Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений дошкольников о животных
1.1 Формирование представлений дошкольников о животных как задача экологического образования
1.2 Содержание представлений дошкольников о животных
1.3 Дидактическая игра как средство экологического образования дошкольников
Глава 2. Экспериментальное изучение представлений дошкольников о животных
2.1 Определение уровня сформированности представлений дошкольников о животных
2.2 Разработать и реализовать систему дидактических игр как средство формирования представлений о животных
2.3 Анализ изменений и полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Живая природа –это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве.
Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний [3].
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период является сензитивным для развития личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребёнка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, и её животными.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Л.С. Ишаткина, И.А. Хайдурова, Н.Н. Верлов, В.И. Ложнова, А.М. Федотова, И.Р. Колтунова, Н.А. Рыжова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др [7, с. 83].
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников знаний о животных.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Благодаря правильно организованного воспитательного пространства, у ребёнка формируется определенная система ценностей, представление о человека о животных.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений дошкольников о животных.
1.1 Формирование представлений дошкольников о животных как задача экологического образования.
В обществе на протяжении последних лет не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством экологического образования. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [16, с. 76].
Педагоги по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребенка. Так, М. А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития, детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше».
Рыжова Н. А. отмечает, что в содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возрастов существуют значительные различия, обусловленные, прежде всего, их психофизиологическими возможностями. До трех лет мышление ребенка преимущественно связано с непосредственным восприятием, он задумывается лишь над тем, что воспринимает в данный момент. В младшем возрасте, когда ребенок познает мир; важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили такие объекты природы как: животные, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им.
Глава 2. Экспериментальное изучение представлений дошкольников о животных.
2.1 Определение уровня сформированности представлений дошкольников о животных.
Как отмечалось выше в первой главе, экологическая культура у детей дошкольного возраста играет большую роль в формировании всесторонне развитой личности, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён констатирующий эксперимент, в котором мы определили цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования: изучить сформированность представлений о животных у детей старшей группы дошкольного возраста.
Задачи:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;
2)провести опытно-экспериментальную работу для исследования сформированности представлений о животных;
5) Разработать и реализовать систему дидактических игр как средство формирования представлений о животных.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №38 г. Минска».
В эксперименте принимало участие 16 детей (контрольная и экспериментальная группа), возраст которых 5-6 лет (Приложение А).
Эксперимент проводился в нормальной обстановке в дневное время.
На констатирующем этапе эксперимента содержание заданий определялось диагностической методикой, предложенной С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой [15].
Констатирующий эксперимент для детей старшего дошкольного возраста в нашем исследовании состоял из 3 заданий.
Заключение.
Старший дошкольный возраст требует от воспитателя активной содержательно насыщенной деятельности, активного взаимодействия с окружающей действительностью.
Проблема нехватки знаний дошкольников о животных актуальна и значима в настоящее время, так как уровень экологического воспитания определяет полноту познания окружающего мира, поэтому важно проводит экскурсии, викторины, игры, чтение художественных произведений, что положительно влияет на формирование представлений и бережного отношения к природному окружению.
Дидактические игры - это моменты, которые учитель сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с детьми. Основной источник, питающий детей – это игры, которая помогаем им освоить знаний, которые воспитатель стремится передать дошкольникам.
При использовании различных видов игр, процесс получения представлений о животных становится интересным, познавательным и весёлым для дошкольника, важно при этом правильно организовать работы и обучить детей активно в ней принимать участие.
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Электронный ресур].-/ В.Н. Аванесова. – Электронные данные. – М. – Режим доступа : http://www.mdk-arbat.ru/ Дата доступа: 1.04.2019.
2. Багаутдинова, Т. В. Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2013. – 94 с.
3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2001. – 480 с.
4. Дрязгунов, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с животными [Электронный ресур]. – / В.А. Дрязгунов. – М 1981.
5. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно – методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.
6. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — 2-е изд., перераб. — http://www.twirpx.com/file/490834/.
7. Как знакомить дошкольников с природой Текст.: пособие для воспитателей дет. сада / JI. А. Каменева, А. К. Матвеева, JI. М. Маневцова и др.; сост. J1. А. Каменева. 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
8. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в дет. саду:Сценарий занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.
9. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие/ В.С. Кукушин. – 3-е изд. – Ростов н/Д: МарТ. Феникс, 2010. – 352 с.
10. Маневцова Л.М. Ребенок познает мир природы / Дошкольное воспитание. –2004. – №8. – 56 с.
11. Михайлова, Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – № 12. – 78 с.
12. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
13. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992.
14. Николаева, С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2000, № 5. – 43 с
15. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Изд-во «ВЛАДОС»,2004 – 211 с.
16. Нисканен, Л. Г. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие для студентов вузов заочной формы обучения. – М.: МГПУ, 2011. – 168 с.
17. Методика ознакомления детей с природой в дошкольном детстве: Учеб. пособие для пед. училищ / Под ред. П. Г. Саморуковой. – М: Просвещение, 1992. – 263 с.
18. Михайлова, Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – № 12 – 78 с.
19. Пахомов, А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. // Пралеска, 1998. – №6.
20. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. — http://nashol.com/2017012292776/ekologicheskoe-obrazovanie-v-detskom-sadu-rijova-n-a-2001.html.
21. Силаева, О. М. Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №4. – 65 с.
22. Теремов, А. В. Изучение природы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации дошкольного образования / А. В. Теремов, С. К. Пятунина // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 3. – 174 с.