ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 ПОНЯТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.2 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного развития личности, ее физического совершенства - основы здоровья, долголетия, формируется много двигательных навыков, развиваются физические качества (ловкость, скорость, сила и др.).
«Конвенция о правах ребенка» признает за каждым ребенком право на защиту, развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, воспитание и активное участие в жизни общества.
«Декларация прав ребенка» говорит о том, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Целенаправленное развитие координационных способностей оказывает стимулирующее влияние на формирование таких высших психических функций, как произвольное внимание, память, мышление, воображение. Именно координационные способности оказывают существенное влияние на формирование умственной сферы ребенка, так как имеют сложные психофизиологические механизмы, основанные на принципах рефлекторной деятельности.
Таким образом, развитие координационных способностей остается довольно актуальной темой, так как они имеют большое значение в жизни ребенка: оказывают влияние на физическое развитие, на развитие умственных способностей, на формирование многих психических процессов.
Цель курсовой работы – изучить особенности координационных способностей детей 3-4 лет.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Понятие координационных способностей
Координация. Самое общее определение — превращение действий своих органов в управляемую систему. На этом пути человек сталкивается с множеством трудностей — распределением собственного внимания между движениями суставов, частей тела, необходимостью их (движений) согласования, преодолением большого количества степеней свободы, присущих телу, упругой податливостью мускулатуры [14].
Для двигательной активности необходимо три типа координации:
- Нервная. Согласование нервных процессов, которые через мышечное напряжение способны управлять движениями.
- Мышечная. Согласование работы мышц, передающих от нервной системы и других адресантов команды управления на части тела.
- Двигательная. Согласование сочетаний движений частей тела во времени и пространстве, что должно соответствовать выполняемой двигательной задаче.
Важно и понятие "координированность". Так называется гармоничное сочетание выполняемых движений и поставленной задачи, условий деятельности и состояния организма.
Координационные способности. Это комплекс свойств индивида, который проявляется при решении различной координационной сложности двигательных задач. Они отвечают за успешность ее выполнения.
Основа двигательной способности здесь — понимание поставленной задачи, быстрый поиск путей ее воплощения. Они представлены конкретными видами.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Средства развития координационных способностей
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время [4].
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.
Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.
Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.
Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.
Между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует взаимосвязи, и поэтому надо заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми дошкольниками без исключения.
Выделяют специальные, специфические и общие КС. Под общими КС понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специальные КС – это возможности ребенка, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специфические КС – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию – на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.
1. Аринчин, Н.И. Координация: монография / Н.И. Аринчин. – 2-е изд. – Минск: Наука и техника, 2010. – 64 с
2. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта// И.С.- Барчуков М.: КноРус, 2011.- 368с.
3. Безруких, М.М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: учеб. пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М. Академия, 2012. – 415 с.
4. Вандышев, В.И. Развитие координационных способностей на основе специализированных игровых заданий/И. В. Вандышев //Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 1 -С.44-46
5. Васильева, В.В. Физиология человека: учебное пособие для учащихся сред. физкультурных учеб. зав. / В.В. Васильева, Э. Коссовская, Н. Степочкина. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 191 с.
6. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. -- Ростов н/Д : Феникс, 2008. -- 381 с
7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
8. Городничев, Р.М. Физиология нервно-мышечного аппарата: учеб. пособие / Р.М. Городничев, В.И. Тхоревский; Великолукский ГИФК. – Великие Луки: ВЛГИФК, 2003. – 40 с.
9. Давыдов С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнего возраста различных типов конституций.// Теория и практика физической культуры. – 2005. – №11, с. 24–32
10. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость : Учеб.-метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. - гл. 1 - С. 10
11. Ильин, Е. П. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления/ Е. П. Ильин//Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта.- Санкт-Петербург, 2008. - Вып. 1 (35) - с. 35-38.
12. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
13. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2008, с. 18.
14. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - гл. 8. - С. 106-122
15. Лях, В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2000 . – №4 . – С. 6–13.
16. Лях, В.И. Совершенствование специфических координационных способностей / В.И. Лях // Физическая культура в школе. – 2006. - №6. – С. 6-10.
17. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
18. Прус Е. А. Развитие двигательных способностей на уроках физической культур // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф.— Чита: Издательство М. ученый, 2014. — С. 140-142.
19. Сеченов, И.М. Записки русского профессора от медицины// И.М. Сеченов. –Москва: АСТ, 2014. -275 с.
20. Сидоров Л.К. Формирование и реализация потребностей в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура / Л.К. Сидоров, В.Л. Высоцкий, Е.Ю. Емельянчик, В.А. Иванов. - Красноярск: КГПУ , 2001.
21. Скрынник, О.В. Теоретические основы физического воспитания. - Уссурийск: ФГОУ ВПО ПГСХА, 2009.- 73с.
22. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учебник / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 605 с.
23. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2007.
24. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
25. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.