Введение
Глава 1 Психолого-педагогические предпосылки изучения лирики в старших классах
1.1 Лирика как род литературы
1.2 Специфика изучения лирики в старших классах
1.3 Особенности восприятия лирики старшеклассниками
Выводы по главе 1
Глава 2 Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения стихотворения С. Есенина "Отговорила роща золотая" в XI классе
2.1 Основные этапы изучения стихотворения "Отговорила роща золотая"
2.2 Способы активизации познавательной деятельности учащихся XI класса при изучении стихотворения С. Есенина "Отговорила роща золотая"
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение.
Основной задачей современного образования является формирование высоконравственной, всесторонне развитой, духовно богатой личности. Главным инструментом в решении данной задачи является литература, которая и по сей день «остается животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности» [2, с. 2].
Правильный отбор литературного материала является ключевым моментом в полноценном развитии человека. Это особенно важно в современном веке информационных технологий, когда в широком доступе представлены любые литературные произведения. Но школьников нужно, в первую очередь, воспитывать на классических произведениях, чьи значимость и важность неоспоримы в современном обществе. Одним из таких классиков является Сергей Александрович Есенин, который является одной из самых ярких личностей в поэтическом мире начала 20 века. Его творчество на протяжении многих десятилетий вызывает повышенный интерес и у исследователей, и у читателей: особый лиризм поэта, задушевность интонации, образный строй его стихов привлекают внимание самого широкого круга ценителей поэзии.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов обучения школьника.
Цель исследования: определить пути активизации познавательной деятельности учащихся на уроке литературы при изучении лирики в старших классах.
Глава 1 Психолого-педагогические предпосылки изучения лирики в старших классах.
1.1 Лирика как род литературы.
В настоящее время в литературе выделяются три рода: эпос, драма, лирика. Эпос (по-гречески «рассказ») – объективированный рассказ о жизни, например, в форе романа или собственно рассказа [18]. Для данного литературного жанра характерно наличие выраженного сюжета, персонажей. Главный тип речи – повествование. Часто можно заметить прямую оценку происходящих событий самого автора.
Драма – изображение жизни через слова и действия персонажей [18]. Данный род, как правило, предназначен для показа на сцене, поэтому зритель непосредственно воспринимает события и переживания персонажей. Слабо выражена оценка автора.
Лирика (от названия музыкального инструмента) – рассказ о жизни, данный сквозь призму переживаний автора, то есть наиболее субъективный род литературы [18]. Здесь главными становятся мысли, чувства, переживания лирического героя. Именно лирика имеет преимущества в развитии школьников, так как этот род литературы создает душевный мир школьника, при этом глубоко влияя на него. Как говорил Л. И. Тимофеев: «Неудачное построение фразы, ритма и т.п. есть не чисто формальная ошибка, а ошибка по существу: обедняя выразительность стиха, она обедняет и его обобщенность и его конкретный смысл» [9].
В античности под лирикой понимали не род литературы, а одну из простых исполнительных форм – пение (с музыкальным сопровождением) стихотворного произведения, в отличие от рассказа и ролевой игры [8]. Возможно, потому, что лирические произведение в большей степени направлены на слух читателя, чем, например, эпические произведения. Поэтому интонация, произношение слов и мелодия стиха являются важнейшими факторами, от которых зависит художественное содержание произведения.
Как литература классифицируется на роды, так и род делится на жанры. Классическая система жанров (в том числе лирических – ода, элегия, сатира) исходила из таких эмоционально-оценочных установок, как восторг, печаль, негодование. По самой своей сути лирика – разговор о значительном, высоко, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении); своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека [18].
Глава 2 Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения стихотворения С. ЕСЕНИНА "Отговорила роща золотая" в XI классе.
2.1 Основные этапы изучения стихотворения "Отговорила роща золотая".
«К стихам расположили песни», – отмечал С.А. Есенин в автобиографических набросках [9, с. 4]. А многие стихотворения поэта, в свою очередь, стали известными песнями, подобно созданному в начале осени 1924 г. произведению «Отговорила роща золотая». Органичность образов, сердечность, глубокая, до распахнутости, искренность, неторопливый, элегический ритм пятистопного ямба – все это создаёт неповторимый стиль есенинской поэтической «походки», непринуждённой и музыкальной. «Я ведь божья дудка»,– говорил о себе Есенин и в статье «Ключи Марии» вывел «происхождение музыки от древа: «.пастух только и сделал, что срезал на могиле тростинку, уж не он, а она сама поведала миру через него свою волшебную тайну.». И уже этот образ служит примером «узловой завязи природы с жизнью человека».
Связанные с природой крестьянские ассоциации в творчестве Есенина закономерны, потому что ещё в древнерусской литературе отражено это священное отношение человека к природе. «Природа – это второе откровение, второе Писание. Цель человеческого познания состоит в раскрытии тайного, символического значения явлений природы» (Д.С. Лихачёв). Есенин был «крестьянским сыном» и знатоком древнерусской литературы и подчинённость человеческой жизни законам природы воспринимал как данность. Так, в стихотворении «Отговорила роща золотая» тема прощания с молодостью наполнена «осенними» средствами выразительности. Прежде всего это образ рощи, который обрамляет характерную для поэта кольцевую композицию стихотворения. «Берёзовым весельем», «милым» был период молодости для поэта, отражённый в этих заветных эпитетах. Но «роща золотая» «отговорила», и это олицетворение окрашивает всё произведение в элегические интонации.
Заключение.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Лирика – род литературы. Лирические произведения составляют важнейшую часть школьного литературного курса. Многие методисты и исследователи справедливо рассматривают понимание лирического текста как вершину литературного развития школьников и их эмоциональной сферы. Часто изучение лирики вызывает у детей негативную реакцию, поскольку концептуальное содержание стихотворения выходит на первый план, а эмоциональное и образное не затрагивается и не просматривается. Этого можно избежать, если более тщательно проработать текст стихотворения.
При встрече с лирическим произведением важен художественный образ (для лирической поэзии - лирический образ). Лирический образ - это образ опыта, прямое отражение мыслей и чувств. Опыт - одна из отличительных черт лирики от других видов литературы.
К сожалению, на уроках литературы ученики старших классов часто прибегают к объяснению литературных произведений, обращаясь только к критическим материалам, литературным статьям и учебникам, боясь выразить собственное мнение. Изучая эпические или драматические произведения, в которых четко прослеживается очертание сюжета, у школьников нет особых трудностей при их анализе. Гораздо сложнее интерпретировать лирические произведения. Методы интерпретации лирики на уроках литературы в старшей школе должны учитывать психологию учащихся, поскольку воспринимать, анализировать и интерпретировать лирическую работу могут ученики старших классов. Основными чертами юношеского возраста являются: стремление старшеклассников сравнить себя с лирическим героем, войти в роль лирического предмета, показать аналитические способности, эмоции, чувства, вдохновленные художественным текстом.
1. Абдуллина, А. А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе воссоздания образов и картин читаемого произведения / А.А. Абдуллина // Обучение чтению младших школьников: пособие для учителей / сост. И.П. Гаркунова. – М. : Просвещение, 1981. – С. 75-76.
2. Анализ лирического произведения: сборник / авт.-сост. А.И. Княжицкий; под общ. ред. Т.Ю. Пылаевой. – М. : Междунар. шк. дистант. обуч., 2002. – 132 с.
3. Аничкина, Н.В. Теория и методика обучения литературе: учебное пособие / Н.В. Аничкина. – Орск : Издательство ОГТИ, 2008. – 207 с.
4. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. -М., 2003.
5. Введение в литературоведение / Под общей ред. Л.М. Крупчанова. М «Оникс», 2007.
6. Воронова, О.Е. Есенин и Фет: литературная традиция как предмет школьного изучения / О.Е. Воронова // Духовный путь Есенина. – Рязань, 1997. – С. 199-207.
7. Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. – Ленинградское отделение : Советский писатель, 1974. – 408 с.
8. Дарвин, М.Н. Художественная циклизация лирических произведений / М.Н. Дарвин. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997. – 40 с.
9. Есенин, С. А. Стихотворения. Поэмы / С.А. Есенин ; Сост., предисл. и коммент. к. Азадовского; худож. В. В. Медведев. – М. : СЛОВО, 2001. -680 с.
10. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. -Мн., 2003.
11. Квятковский, А. П. Школьный поэтический словарь / А.П. Квятковский. – М. : Дрофа, 2000. – 464 с.
12. Курс лекций по методике преподавания литературы. Исмуханов А.К. – Актау, 2014.
13. Лазарев, Ю.В. Изучение Есенина в школе: к истории вопроса / Ю.В. Лазарев // Современное есениноведение. – 2015. – №32(1). – С. 104 – 112.
14. Пепеляева, Е.В. Исследовательская циклизация лирики как теоретическая проблема / Е.В. Пепеляева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2012. – № 2. – С. 174-180.
15. Пигарев, К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века / К.В. Пигарев. – М.: Наука, 1972. – 130 c.
16. Солодилова, И.А. Смысл художественного текста. Словесный образ как актуализатор смысла / И.А. Солодилова. – Оренбург : ГОУ ОГУ, 2004. – 153 с.
17. Стерьёпулу Элени Апостолос. Лирический цикл как система поэтических текстов // Facta Universitatis, University of Nis. – 1998. – Vol. 1. – No 5. – Р. 323-332.
18. Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) / С. Г. Бочаров, Н. К. Гей, А. В. Михайлов, Л. И. Сазонова, В. Д. Сквозниов, Н. Н. Смирнова, А. Ю Большакова. – М. : ИМЛИ РАН, 2003. -592 с.
19. Фолимонов, С.С. О русской осени тоскующее слово. Литературная гостиная как форма культурно-просветительской работы / С.С. Филимонов // Филолог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_24_503.
20. Чехунова, О.А. Циклизация как способ отражения мировосприятия поэта: эмигрантские поэтические циклы Георгия Иванова / О.А. Чехунова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – № 3. – С. 207-211.
21. Шутан, М.И. Ученик и литературное произведение / М.И. Шутан. – Новосибирск : ООО «Агентство СИБПРИНТ», 2012. – 257 с.