ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПАРУСНЫМ СПОРТОМ
1.1 ПОНЯТИЕ "ЗДОРОВЬЕ" И КРИТЕРИИ ЕГО ОТРАЖАЮЩИЕ
1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРУСНОГО СПОРТА
ГЛАВА II. СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПАРУСНЫМ СПОРТОМ
2.1 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПАРУСНЫМ СПОРТОМ
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ЗАНИМАЮЩИМСЯ ПАРУСНЫМ СПОРТОМ
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАРУСНЫМ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПАРУСНЫМ СПОРТОМ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из эффективных средств физического воспитания является занятия парусным спортом. Парусный спорт является прекрасным средством для всестороннего развития личности. Парусный спорт имеет связь с различными компонентами физической культуры. Занятия парусным спортом благотворно влияют на развитие основных физических качеств человека.
Занятия парусным спортом является хорошим способом отдыха и необычным развлечением. Занятия по парусному спорту требуют от занимающегося хорошей технической и тактической подготовленности.
Старший школьный возраст является благоприятным периодом для развития таких физических качеств как сила, выносливость, координация движений. Развитие этих качеств требует построение грамотного и рационального тренировочного процесса. Ведь от него будет зависить эффективность развития старших школьников. И парусный спорт выступает как одно из средств для гармоничного развития школьников.
Цель исследования: изучить влияние занятий парусным спортом на организм учащихся старшего школьного возраста.
Объект: физическое развитие учащихся старшего школьного возраста.
Предмет: средства и методы парусного спорта.
Задачи:
1. Описать понятие «здоровье» и критерии его отражающие.
2. Изучить возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста.
3. Изучить влияние занятий парусным спортом на организм детей старшего школьного возраста.
Методы: теоретический анализ литературы и интернет источников.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПАРУСНЫМ СПОРТОМ
1.1 Понятие "здоровье" и критерии его отражающие
Учитывая медико-биологические признаки, Н. М. Амосов[12] указывает, что здоровье является естественным состоянием организма, которое характеризуется посредством его уравновешенности с окружающей средой отсутствием каких-либо болезненных явлений
Опираясь на эти же признаки, Г.И. Царегородцев[7] описывает здоровье в качестве гармонического течения различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, в результате которого следует говорить о появлении согласованного обмена веществ внутри самого организма.
Анализ этого определения позволяет говорить о здоровье как о естественном гармоническом состоянии организма с нормальным протеканием в нём обменных процессов, и отсутствием любых болезненных явлений.
В основе определения Д. Д. Венедиктова[13] лежат эволюционная экологическая позиции, которые позволяют рассматривать здоровье как динамическое равновесие организма и окружающей природной и социальной среды
С эволюционной и экологической позиций раскрывает смысл понятия о здоровье как динамическом равновесие организма с окружающей природной и социальной средами, которое обеспечивает наиболее полное проявление всех заложенных в биологической и социальной сущности человека способностей и функционирование максимально интенсивно всех жизненно важных подсистем человеческого организма, а поддержание общего сочетания этих функций осуществляется на оптимальном с точки зрения целостности организма уровне, обеспечивающем быстроту и адекватную его адаптацию относительно непрерывно изменяющейся природной и социальной среды [7].
Социологическая точка зрения содержат подход к здоровью как к мере социальной активности и деятельностного отношения человеческого индивида к миру. Эту мысль развивает И. И. Брехман[8], по мнению которого, проявление такого отношения, в первую очередь, видится в системе улучшения качества окружающей среды, сохранении собственного здоровья и здоровья других людей.
В основе определения В. П. Казначеева[13] смысла понятия «здоровье» человека лежит комплексный подход. По его мнению, здоровье является динамическим состоянием (процессом), при котором сохраняются и развиваются биологические, физиологические и психические функции, оптимальная трудоспособность и социальная активность при максимальной продолжительности жизни [2].
ГЛАВА II. СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПАРУСНЫМ СПОРТОМ
2.1 Методика проведения занятий парусным спортом
Парусным спортом называется род спортивной деятельности на кораблях или плавающих корпусах, которые приводятся в движение воздействием ветра на один или несколько парусов. Управление парусами, как вид спортивной деятельности, подразделяется:
а) по роду используемых водоемов:
1) управление яхтой во внутренних водах на стоячих водоемах и реках,
2) на внутренних озерах,
3) у берегов и в открытом море;
б) по роду и форме корпуса спортивных средств:
1) управление гоночными и крейсерскими швертботами,
2) килевыми яхтами и морскими крейсерами,
3) катамаранами и тримаранами,
4) виндсерферами[4].
Заниматься могут как мальчики, так и девочки, причем, чем раньше ребенок начнет заниматься, тем лучше для его физического развития. Прежде, чем ребенок окажется на воде, ему нужно усвоить основные моменты парусного спорта – это правила безопасного поведения на судне.
В обучение входят основы и азы теории о том, как яхта движется, за счет чего, какое движение нужно делать по отношению к парусу, чтобы его установить. После этого дети приступают к практическим занятиям. Сначала ребенок начинает обучение с маленькой яхточки — швертбота.
Различие между взрослыми и детскими яхтами в площади парусов, чем крупнее, тем тяжелее ими управлять. Летом проходят тренировки и соревнования, зимой — тренировки по физической подготовке: хождение на лыжах; плавание в бассейне; занятия в тренажерных залах.
Также проводятся теоретические занятия по изучению теории парусного дела, где изучаются: история парусного спорта; типы и классы яхт; устройство и ремонт; основы навигации, лоции, метеорологии; сигнальные флаг; тактика гонок и многое другое.
Занятия по всем темам имеют обзорный характер, от выполнения физических упражнений требуется качественный, а не количественный показатель. За этот период времени не только учащийся понимает, интересен ли ему парусный спорт, но и педагог выделяет индивидуальные возможности учащегося для последующей корректировки учебного процесса.
Изменяя объем двигательной деятельности, её интенсивность и интервалы отдыха, можно регулировать физическую нагрузку, воздействуя на организм занимающихся. Совершенствуются вариативность выполнения приемов, умение применять их в парусном спорте.
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАРУСНЫМ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПАРУСНЫМ СПОРТОМ
Спортивная деятельность и, в частности, занятия парусным спортом, являются одним из способов активной деятельности, приносящей существенную пользу для здоровья, улучшая и физическое и психологическое состояние подростков, обеспечивая комплексную тренировку всего организма. Что касается психологических особенностей спортивной деятельности, можно отметить следующие моменты: занятия парусным спортом развивают волевые качества подростков, лидерские способности, умение работать в команде. Парусный спорт, как вид спорта, подразумевает соревнование, а значит победы и поражения. Это ставит подростков в разные жизненные ситуации, такие как успех и неудача, развивая целеустремленность, настойчивость, упорство[7].
Занятия парусным спортом требуют тщательного планирования: спортсменам необходимо искать лучшие способы, лучшую стратегию для победы и способы достижения этой победы. По мнению С.В. Галицына, конструктивный расход энергии, обеспечиваемый занятиями парусным спортом, очень полезен в поддержании хорошего самочувствия, настроения. Спортивная деятельность способствует выработке «гормона счастья» и обеспечивает позитивный баланс энергии в организме подростка.
По данным С.В. Галицына, подростки, регулярно занимающиеся спортом, справляются со стрессом гораздо лучше, чем их сверстники, не занимающиеся спортивной деятельностью. В спортивной деятельности подростков объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, они включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания в области спорта. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом[25].
Таким образом, как отмечает Ю.А. Янсон, спортивная деятельность является одним из комплексных средств физического воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера подростков.
ВЫВОДЫ
Сегодня, каждый из нас имеет возможности для укрепления и поддержания здоровья, для сохранения физической активности, трудоспособности, и бодрости. Занятия парусным спортом, являются самым надежным для этого способом т.к. парусный спорт позволяет поддерживать в оптимальном состоянии функциональность суставов и мышц, и что еще важнее, благодаря работы мышц, может сохранять и увеличивать энергетические возможности, наполняя организм энергией, силой и красотой.
Старший школьный возраст выступает как один из самых благоприятных возрастов для занятия парусным спортом. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств как сила и выносливость. И именно в парусном спорте эти качества можно развить с наибольшей эффективностью.
Парусный спорт оказывает положительное воздействие на организм старшего школьного возраста. Тренировки парусным спортом способны улучшить: здоровье и психическое состояние (свести к минимуму риск множества заболеваний, повысить уровень работоспособности и активности, улучшить настроение и т.п.); физические способности (повысить выносливость, силу, гибкость); внешний вид и т.д.
1. Братановский С. Н. Административно-правовое регулирование организации и деятельности общественных спортивных объединений в России: монография / С. Н. Братановский, В. В. Майстровой, М. Г. Вулах. - Саратов: [б. и.], 2012. - 217 с.
2. Иноградов П. А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации [Электронный ресурс]: (по результатам социологических исследований): [монография] / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков. - Москва: Советский спорт, 2013. - 143 с.
3. Гиссен Л. Д.Психология и психогигиена в спорте: (из опыта работы в командах по академ. гребле): [учеб. пособие] / Л. Д. Гиссен. - [2-е изд., стер.]. - Москва : Советский спорт, 2010. - 160 с.
4. Гитман Е. К. Технология концентрированного обучения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. К. Гитман ; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: ПГГПУ, 2012. - 70 с.
5. Годлиник О. Б. Основные вопросы и концепции педагогики [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. Б. Годлиник, Е. А. Соловьёва. - Санкт-Петербург: СГАСУ, 2011. - 84 с.
6. Гуревич П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учебник / П. С. Гуревич. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
7. Евдокимов В. И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту : [учеб. пособие] / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М. : Сов. спорт, 2010. - 245 с
8. Евсеев Ю. И. Физическое воспитание : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. И. Евсеев. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 380 с. 10. Ершов Ю. А. Общая биохимия и спорт : учеб. пособие / Ю. А. Ершов. - Москва : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2010. - 367 c.
9. Загайнов Р.Психология современного спорта: Записки практического психолога спорта : [учеб. пособие] / Р. Загайнов. - Москва: Советский спорт, 2012. - 292 с.
10. Иванов А. А. Психология чемпиона: Работа спортсмена над собой: [монография] / А. А. Иванов. - Москва: Советский спорт, 2012. - 112 с.
11. Карась Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / Т. Ю. Карась ; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольскна-Амуре: АмГПГУ, 2012. - 131с.
12. Кокоулина О. П.Основы теории и методики физической культуры и спорта: учеб.-практ. пособие / О. П. Кокоулина. - Москва: ЕАОИ, 2011. - 144 с.
13. Макеева В. С. Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В. С. Макеева ; Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ). - Орел : МАБИВ, 2014. - 132 с. 17. Миллер Л. Л. Спортивная медицина: учеб. пособие / Л. Л. Миллер. - Москва: Человек, 2015. - 183 с.
14. Организация физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] : учеб. пособие для практ. занятий / А. Г. Сетко [и др.] ; Оренбургская государственная медицинская академия ; под ред. А. Г. Сетко. - Оренбург : ОрГМА, 2012. - 97 с.
15. Психология в индустрии спорта: хрестоматия / авт.-сост. В. А. Ермаков. - Москва: Евразийский открытый институт, 2011. - 616 с. 23. Психология спорта [монография] / под общ. ред. В. А. Садовничего. - Москва: МГУ, 2011. - 424 с.
16. Столяренко А. М. Общая педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. М. Столяренко. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 479 с.
17. Тимохов А.Д. Общая педагогика учеб. пособие / А. Д. Тимохов - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 79 с.
18. Тихонов А. М. Физическая культура : системно-деятельностный подход в преподавании [учеб-метод. пособие] / А. М. Тихонов, Д. Д. Кечкин ; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: ПГГПУ, 2013. - 103 с.
19. Уловков О. Экипажу «семидесятки» / О. Уловков //Катера и яхты.- 2001.- №3. - С.26-29.
20. Ульянова И. В. Современная педагогика воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников : [монография] / И. В. Ульянова. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 297 с.
21. Физическая культура [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс: учеб. пособие /С.И. Бочкарева [и др.]. – Москва: [Изд. Центр ЕАОИ], 2011.- 344 с.
22. Физическая культура и физическая подготовка : учеб. для вузов / И. С. Барчуков [и др.]; под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барсукова. - Гриф МО. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 430 с.
23. Чумаков, А.А. Школа парусного спорта / А.А. Чумаков. - М.: Физкультура и спорт, 2000. -160 с.