ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ И НАСЛЕДИЕ ИРВИНГА ГОФМАНА КАК СОЦИОЛОГА
1.1 БИОГРАФИЯ И. ГОФМАНА
1.2 СТАНОВЛЕНИЕ И. ГОФМАНА КАК СОЦИОЛОГА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
ГЛАВА 2 ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПОДХОД И. ГОФМАНА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
2.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПОДХОДА И. ГОФМАНА
2.2 ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ПРОЧТЕНИЮ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И. ГОФМАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Социология ХХ в. развивалась по различным направлениям, выбирая все новые и новые пути для развития и точки соприкосновения с другими науками. Классические принципы никогда не уходили в небытие, однако, стоит отметить, что именно ХХ в. подарил современной социологии очень много новых и нетипичных подходов и точек рассмотрения личности и общества в целом.
Примечательно, что разрабатываемые изначально в рамках одной научной области, со временем многие подходы со временем заимствовались и другими областями научного знания.
Ирвинг Гофман – один из известнейших социологов ХХ в. не только в Америке, но и во всем мире. Его основные достижения и взгляды разрабатывались в рамках символического интеракционизма и понимающей психологии. Его драматургическая социология стала одной из разновидностей этих самых направлений.
Изучение драматургического подхода И. Гофмана актуально и в настоящее время, так как основные положения ее могут быть применимы и к современному обществу. Что интересно, очень часто сегодня основные положения и понятия драматургической социологии И. Гофмана используются психологами, социологами, культурологами и специалистами по массовой коммуникации для анализа многих явлений жизни современного общества, например, для анализа слухов, социальной коммуникации, межличностной коммуникации и т.д.
Наследие этого социолога настолько велико, что вызывает интерес и в нынешнее время. Для нашей работы особенно полезными и репрезентативными являются статьи и труды многих социологов и исследователей, которые занимаются изучением наследия и влияния, а также места И. Гофмана в истории социологии и социологии современного общества в частности.
Отдельно хотелось бы выделить несколько статей В. Вахштайна, который довольно подробно и разносторонне анализирует наследие этого американского социолога. Примечательно, что он не только исследует основные положения и взгляды Гофмана-социолога, но и анализирует биографию, изучает его влияние на последующие поколения социологов.
Кроме того, полезными при изучении и работе над нданной темой являются работы следующих авторов: Г. С. Батыгина, Т. В. Бурак, О. А. Власовой, Э. Гидденса, А. Д. Ковалева, С. Степанова.
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ И НАСЛЕДИЕ ИРВИНГА ГОФМАНА КАК СОЦИОЛОГА
1.1 Биография И. Гофмана
Ирвинг Мануэль Гофман родился в Мэнвилле, Канада, 11 июня 1922 г. Его родители хотели, что сына стал инженером-химиком, поэтому после окончания технической школы Св. Джона в 1939 г. Гофман поступил на химический факультет Университета Манитобы.
Уже через несколько лет И. Гофман бросил обучение перебрался в Оттаву, где в 1943-1944 гг. работал в Национальном комитете по кинематографии. Как мы видим, здесь он пошел против воли своих родителей и это время было связано с одним из основных увлечений его на протяжении жизни – с кино. Кроме того, очень важно отметить, и здесь мы соглашаемся с В. С. Вахштайном, что приобретенный в данное время опыт сыграл немаловажную роль в процессе создания И. Гофманом теории фреймов, ведь в исследованиях организации повседневных взаимодействий социолог ссылается именно на теоретиков кинематографии: В. Пудовкина, Б. Успенского, Б. Балаша [5, с. 140].
Позже в теории фреймов Гофмана также найдет отражение его опыт работы в сфере создания рекламных роликов, которым он занимался на первоначальных этапах своей жизни. Работая в комитете по кинематографии, будущий социолог впервые задумывается о проблеме связи «изображения» и «изображаемого». Именно эта проблема, по мнению многих исследователей его наследия и биографии, станет лейтмотивом всех его работ.
Во время работы в кинокомитете происходит знакомство Гофмана с социологом Дэннисом Ронгом. Именно под его влиянием он поступает в Университет Торонто на факультет социологии и антропологии. Получив в 1945 г. диплом бакалавра, Гофман принимает решение продолжить образование в США и подает заявление в магистратуру Чикагского университета.
Крайне любопытным, по мнению В. С. Вахштайна, является тот факт, что на этапе учебы Гофмана совершенно не увлекают идеи активно развивающегося в этот период символического интеракционизма, «которому на какое-то время суждено было стать «гражданской религией» факультета социологии Чикагского университета» [5, с. 142].
ГЛАВА 2 ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПОДХОД И. ГОФМАНА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
2.1 Основные положения и содержание драматургического подхода И. Гофмана
Когда речь заходит речь о влияниях и ближайших родственниках «социальной драматургии» И. Гофмана, то чаще всего ее рассматривают как одно из поздних ответвлений символического интеракционизма, по общему мнению, самой исконно американской из наиболее известных «школ» социологии. В начале века основоположники символического интеракционизма (хотя это название установилось гораздо позже) на свой лад совершили в американской социологии индивидуалистический и волюнтаристский поворот, подобный европейскому наступлению на позитивистскую социологию, начатому несколько раньше неокантианцами.
Концепция И. Гофмана была создана на основе символического интеракционизма, вобрала в себя основные его постулаты и получила название драматургической социологии.
В своей концепции социолог важнейшее значение придает не макроструктурам общества, а межличностным связям, повседневному меж индивидуальному общению, т.к. именно в этих сферах, по его мнению, рождается подлинная социальность. В ситуациях лицом к лицу, когда индивиды находятся в непосредственной близости, реагируют на действия друг друга и оказывают друг на друга влияние, создается особая реальность, которую И. Гофман называет «порядком взаимодействия», который понимается самим автором как «структура социальных взаимодействий между индивидами, возникающая каждый раз при физическом сопристутсвии нескольких лиц» [11, с. 35]. При это порядок взаимодействия представляет собой самостоятельную и полноценную область исследований.
Центральное понятие концепции социальной драматургии И. Гофмана – «я сам» (the self), которое автор определяет как «представляемый образ роли или «драматический эффект», возникающий в демонстрируемой сцене, и самым важным является то, сочтут ли его достоверным или вызывающим недоверие» [11, с. 53].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование по данной теме, хотелось бы отметить, что актуальность отдельных положений драматургического подхода в социологии И. Гофмана в современном мире бесспорна. Вместе с тем, на протяжении своего существования она не раз подвергалась критике и попыткам интерпретации с различных точек зрения.
Многие события из жизни американского социолога оказали непосредственное влияние на его взгляды и основные направления исследований.
Проанализировав основные факты биографии И. Гофмана, мы увидели, что многие его увлечение впоследствии оказали непосредственное влияние на его взгляды и концепции его трудов. Кроме того, существенное влияние имели и факты биографии, такие как личные переживания, смерть жены, личные зависимости и т.д.
На развитие и становление И. Гофмана как социолога значительное влияние оказали многие классики и современники социологии и других наук. В частности, в первых рядах следует отметить влияние Дж. Мида, Г. Блумера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Э. Хьюза, У. Уорнера, Т. Шеллинга, Г. Бейтсона. При этом очень часто исследователи разняться в том, кто же именно повлиял на Гофмана в большей степени. Кто-то называет его непосредственным учителем Дж. Г. Мида, кто-то (в том числе и сам Гофман в ряде интервью) указывает, что наиболее сильное влияние на раннего И. Гофмана оказали Э. Хьюз и У. Уорнер.
В то же время Гофман повлиял и на дальнейшее развитие социологии, сильное влияние его взглядов сказывалось на его учениках – Х. Саксе и Э. Шеглофф, Э. Зерубавеле.
Основная идея драматургического подхода И. Гофмана состоит в проведении аналогии между социальным миром и миром театра, а социальные роли аналогичны театральным ролям, которые разыгрываются для произведения соответствующего впечатления на участников общения и ответа на их ожидания.
Для И. Гофмана драматургический подход – это изучение социальных микро образований, в которых осуществляется определенного рода деятельность с точки зрения управления впечатлениями и определения ситуации. Это описание приемов управления впечатлениями, затруднений в этом деле, главных его исполнителей и исполнительских команд, организующихся на этой почве объективные ограничения непосредственного взаимодействия между людьми.
1. Батыгин, Г.С. Континуум фреймов: драматургический реализм Ирвинга Гофмана / Г. С. Батыгин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2001. – № 2. – С. 5-24.
2. Батыгин, Г.С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана / Г. С. Батыгин // Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. статья Г.С. Батыгина. М.: Институт социологии РАН, Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. – 752 с.
3. Бурак, Т. В. «Социальная ситуация» и «фрейм»: интеракционистский и структуралистский анализ повседневной жизни / Т. В. Бурак // Методология междисциплинарных исследований. – 2007. – № 1. – С. 43-46.
4. Вахштайн, В. С. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения / В. С. вахштайн // Социологическое обозрение. – 2003. – Т. 3, № 4. – С. 104-118.
5. Вахштайн, В. С. Памяти Ирвинга Гофмана / В. С. Вахштайн // Мониторинг общественного мнения. – 2007. – № 3 (83). – С. 140–151.
6. Вахштайн, В. С. Социология повседневности: от «практики» к «фрейму» И. Гофман Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. статья Г.С. Батыгина. М.: Институт социологии РАН, 2003. // Социологическое обозрение. – 2006. – Т. 5, № 1. – С. 69-75.
7. Вахштайн, В. С. Фреймы классичности. Ирвинг Гофман как «неудобный классик» социологии / В. С. Вахштайн // Социология Ирвинга Гофмана. – 2011. – С. 59-84.
8. Власова, О. А. Социология человека Ирвинга Гофмана: личность как сопротивление социальному в теориях стигматизации и тотальных институций / О. А. Власова // Социологический журнал. – 2011. – № 4.
9. Гидденс, Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Э. Гидденс. – М.: Академический проект, 2003. – 508 с.
10. Гофман, И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман, под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. ст. Г. С. Батыгина. М.: Институт социологии РАН, Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. – 752 с.
11. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М. : КАНОН-пресс-Ц, 2000. – 304 с.
12. Ионин, Л.Г. Символический интеракционизм и феноменологическая социология между кризисным и стабилизационным сознанием / Л. Г. Ионин // Очерки по теоретической социологии ХХ столетия. – М. : Наука, 1994.
13. Ковалев, А. Д. «Социальная драматургия» Ирвина Гофмана в контексте истории социологической мысли (к вопросу об американской версии социологического номинализма) / А. Д. Ковалев // Новое и старое в теоретической социологии (Книга 2) / Под ред. Ю.Н. Давыдова. – М. : Изд-во Института социологии РАН, 2001. – Кн. 2. – С. 22-42. – 236 с
14. Ковалев, А.Д. Книга Ирвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» и социологическая традиция // Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. –М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000.
15. Кравченко, Е. И. Эрвин Гоффман: социология лицедейства / Е. И. Кравченко. – М: Аспект Пресс, 1997. – 286 с.
16. Степанов, С. Ирвинг Гофман [Электронный ресурс] / С. Степанов // Школьный психолог. – 2009. – № 7. – Режим доступа: http://psy.1sep.ru/view_article.php?ID=200900706.
17. Berman, M. Weird but Brilliant Light on the Way We Live Now // Sage Masters of Modern Social Thought / Ed. by G.A. Fine, G. Smith. Vol. 1. L.: Sage Publications, 2000. – Р. 135 – 143.
18. Blumer, H. Symbolic Interactionism: Perspective and method. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1969.