Введение
Глава 1 Роман В. С. Маканина «Андеграунд, или герой нашего времени» и его место в русской литературе
1.1 Роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» в контексте творчества В. С. Маканина
1.2 Герой романа «Андеграунд, или герой нашего времени» как герой времени
1.3 Интертекстуальность романа В. С. Маканина
1.4 Творчество В. С. Маканина как продолжение традиций Ф. М. Достоевского
Глава 2 Преступление и наказание как литературная парадигма и ее отражение в романе «Андеграунд, или герой нашего времени»
2.1 Проблема преступления и наказания в мировой и русской литературе
2.2 Проблематика преступления и наказания в романе: специфика и отсылки к произведениям русских классиков
Заключение
Список использованных источников
Введение
В. С. Маканина очень часто называют не иначе, как «Достоевским ХХ в.». Примечательно, что творчество этого писателя, пишущего на границе ХХ и XXI вв. представляет собой невероятное поле для исследований, чем и пользуются представители не только российского, но и зарубежного литературоведения.
Творческий путь В. С. Маканина не начался сразу же с больших и спорных произведений, за время своего становления как писателя автор обращался к большому количеству жанров, пробовал себя в них.
Личность этого автора была настолько незаурядной и нетипичной для русской литературы, что многие критики обращались еще только к вышедшим произведениям, начиная споры о них и выдвигая собственные парадигмы и схемы понимания этого писателя. Совершенно невозможно не обратится при анализе этого писателя и его творчества к такой теме, как интертекстуальность, ведь во многих произведениях Маканина очень яркие и красноречивые отсылки к произведениям многих классиков русской литературы. Примечательно, что рассмотрение его творчества в контексте сравнения с многими произведениями русской классической литературы открывают дополнительные смыслы произведений, помогают правильно их понимать и интерпретировать. Хотя сразу же следует оговориться: Маканина чаще всего относят к писателям постмодерна, что подразумевает многозначность и вариативность понимания его произведений. Порой кажется, что правильного варианта понимания просто не существует. Именно это, на наш взгляд, делает произведения В. С. Маканина не просто актуальными и насущными для прочтения в современном мире, но и актуальными для изучения в контексте разного рода проблем. Роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» по праву считается большинством критиков и литературоведов вершиной творчества этого российского писателя. Такое мнение бытует несмотря на то, что после его выхода автор не закончил свою творческую деятельность, он продолжал издавать книги, в том числе и романы.
Тем не менее, именно этот роман высоко ценится не только российскими и зарубежными читателями, но и критиками, литературоведами. Несмотря на его неоднозначную оценку и множество споров, разворачиваемых вокруг него, значимость и достоинства романа сложно переоценить.
Глава 1 Роман В. С. Маканина «Андеграунд, или герой нашего времени» и его место в русской литературе
1.1 Роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» в контексте творчества В. С. Маканина
В. С. Маканин многими исследователями русской литературы и литературных процессов ХХ века в целом относится едва ли не к классикам русской литературы. Примечательно, что среди широкого круга читателя этот автор не столь популярен, что, к сожалению, по нашему мнению, является огромным упущением. Вместе с тем, в сфере критики и литературоведения ситуация состоит практически полностью противоположно: творчество этого русского писателя настолько интересует исследователей, что по нему защищаются не только кандидатские, но и докторские диссертации.
Творчество В. С. Маканина имеет серьезное значение для литературного процесса России не только ХХ, но и XXI в. Свидетельством этому может служить частое упоминание данного автора и его произведений в контексте литературных процессов второй половины ХХ в. в России. В частности, немалое внимание к его личности и творчеству в разное время проявляли такие исследователи, как Т. Касаткина [11], М. Липовецкий [15; 16], А. Генис [6] и др.
Наиболее напряженные споры о его работах были основаны на обсуждении характера и типологии героя, а также позиции автора в текстах произведений. Несмотря на внешнюю ясность и даже определенную схематичность многих его работ, критики поняли их по-разному. В результате многие проблемы и вопросы, связанные с его творчеством, остаются нерешенными. В то же время различные критики диаметрально противоположно оценили работу Маканина.
Роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» необычен с разных точек зрения: выбор главного героя, отношения между автором и героем, сильный интерес к культуре андеграунда, высокий уровень интертекстуальности. Появление новых тенденций в прозе В. С. Маканина впервые было отмечено в рамках критики и литературоведения в начале 1990-х гг. С того момента и до создания данного романа творческий стиль автора претерпел, по замечанию исследователей, например, К. О. Шилина [30], существенные изменения. Творческий поиск художника, коим, по сути, был Маканин, в целом соответствует поиску литературы того времени в целом.
Глава 2 Преступление и наказание как литературная парадигма и ее отражение в романе «Андеграунд, или герой нашего времени»
2.1 Проблема преступления и наказания в мировой и русской литературе
Рассматривая проблематику преступления и наказания в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» хотелось бы прежде всего обратится к разработке данной темы в рамках литературы и культуры мировой. Мотив преступления и наказания давно и прочно вошел не только в мировую культуру и литературу, но и претерпевал своеобразные изменения в рамках различных направлений.
Пожалуй, рассматривая данную тему, просто невозможно не обратиться к библейскому сюжету из книги Бытия, хорошо известному каждому читателю. Речь идет о притче о Каине и Авеле.
Если подумать, в этом библейском эпизоде как нельзя лучше раскрывается данная проблематика. Безусловно, любое преступление влечет за собой наказание. Эта простая истина, известная каждому человеку с детства, ярко иллюстрируется в библейском сказании. Вместе с тем именно в этом тексте прослеживается еще одна составляющая, которая позже будет раскрываться другими авторами, прибегающими к данной проблематике – это тема раскаяния как необходимого элемента, от которого в существенной степени будет зависеть наказание, которое последует за преступлением.
Как мы помним, Бог обращался к Каину с призывом покаяться, однако, тот вины не признает, из-за чего его наказание становится очень тяжелым и долгим.
Безусловно, этот библейский текст в значительной степени оказал влияние на многие литературные произведения, выходившие на протяжении всей истории человечества.
Если рассматривать данную проблематику в глобальном смысле и не приравнивать к преступлению исключительно убийство, как это подразумевается в рассматриваемых нами в рамках данного исследования работах, то основы, легкие наметки данной темы можно увидеть даже в элементарных детских сказках, которые знакомы каждому человеку с детства.
Заключение
Творчество В. С. Маканина представляет собой отражение постмодернистского этапа в русской литературе рубежа ХХ – ХХI вв. В своих произведениях он воссоздает особенные образы героев, которые в определенной степени имеют параллели не только с современным автору обществом, но и с персонажами классической русской литературы. В рассматриваемом нами романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» проявляется не только авторское мастерство самого Маканина, но и его способность анализировать, вступать в диалог и в некоторых вопросах даже полемизировать с классиками русской литературы, в частности, с Ф. М. Достоевским, который играл особенную роль не только в данном романе, но и в принципе творчестве В. Маканина. В. Маканин не просто создает нового героя, который противопоставляет себя «общности» и является представителем андеграунда, он создает нового Раскольникова конца ХХ века. Примечательно, что в своем романе Маканин серьезно противопоставляет точку зрения Петровича взглядам Родиона Раскольникова. Вместе с тем некоторые исследователи объясняют этот факт тем, что Маканин делает упор на современную ему ситуацию, отражает в первую очередь ее (особенно в том, что касается проблематики преступления и наказания), а не христианскую мораль, как это делается, например, у Ф. М. Достоевского.
Подобно Раскольникову, Петрович создает свою философию удара. Примечательно, что при сходстве сюжета эти два аспекта существенно отличаются. Петрович более радикален в своих взглядах, он не приемлет идеи раскаяния, которую проповедует через образ своего главного героя Достоевский. Для Петровича покаяние неприемлемо. Примечательно, что в отличие от Раскольникова, Петрович так и не сознается в совершенных преступлениях. При том, что в большинстве случаев Маканин создает образ противоположный, иногда угадываются параллели с романом Ф. М. Достоевского. Например, и Маканин, и Достоевский приписывают своим героям заботу о женщинах. Удивительным образом вплетает Маканин в свое повествование эпизоды из «Преступления и наказания», однако, очень часто он намеренно их искажает, представляет в ироничной форме. Вместе с тем очень важно отметить, что в раскрытии проблематики преступления и наказания в этих двух романах существенную роль играет раскрытие темы раскаяния, покаяния. Если Раскольников принимает эту идею вслед за Достоевским, то у Маканина идея раскаяния не имеет такого значения и признания.
1. Абашева, М. П. Литература в поисках лица (Русская проза конца ХХ века: становление авторской идентичности / М. П. Абашева. – Пермь: Изд-во Пермского университета, 2001. – 320 с.
2. Архангельский, А. Где сходились концы с концами / А. Архангельский // Дружба народов. – 1998. – №7. – С. 180-186.
3. Варламов, А. Убийство. Заметки о современной прозе / А. Варламов // Дружба народов. – 2000. – №11. – С. 186-192.
4. Васильева, О. Н. Роман В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» в диалоге с творчеством Ф. М. Достоевского (к проблеме интертекстуальности) / О. Н. Васильева // Вестник Башкирского университета. – 2012. – Т. 17. №4. – С. 1826-1834.
5. Вершинина, М. А. Автор и герой в прозе В.С. Маканина 1990-2000-х годов: автореф.дисс…канд.филол.наук / М. А. Вершинина. – Волгоград, 2011. – 28 с.
6. Генис, А. Обживая хаос. Русская литература в конце XX в. / А. Генис // Континент. – 1997. – №4. – С. 277-295.
7. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание: роман в шести частях с эпилогом / Ф. М. Длостоевский. – М.: Эксмо, 2011. – 592 с.
8. Ермолин, Е. Человек без адреса / Е. Ермолин // Континент. – 1998. – № 98. – С. 322 – 350
9. Зверькова, С. В. Интертекстуальные связи и их специфика в произведениях Анджелы Картер: дис. … канд. фил. наук / С. В. Зверькова. –Новосибирск, 2004. – 180 с.
10. Иванова, Н. Очень предварительные итоги. О Владимире Маканине Н. Иванова // Литературная учеба. – 1981. – №1. – С. 118-125.
11. Касаткина, Т. В поисках утраченной реальности / Т. Касаткина // Новый мир. – 1997. – №3. – С. 200-212;
12. Куликова, Е. В. «Герой времени» и его трансформации в прозе В.С. Маканина 1970-х - 1980-х гг.: автореф.дисс…канд.филол.наук / Е. В. Куликова. – Мичуринск, 2013. – 28 с.
13. Латынина, А. Легко ли убить человека? / А. Латынина // Литературная газета. – 1998. – №17. – С. 12;
14. Лейдерман, Н. Современная русская литература / Н. Лейдерман, М. Липовецкий. – М., 2001. – Кн. 3.: В конце века 1986-1990. – М., 2001.
15. Липовецкий, М. Парадокс о горе и туннеле / М. Липовецкий // Литературная газета. – 1992. – №24. – С. 24.
16. Липовецкий, М. Растратные стратегии, или Метаморфозы «чернухи» / М. Липовецкий // Новый мир. – 1999. – №11. – С. 193-210.
17. Маканин, В. С. Самое интересное – играть черными [Электронный ресурс] // Телеканал «Культура». – Режим доступа: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=142174. –
18. Маканин, В.С. Андеграунд, или Герой нашего времени / В. С. Маканин. – М.: Эксмо, 2010. – 736 с.
19. Морозова, Т. Подземные жители / Т. Морозова // Москва. – 1998. – № 12. – С. 144-147.
20. Немзер, А. Когда? Где? Кто? (О романе Владимира Маканина: опыт краткого путеводителя) / А. Немзер // Новый мир. – 1998. – № 10.
21. Невзглядова, Е. Быстрое течение / Е. Невзглядова // Аврора. – 1980. – №3. – С. 117-123.
22. Паниткова, Е. В. Традиции русской классики в творчестве В.С. Маканина 1980-1990 годов: Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков: автореф.дисс…канд.филол.наук / Е. В. Паниткова. – Орел, 2004. – 25 с.
23. Прокурова, Н. С. Нравственно-психологические аспекты проблемы преступления и наказания в русской литературе второй половины ХIХ в.: автореф.дисс…доктора филол.наук / Н. С. Прокурова. – Москва, 2000. – 54 с.
24. Роднянская, И. Сюжеты тревоги / И. Роднянская // Новый мир. – 1997. – №4. – С. 200-212.
25. Семыкина, Р. С.-И. Новый подпольный человек в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» / Р. С.-И. Семыкина // Филология. – 2008. – № 5. – С. 173-183.
26. Степанян, К. Кризис слова на пороге свободы / К. Степанян // Знамя. –1999. –№8. – С. 204–214.
27. Тарасов, Ф. Б. Пушкин и Достоевский: Евангельское слово в литературном произведении [Электронный ресурс] / Ф. Б. Тарасов // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – Режим доступа: http://www.zpujournal.ru/e-zpu/2011/4/Tarasov_Pushkin~Dostoevsky/.
28. Фатеева, Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. Изд. 3-е, стереотипное / Н. А. Фатеева. – М.: КомКнига, 2007. – 280 с.
29. Шекспир, У. Гамлет. Избранные переводы: Сборник / У. Шекспир, сост. А.Н. Горбунов. – М.: Радуга, 1985. – 640 с.
30. Шилина, К. О. Поэтика романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»: Проблема героя: автореф.дисс…канд.филол.наук / К. О. Шилина. – Тюмень, 2005. – 26 с.
31. Я не убивал их…: Интервью В. С. Маканина // Российская газета. – 2008. – № 17. С. 26.
32. Яковлева, Е. Владимир Маканин – Достоевский XX века [Электронный ресурс] / Е. Яковлева. – Режим доступа: https://godliteratury.ru/public-post/makanin-nekrolog.