Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Ловкость как физическое качество
1.2. Возрастные особенности строения и функции организма в процессе занятий волейболом
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Экспериментальное исследование воспитания быстроты и ловкости у волейболистов начальной подготовки
3.1. Экспериментальная методика развития быстроты и ловкости с помощью подвижных игр
3.2. Результаты педагогического эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность: Современный волейбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и защите. Умение быстро реагировать на постоянно меняющуюся игровую ситуацию, правильно и качественно обрабатывать летящий мяч с высокой скоростью мяча, быстро переходить от одних действий к другим, имеет большое значение в волейболе и значительной степени влияет на конечный результат игры.
Толковый словарь, давая определение ловкости, отсылает нас к формулировке следующего плана: «Координация движений - это достигнутые в результате тренировки согласованность и упорядоченность в пространстве и во времени движений отдельных частей тела спортсмена, способность быстро преобразовывать движения в соответствии с новыми условиями. Достигается наиболее рациональным включением в работу различных мышечных групп, обеспечивающих выполнение движения по показателям пространственных, временных и динамических характеристик в соответствии со структурой конкретного двигательного навыка.
Ловкость имеет первостепенное значение во всех игровых приемах, где предъявляются высокие требования к координации движений. О её развитии можно судить по тому, как быстро учащийся может овладеть сложным игровым приёмом, по степени точности выполнения его в изменяющейся игровой обстановке.
Именно поэтому одной из важных задач учебной работы с детьми является развитие их двигательных функций и умения управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи имеет упражнения на координацию движений (умение сочетать движения различными частями тела, быстро переключаться с одних движений на другие).
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Ловкость как физическое качество
Ловкость – это одно из базовых физических качеств человека. Оно по мнению В.И. Ляха и некоторых других авторов является одним из самых важных в структуре физической подготовленности человека, а тем более – спортсмена. По мнению Н.А. Бернштейна, ловкость представляет собой преодоление чрезмерных степеней свободы опорно-двигательного аппарата и превращение его в сознательно управляемую систему на нескольких уровнях (от самого простого уровня – до самого сложного).
Определений ловкости, как физического качества, достаточно много. В сущности этого качества авторы выбирают то правильность движений, то точность движений, то быстроту и точность движений и некоторые другие параметры. На самом деле ловкость – это способность человека успешно согласовывать различные характеристики и их параметры двигательных действий [7].
Ловкость представляет собой особые возможности субъекта, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулировке выполняемого двигательного действия. В настоящее время научные работники, специалисты насчитывают несколько общих проявлений ловкости, а также около 20 специальных и специфически проявляемых факторов ловкости: общее равновесие, равновесие на предмете, быстрота перестройки двигательной деятельности, точность действий, пространственная ориентация и некоторые другие
Теоретические и экспериментальные исследования позволяют классифицировать виды ловкости на специальную, специфическую и общую ловкость или координацию движений [8].
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1.Методы исследования
В исследовании использованы следующие методы:
- теоретический анализ и обобщение литературных данных.
- педагогические наблюдения.
- педагогический эксперимент
- контрольные испытания.
- методы математической обработки материала.
Анализ научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего эксперимента. При этом основное внимание было уделено методологическим и теоретико-методическим основам тренировки спортсменов, вопросам структуры и содержания воспитания ловкости и быстроты. Рассматривались структура подготовленности с анализом механизмов и условий проявления ведущих факторов, также литература для определения объективных критериев волейболистов.
Решение данных вопросов осуществлялось на основе изучения литературных источников по теории и методике физического воспитания и спорта, а также смежным научным дисциплинам – педагогике и психологии, физиологии и биохимии, морфологии и биомеханике и спортивной медицины.
Педагогическое наблюдение проводилось непосредственно в условиях учебно-тренировочных занятий, при проведении обследований волейболистов. Это позволило оценить содержание средств, их объём, интенсивность и направленность на развитие быстроты и ловкости у спортсменов.
Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности разработанного комплекса подвижных игр, направленных на повышение уровня ловкости и быстроты у волейболистов начальной подготовки.
Глава 3. Экспериментальное исследование воспитания быстроты и ловкости у волейболистов начальной подготовки
3.1.Экспериментальная методика развития быстроты и ловкости с помощью подвижных игр
С целью проведения исследования нами были разработаны следующие игры для развития быстроты и ловкости:
1. Охотники и утки
Цель данной игры: развить глазомера и ловкость у волейболистов начальной подготовки.
На площадке чертят круг, который в диаметре 5-8 метров (размер зависит от возраста, числа игроков). Игроки должны поделиться на две команды, которые будут «утки» и «охотники». Группа «утки» находится внутри круга, а группа «охотники» вне его. Команде «охотники» дается мяч и по сигналу они начинают кидать его в «уток». «Утки», в которых попали, выходят из круга, так как они считаются «убитыми». При броске «охотникам» нельзя перешагивать через круг». Когда всех «уток» «убивают», команды меняются местами.
Выделяют следующие варианты игр: из команды «охотники» выбирают 3-4 человека, которые будут стоять по разным концам стоянки. У каждого из них имеется свой мяч. Остальные игроки разбегаются по площадке, но ни в коем случае, не должны выходить из нее. Далее по сигналу педагога все дети останавливаются, «а охотники» в них «стреляют» мячом. «Уткам» можно уклоняться от удара, но главное не выходит из круга и своего места. Выбитые выходят. Выиграет тот «охотник», который «убьет» больше всего «уток».
Данная игра считается активной, в ней развивается глазомер и ловкость.
2. Удочка
Цель данной игры – развить ловкость, координацию движений.
Заключение
На основании полученных в исследовании данных представляется возможным сделать следующие выводы:
1. Ловкость – это одно из базовых физических качеств человека. Оно по мнению В.И. Ляха и некоторых других авторов является одним из самых важных в структуре физической подготовленности человека, а тем более – спортсмена. По мнению Н.А. Бернштейна, ловкость представляет собой преодоление чрезмерных степеней свободы опорно-двигательного аппарата и превращение его в сознательно управляемую систему на нескольких уровнях (от самого простого уровня – до самого сложного). Выполнение любого технического приема строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладения техникой игры и использование её в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития ловкости - это обогащение спортсменов всё новыми, разнообразными навыками и умениями, развитие координации.
2. Важным показателем двигательных способностей школьников является моторная адаптация, т. е. умение приспосабливать структуру освоенных технических приемов и действий в сочетании с различными условиями в игре. При проведении уроков волейбола в недельном расписании школы и на занятиях после уроков наиболее высокие требования предъявляются к функциональным возможностям организма. Детский организм обладает вполне сформированными физиологическими механизмами адаптации, как к меняющимся условиям внешней среды, так и к физическим нагрузкам, которые благоприятно сказываются на нормальном развитии всех систем и адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма во время тренировок. Разработки российских и зарубежных ученых выявили важные закономерности в изменении адаптивных возможностей детей школьного возраста к длительной малоинтенсивной работе.
1. Баландин, Г. А. Урок физкультуры в школе: Методические рекомендации для учителей / Г.А Баландин, Т.Н. Казакова, Н.Н.Назарова. - Вып. 1. - М.: Изд-во «Советский спорт», 2004. – 160 с.
2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста / П.Р. Битянова. – М.: МПА, 2011, – 89 с.
3. Бахтина, Т.Н. Физическая культура: учебное пособие. / Т.Н. Бахтина, И.И. Александров, Н.В. Курова. — СПб. : СПбГЛТУ, 2012. — 128 с.
4. Битянова, М. Мотивация и профанация / М. Битянова // Школьный психолог. – 2000. - № 2. – С. 12-15.
5. Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки. / Т. Бомпа, К. Буццичелли.— М. : Спорт, 2016. — 384 с.
6. Волейбол: теория и практика.— М. : Спорт, 2016. — 456 с.
7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. Изд.3. – М.: ФиС, 2015. – 193 с.
8. Гордон, С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие.— М. : Физическая культура, 2008. — 256 с.
9. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. – М.: Учебная литература, 2014. - 286 с.
10. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивнопедагогических исследований: учебно-методическое пособие. / В.П. Губа, В.В. Пресняков.— М.: Человек, 2015. — 288 с.
11. Денисова, О.П. Психология и педагогика.— М.: ФЛИНТА, 2013. — 240 с.
12. Зобков В.А. Психология отношения учащихся к деятельности: - М.: Спорт, 2003. - 330 с.
13. Иванин А.Г. Рекомендации по планированию тактической подготовки. / В кн.: Пути совершенствования спортивного мастерства. – М.: Физкультура и спорт, 2002. - С122-132.
14. Ильин Е.П. Мотив и мотивация / Е.П. Ильин. – М.: ФиС, 2012. – 437 с.
15. Иноземцева, Е.С. Познавательные психические процессы в физическом воспитании и спорте.— Томск: ТГУ, 2012. — 75 с.
16. Иорданская, Ф.А. Функциональная подготовленность волейболистов: диагностика, механизмы адаптации, коррекция симптомов дизадаптации. М.: Спорт, 2016. — 176 с.
17. Капилевич, Л.В. Научные исследования в физической культуре : учебное пособие.— Томск: ТГУ, 2013. — 184 с.
18. Капилевич, Л.В. Физиология спорта: учебное пособие.— Томск : ТГУ, 2013. — 192 с. Карпушин, Б.А. Педагогика физической культуры: учебник.— М. : Советский спорт, 2013. — 300 с.
19. Макаров К.К. Техника современного волейбола: монография – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 220 с.
20. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук и др. Изд.3. - М.: Наука, 2009. - 190 с.
21. Мерзляков В.В. Историко-теоретические аспекты техники приема и передач мяча в волейболе: монография – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. – 83 с.
22. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 240 с.
23. Немов Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов – М.: Просвещение, 2007. – С. 510.
24. Педагогическая психология : Методики и тесты/ Авторы-сост. М.В. Демиденко, А.И. Клюева. – Самара: Барах-М, 2004. – 144 с.
25. Педагогические технологии / Под общ. Ред. В.С. Кукушина. – М.: Изд. центр «МарТ», 2004. – 336 с.
26. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
27. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. – М.: 2002. – 309 с.
28. Психология физической культуры: учебник.— М.: Спорт, 2016. — 624 с.
29. Свиридов, В.Л. Волейбол. Энциклопедия.— М.: Спорт, 2016. — 592 с.
30. Смирнова, Н.Г. Педагогика. - Кемерово : КемГИК, 2005. — 84 с.
31. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник. / Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 510 с.
32. Фомин, Е.В. Волейбол. Начальное обучение. / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина.— М.: Спорт, 2015. — 88 с.
33. Чурекова, Т.М. Общие основы педагогики. / Т.М. Чурекова, И.В. Гравова, Ж.С. Максимова.— Кемерово : КемГУ, 2010. — 165 с
34. Шарафаева А.Б. Обучение и совершенствование техники игры в волейбол. Методическое пособие. – Томск. 2009. – 85 с.
35. Шулятьев В.М., Побыванец В.С. Волейбол: учеб. пособие. – М.: РУНД, 2012. – 202с.
36. Шарафаева А.Б. Обучение и совершенствование техники игры в волейбол. Методическое пособие. – Томск. 2009. – 85 с.
37. Яковлева, Л.А. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие. / Л.А. Яковлева, Е.Ю. Шпаковская.— М. : ФЛИНТА, 2015. — 40 с.