в жизни дошкольника: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 480 с.
4. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М.: Академический Проект, 2005. – 256 с.
5. Бокова, Ю.Н. Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста / Ю.Н. Бокова // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. ст. по мат. науч.-практ. конф. – 2019. – № 11(48). – С. 92-96.
6. Бужигеева, М.Ю. К вопросу о развитии речи у дошкольников: гендерный аспект / М.Ю. Бужигеева // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 21. – С. 133-138.
7. Волокитина, Т.В. Особенности когнитивного развития детей предшкольного возраста / Т.В. Волокитина, Е.В. Попова // Экология человека. – 2008. – № 4. – С. 19-21.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. –Л.: Медицина. – СПб: СОЮЗ, 1999. – 224 с.
9. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: МГУ, 1974. – 99 с.
10. Дубровина, И.В. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.
11. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004 – 701 с.
12. Коломинский, Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
13. Комарова, Т.К. Психология внимания / Т.К. Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
14. Кондратьева, О.А. Изучение гендерных особенностей воображения старших дошкольников / О.А. Кондратьева, Н.С. Юрина // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 116–120.
15. Крамаренко, А.С. Специфика развития внимания у старших дошкольников / А.С. Крамаренко // Вопросы науки и образования. – 2018. –№ 1. – С. 141-142.
16. Куркина, Е.А. Проблема развития внимания старших дошкольников / Е.А. Куркина // Проблемы педагогики. – 2017. – № 9. – С. 55-56.
17. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
18. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 239с.
19. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – Кн. 3, - 640 с.
20. Обухова, Л.Ф. Детская психология /Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 2005. – 360 с.
21. Общая психология / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск: Современная школа, 2009. – 512 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб:. Питер, 2002. – 720 с.
23. Тараканова, В.В. Гендерные особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте / В.В. Тараканова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – № 6. – С. 41-43.
24. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
25. Якушева, С.Л. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста / С.Л. Якушева // Психолог в детском саду. – 2010. – № 4. – С. 58-60.