ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГИБКОСТИ
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
ГЛАВА 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
ГЛАВА 5. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в то время, когда общество все больше осознает огромную важность физической активности и спорта не только как части массовой культуры, но и широко применяемой деятельности для индивидуального и социального здоровья и благополучия.
Физическая активность людей играет все более важную роль в научном интересе к образу жизни современного общества и является очень важным фактором в процессе определения уровня здорового и активного образа жизни, качества жизни и здоровья в целом.
Незаменимая роль физической активности в жизнедеятельности человека постоянно научно подтверждается. Развитие сидячего образа жизни является результатом процесса социализации, направленного на отсутствие физической активности, который развился в молодости и продолжился во взрослой жизни. Именно поэтому так важно развитие физической подготовленности и двигательных качеств человека.
Физическая подготовленность – это ценность, которая имеет существенное значение во всесторонней деятельности человека, в сохранении его здоровья и творческой активности. Независимо от особенностей и уклада жизни элементарный потенциал двигательных возможностей является необходимым условием прогресса и развития как человека, так и всего общества.
В условиях технизации, автоматизации и урбанизации современного общества физическая подготовленность играет важную роль. Речь идет не только о профессионально необходимом потенциале подготовки, например, строителей, экономистов, врачей, инженеров или военных, но и о том, что улучшение физической подготовки должно быть естественной потребностью современного человека, частью его культуры.
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ГИБКОСТИ
Гибкость тела, как и сила, и выносливость представляют собой разнообразные характеристики человеческого организма.
Физическая гибкость оказывает значительное влияние на параметры тела, мышечный тонус, показатели здоровья, способствует достижению спортивных результатов, позволяет избежать травм во время тренировок и в повседневной жизни.
Гибкость представляет собой способность человека совершать движения с различной амплитудой. При выполнении упражнений на гибкость основная нагрузка ложится на опорно-двигательный аппарат, в том числе на позвоночный столб и суставы, а также и на мышечную ткань.
В настоящее время, согласно общемировой морфофункциональной классификации, существуют различные виды гибкости.
Активная и пассивная гибкость отражают способы растяжения тканей, а именно, или самостоятельное выполнение упражнений, или с помощью партнера, соответственно.
Активная гибкость. Данная разновидность гибкости представляет собой целенаправленное движение одним или несколькими звеньями человеческого тела, которое совершается человеком самостоятельно.
Так, выполнение упражнений на растяжку без участия вспомогательного оборудования или партнера относится к активной гибкости. При этом импульсы исходят из головного мозга и идут по нервным окончаниям к растягиваемой области [6].
Пассивная гибкость – амплитуда движения в участке тела, которая создается благодаря чьей-либо помощи (партнера, тренера). При этом партнер прикладывает определенное усилие, растягивая ткани человека. Во время пассивного растяжения достигается максимальное отведение в том случае, если человек, которому помогают, не зажат, расслаблен и контролирует свое дыхание, достигает полной концентрации.
ГЛАВА 2.ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
К основным факторам, влияющим на развитие гибкости, относятся:
- строение суставов, их формы, площади (ограничивают подвижность и такие анатомические особенности суставов, как костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей);
- длина и эластичность связок, сухожилий (чем толще связки и суставная капсула, и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющих сегментов тела);
- морфофункциональные особенности работающих мышц (размах движений может быть лимитирован напряжением мышц - антагонистов).
- функциональное состояние нервных центров, регулирующих тонус мышц;
ГЛАВА 3.СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнения на растягивание. Основными ограничителями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) – задача упражнений на растягивание [13].
Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой за счёт активности мышц, выполняющих соответствующее упражнение на развитие гибкости. Пассивная гибкость – это способность к достижению наивысшей подвижности в суставах в результате действия внешних сил. Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной гибкости. Активная гибкость реализуется при выполнении различных физических упражнений, и поэтому на практике её значение выше, чем пассивной гибкости, которая отражает величину резерва для развития активной гибкости [18].
Среди упражнений на растягивание различают: активные, пассивные и статические.
Активные упражнения включают в себя маховые, вращательные, пружинистые движения, наклоны, выпады и тому подобные движения в различных суставах. Активные упражнения могут выполняться без отягощений и с небольшими отягощениями (3-5 кг.). Применение небольших отягощений повышает эффективность упражнений на гибкость, вследствие увеличения амплитуды движений (за счёт использования инерционных сил). Упражнения на гибкость можно выполнять и с предметами (гимнастическими палками, обручами и т. п.).
Пассивные упражнения – связаны с преодолением сопротивления растягиваемых мышц и связок за счёт тяжести тела или отдельных его частей, а также с помощью вспомогательных средств (отягощений, партнёра, резинового амортизатора и т. п.). Величина отягощений не должна превышать 50% от уровня силовых возможностей растягиваемых мышц. Развитию пассивной гибкости способствуют различные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т. п.) [12].
ГЛАВА 4.МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок. Если требуется достижение заметного сдвига уже через 3-4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40 % -активные, 40 % - пассивные и 20 % - статические.
Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата.
Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10 %) возрастает эффект тренировки [2].
При выполнении упражнений на гибкость на отдельных занятиях и в течение года следует повышать нагрузку за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений.
Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных - 1 повторение в 1-2 с; «выдержка» в статических положениях - 4-6 с.
Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.
По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно заниматься 2-3 раза в неделю [8].
ГЛАВА 5. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
Развитие гибкости следует начинать с первого этапа – разогрева тканей. Золотым стандартом принято считать кардионагрузку.
Пешая ходьба на одном месте или прогулка, прыжки со скакалкой, приседания, бег позволят разогреть мышечную ткань, повысить тонус тела. Достаточно выполнять нагрузку в течение десяти-пятнадцати минут для перехода к следующему этапу – выполнению упражнений на гибкость [3].
Подвижность суставов определяется, как особенностями и нюансами анатомического строения, так и наличием приобретенных дефектов, хронических заболеваний. Сустав представляет собой сложную конструкцию, где каждое из звеньев связано между собой. Нарушение процесса взаимодействия вследствие каких-либо причин приводит к функциональному сбою.
Упражнения на гибкость суставов относятся прежде всего к одному из этапов лечебной физкультуры и профилактике. Цель выполнения: минимизировать риски развития осложнений во время тренировок, предотвратить возникновение негативных последствий для здоровья. Принцип выполнения основан на выполнении естественных вращательных движений. Круговые движения следует проводить поочередно в разные стороны, например слева-направо и наоборот.
Вращения «разогревают» суставы, ускоряют движение синовиальный жидкости, которая заполняет полость сустава. Обычно рекомендуется начинать упражнения на развитие гибкости суставов сверху-вниз (от головы к кончикам пальцев на стопах).
Последовательное выполнение в указанном порядке позволит сделать занятия систематизированными и разработать каждый из суставов. Хаотичный порядок выполнения может привести к тому, что человек забудет совершить вращательные движения в некоторых суставах [14].
Гибкость позвоночника. Главной частью опорно-двигательного аппарата, осью человеческого тела, является позвоночный столб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гибкостью называются определенные свойства морфологического аппарата, что обуславливают подвижность определенных частей человеческого тела относительно друг друга, отвечают за способность выполнять движения с большой амплитудой.
Внутри себя способность делится на две категории:
- Активная. Способность достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мускулатурных групп, проходящих через определенный сустав.
- Пассивная. Наибольшая амплитуда движений, которая достигается за счет приложения внешних сил к движущейся части тела — снаряда, отягощения, усилий спортпартнера и проч.
Гибкость также может быть общей (подвижностью всех суставов тела) и специальной (предельной подвижностью конкретных суставов, соответствующих требованиям к определенной деятельности).
Гибкость помогает предотвратить болезни. Напряжение в мышцах влияет на кровообращение, что мешает питательным веществам двигаться по организму. Когда вы развиваете гибкость и делаете упражнения на растяжку увеличивается приток крови к мышцам и суставам. Этот фактор снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Развитие гибкости способствует поддержанию хорошей осанки. Скованные мышцы способны спровоцировать развитие плохой осанки. Например, при возникновении нагрузки или перенапряжения в одной части тела начинает страдать другая, что усиливает нагрузку на позвоночник.
Аналогичным образом, развитие гибкости мышц в нижней части тела—бёдра, квадрицепсы, сгибатели бедра, способны помочь снизить нагрузку на поясницу и уменьшить хроническую боль в спине. Ведь все наши мышцы и суставы связаны и работают вместе, чтобы произвести движение.
1. Арнольд, Нельсон Анатомия упражнений на растяжку. Иллюстрированное пособие по развитию гибкости и мышечной силы / Нельсон Арнольд. - М.: Попурри, 2016. - 702 c.
2. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта// И.С.- Барчуков М.: КноРус, 2011.- 368с.
3. Береснева И.А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных самотипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №6. - С. 36.
4. Бумарскова, Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости. Учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. - М.: МГСУ, 2015. - 128 c.
5. Васильков А.А.Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. -- Ростов н/Д : Феникс, 2008. -- 381 с. : ил.
6. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. -- Ростов н/Д : Феникс, 2008. -- 381 с
7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
8. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость : Учеб.-метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. - гл. 1 - С. 10
9. Доленко, Ф. Л. Определение гибкости тела человека / Ф. Л. Доленко // Теория и практика физической культуры. 1984. - № 7. - С. 40-42.
10. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили.- Екатеринбург: изд-во «Высшая школа», 2004.-192с.
11. Жданов, С. И. Теоретические основы физической культуры : учебно-методическое пособие / С. И. Жданов. - Орск : Издательство ОГТИ, 2010. - 147 с.
12. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
13. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2008, с. 18.
14. Кудрявцев М.Д. Методика развития гибкости у студентов вузов: учеб.-практ. пособие / М.Д.Кудрявцев, Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская. - Красноярск: КГТЭИ, 2010. -289 с.
15. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - гл. 8. - С. 106-122
16. Лях, В. И. Гибкость : основы измерения и методики развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1999. - № 1. - С. 4-10.
17. Манько, Л.Г.Развитие гибкости у гимнасток 10-12 лет на основе сопряжённой физико-технической подготовки: дис канд. пед. наук: 13.00.04 /Людмила Геннадьевна Манько.- Санкт-Петербург, 2015.- 189 с.
18. Москаленко, Е.А.Общая характеристика гибкости как физического качества и факторы ,влияющие на развитие гибкости / Е.А. Москаленко //Обучение и воспитание: методики и практика.- 2014. -№ 11. -С. 125-128
19. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
20. Прус Е. А. Развитие двигательных способностей на уроках физической культур // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф.— Чита: Издательство М. ученый, 2014. — С. 140-142.
21. Скрынник, О.В. Теоретические основы физического воспитания. - Уссурийск: ФГОУ ВПО ПГСХА, 2009.- 73с.
22. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2007.
23. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
24. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.
25. Цыбиз ,Г.Г. Изменения гибкости при различных физических нагрузок/ Г.Г. Цыбиз// Физическое воспитание студентов творческих специальностей.- 2004. -№ 4.- С. 89-96.