Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр
1.1. Сущность и понятие дизартрии
1.2. Особенности формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Особенности формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией
Глава 2. Практические аспекты формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр
2.1. Методика организации исследования особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
2.2. Результаты исследования особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
2.3. Комплекс дидактических игр по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
В процессе развития и становления ребенок постигает речевые конструкции – от простых к сложным. Процесс овладению речью – это длительный и трудоемкий период активной деятельности детской личности, когда происходит развитие всех психических процессов и активация анализаторов.
Язык представлен совокупностью символов, которые в соответствии с существующими правилами образуют целые конструкции. Этап усвоения детьми родного языка происходит в определенной последовательности с соблюдением ряда закономерностей. Нарушение или отсутствие одного звена в подобной цепи влечет к нарушениям формирования полноценного речевого общения. Одним из необходимых характеристик качественного становления устной речи является правильное произношение всех звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные нарушения в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи [17].
На различных этапах своего развития, как во внутриутробный период, так и после рождения, ребенок ощущает на себе воздействие множества негативных факторов, которые в последующем влекут нарушения психического и речевого спектров. Речь ребенка дошкольного возраста еще не совершенна, и перечисленные возникающие факторы могут легко нарушить ее развитие [16].
Легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов относятся к такому виду нарушений, как стертая форма дизартрии, для которой характерно неполноценностью иннервации мышц губ, языка, мягкого неба. Причинами таких нарушений могут выступать органические поражения различных отделов ЦНС во внутриутробном, интранатальном и раннем периоде развития. Задача родителей и педагогов способствовать предупреждению и раннему выявлению речевых нарушений у детей.
Глава 1. Теоретические основы формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр.
1.1. Сущность и понятие дизартрии.
Дизартрия – нарушение речи, который заключается в нарушении артикуляции, вызванным параличом или парезом речевой мускулатуры. У людей с дизартрией невнятная, недостаточно членораздельная речь. Также у многих обладателей данного нарушения наблюдаются проблемы с речевым дыханием и голосообразованием, что влечет за собой нарушение мелодики речи. Симптомы дизартрии носят неврологический характер. Возникающий парез или паралич речевой мускулатуры ограничивают полноценные движения органов артикуляционного аппарата [16].
К основным причинам проявления дизартрии относят локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые способствую иннервации речевой мускулатуры.
Выделяют следующие виды дизартрии [3]:
бульбарную,
псевдобульбарную,
мозжечковую,
подкорковую .
Данная классификация основывается на месте локализации пораженного очага.
Бульбарная дизартрия характеризуется нарушениями в иннервации мышц глотки, гортани и неба, что провоцирует снижение силы голоса, слабости речевого дыхания. Наблюдается атония, атрофия мышц отделов речевого аппарата, что провоцирует арефлексию. Люди с данными нарушениями испытывают проблемы не только с речевой, но и лицевой мускулатурой, у таких людей лица маскообразны, что обусловлено расположением очагов поражения. Речь людей с бульбарной дизартрией неразборчива, движения языка резко ограничены. Ряд людей испытывает сложности с процессом глотания, при поражении неба, пища попадает в носовую полость.
Звукопроизношение при данной форме дизартрии характеризуется тем, что все смычные звуки преобразуются в щелевые. Наиболее трудным становится произнесение звука р и смычно-проходного звука л.
Глава 2. Практические аспекты формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических.
2.1. Методика организации исследования особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией для проведения диагностического исследования была определена выборка детей в количестве 10 детей старшего дошкольного возраста на базе ГУО «Ясли-сад №39 г.Минска».
Стертая форма дизартрии – это нарушение, которое требует детальной диагностики с определением причин возникновения нарушения, а также определением всех факторов в неречевых функциях ребенка, особенностях развития фонематического слуха и восприятия, звуковой и слоговой структуры речи, функционировании артикуляционного аппарата. Для обследования произносительной стороны речи использована схема обследования, предложенная Н.В. Серебряковой, Л.В. Соломаха [6]. Схема обследования представлено в приложении Б. Обследование состояния звукопроизношения у детей со стертыми формами дизартрии включает определение прямых и косвенных причин, которые могли способствовать возникновению данного нарушения речи у детей. Поэтому первым этап констатирующего исследования выступал опрос родителей на выявление особенностей течения беременности и родов.
Следующим этапом являлось определение уровня развития органов артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии. Для этого необходимо выбрать ряд артикуляционных упражнений, которые будут выполнять, а педагог будет фиксировать качество выполнение каждого упражнения. Для проведения диагностики был выбран ряд диагностик – «Улыбка», «Маятник», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Лошадка».
В случае правильного выполнения каждого задания ребенок получал один балл за выполненное упражнение, если ребенок выполняет упражнение некачественно, то ему присваивается 0.
Для определения дыхательной и голосовой функций необходимо предложить детям такие задания – «Скажи тихо/громко», «Пропой звук долго/коротко», «Сдуй шарик», «Позови меня как тигр/мишка/зайчик/мышка». При нарушениях данных функций могут быть и обусловленные нарушения звукопроизношения. За каждое правильное выполнение задания дети получают по одному баллу.
Заключение.
Дизартрия – нарушение речи, которое заключается в нарушении артикуляции, вызванным параличом или парезом речевой мускулатуры. У людей с дизартрией невнятная, недостаточно членораздельная речь. Также у многих обладателей данного нарушения наблюдаются проблемы с речевым дыханием и голосообразованием, что влечет за собой нарушение мелодики речи. Симптомы дизартрии носят неврологический характер. Возникающий парез или паралич речевой мускулатуры ограничивают полноценные движения органов артикуляционного аппарата.
Для формирования правильного звукопроизношения у детей необходимо создавать благоприятные условия, погрузить детей в качественную речевую среду, а также фиксировать состояние речи детей и отслеживать этапы формирования каждого звука.
Детям с данной формой дизартрии присущи нарушения звукопроизношения полиморфного характера. У детей встречаются нарушения произносительной стороны речи, искажения и смешения звуков, а также их замены и пропуски. Нарушения данного характера обусловлены недостаточным уровнем иннервации мышц речевого аппарата, они сложны в коррекции и требуют систематической логопедической помощи.
Стертая форма дизартрии – это нарушение, которое требует детальной диагностики с определением причин возникновения нарушения, а так же определением всех факторов в неречевых функциях ребенка, особенностях развития фонематического слуха и восприятия, звуковой и слоговой структуры речи, функционировании артикуляционного аппарата.
В результате проведенного диагностического исследования можно отметить, что в выборке присутствует один ребенок с низким уровнем развития звукопроизношения, у четырех детей выявлен средний уровень развития звукопроизношения, у пяти детей из выборки выявлен уровень выше среднего.
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф.Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 3226. – 439 с.
2. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А.Васильева, Н.В.Соколова. – М.: Школа – пресс, 3999. – 78 с. 4. Винарская, Е.Н. Дизартрия: учебно– методическое пособие /Е.Н. Винарская. – М.: АСТ Астрель: Транзиткнига, 3225. – 335 с.
3. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие. / О.Е. Грибова. – М.: Айрис – пресс, 3225.– 96 с.
4. Дуплинская, А.В. О речевом дыхании детей с дизартрией / А.В.Дуплинская // Дошкольное воспитание, 3228. – №5. – С. 85– 93.
5. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии : учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – С– Пб.: Образование, 3994. – 94 с.
6. Лопатина, Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения : учебное пособие / Л.В.Лопатина // Дошкольное воспитание аномальных детей. 3986. – №3. – с.32– 38.
7. Лопатина, Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии : учебное пособие / Л.В.Лопатина // Речевые и нервно– психические нарушения у детей и взрослых. – Л.: Образование, 3987. – 364 с.
8. Лопухина, И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи / И.С.Лопухина. – С– Пб.: Дельта, 3999. – 334 с.
9. Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) : методическое пособие / Н.В.Нищева. – С– Пб.: ДЕТСТВО– ПРЕСС, 3227. – 453 с.
10. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста : учебное пособие. / А.В.Семенович. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 3225. – 384 с.
11. Смирнова, И.А. Логопедическая работа со школьниками при дизартрии / И.А.Смирнова // Дошкольная педагогика. – 3224.– № 8.– 44– 57 с.
12. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская // Дефектология. – 3974. – №4. – 64 с.
13. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия : методическое пособие/Т. А. Ткаченко. –М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 3228.– 348 с.
14. Федосова, О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О.Ю.Федосова // Логопед в детском саду. – 3225. – №3. – 46– 43с.
15. Федосова, О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии / О.Ю.Федосова // Логопед в детском саду. – 3225. – №6.– 43– 44 с.
16. Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников :учебное пособие / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. – М.: Просвещение, 3994. – 334 с.
17. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения : учебное пособие / М.Ф.Фомичева. – М.: Просвещение, 3989. – 332 с.
18. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : методическое пособие / Г.Р. Шашкина. – М.: Просвещение, 3225. – 353 с.