ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретические основы проблемы формирования представлений о музыке в дошкольном детстве
1.2 Представления о музыке детей дошкольного возраста: сущность, структура, содержание
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Особенности проявления и уровни сформированности представлений о музыке у детей от 5 до 6 лет
2.2 Педагогические условия формирования представлений о музыке у детей старшей группы
2.3 Динамика сформированности представлений о музыке у старших дошкольников на музыкальных занятиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретические основы формирования представлений о музыке у детей дошкольного возраста
Музыка – самый близкий путь к сердцу каждого ребенка и самый доступный вид искусства. Она сопровождает человека в течение всей его жизни. Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности. Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с дошкольного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, А.В. Кенеман, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, Н.А. Метлова, В.И. Петрушина, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, Р.М. Чумичевой, В.Н. Шацкой и других. Современные концепции дошкольного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности (А.И. Катинене, О.П. Радынова, Р.М. Чумичева, Л.В. Школяр).
Исследования многих исследователей в сфере психологии показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его представлений, умений и навыков (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.). По нашему мнению, формирование представлений о музыке является мощным средством
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Особенности проявления и уровни сформированности представлений о музыке у детей от 5 до 6 лет
Анализ теоретической литературы по проблеме исследования представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ позволил нам организовать опытно-экспериментальную работу. Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №46 г. Гомель. Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий (диагностический), формирующий и контрольный. В нем принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
- выявить уровни сформированности представлений о музыке у детей старшего дошкольного возраста посредствам игровых заданий;
- определить критерии и показатели представлений о музыке у детей старшего дошкольного возраста посредствам игровых заданий;
- изучить особенности проявления представлений о музыке у детей старшего дошкольного возраста посредствам игровых заданий.
На начальном этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опрос детей старшего дошкольного возраста с целью выяснения представлений о музыке и выявления уровня сформированной интереса к музыкальным занятиям в ДОУ.
Вопросы опроса представлены в приложении № 1.
Проведение опроса помогло выяснить следующее:
1. Отношение детей старшего дошкольного возраста к игровым занятиям.
2. Знание различных видов музыкальных занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с тем, что проблема особенности проявления музыкальных представлений у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ всегда была предметом исследования педагогов и психологов (Теплов Б. М., Метлов Н. А., Асафьев Б. В., Кабалевский Д. Б., Шацкий С. Т., Ветлугина Н. А, Карл Орф, Кодай Болтан и др.) на сегодняшний день она тоже является актуальной. Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в проведенном нами исследовании. На констатирующем этапе исследования мы выявляли уровень сформированности музыкальных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам игр.
Для этого мы использовали комплекс музыкальных занятий. На основании проделанной работы мы констатировали преобладание среднего и низкого уровня сформированности музыкальных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам музыкальных игр, лишь 10% детей показали высокий уровень.
Для проверки гипотезы нам необходимо было создать специальные условия, способствующие формированию музыкальных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам музыкальных игр. И нами были использованы следующие педагогические условия:
1) планомерная и систематическая работа по формированию интереса к музыкальным играм;
2) индивидуальный подход к каждому ребенку;
3) создание комплекса музыкальных занятий, направленных на формирование музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе исследования мы применили педагогическую технологию формирования музыкальных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам игр (авторы А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская).
1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка. / Автореферат докторской диссертации. АПН СССР НИИ дошкольного воспитания, НИИ художественного воспитания АПН СССР Год защиты: 1967 Специальность: 13.00.00 – Педагогические науки. – 35 с.
2. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
3. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н.Г. Кононова – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
4. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 1 / Макаренко А.С. – М.: Педагогика, 1978. – 392 с.
5. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Рыданова, А.И. Катинене – М.: Академия Москва, 1998. - 240 с.
6. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. – В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. Тезисы докладов. – М.: Педагогика, 1973 – С. 96-97.
7. Роот, З. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста / З. Роот – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 64 с.
8. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина – М.: Просвещение, 1982. – 98 с.
9. Боякова, Е.В. Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников : сборник научных статей / Е.В. Боякова. – М. : Изд-во МГПУ, 1998. – 240 с.
10. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 220 с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб. : Пресс-Принт, 1997. – 280 с.
12. Гримоть, А.А. Подружись с музыкой : пособие / А.А. Гримоть, Л.С. Ходонович. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2000. – 175 с.
13. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
14. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. – 2 - е изд. – М. : Просвещение, 1982. - 117 с.
15. Новикова, Г.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / Г.Л. Новикова. - М. :АРКТИ, 2000. – 203 с.
16. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования дошкольников /Г.А. Праслова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
17. Российская педагогическая энциклопедия. – М. : Энциклопедия, 1993. – Т. 1. – С. 806.
18. Теплов, Б.М. Избранные труды : в 2-х т. / Б.М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – Т. 1. –320 с.
19. Хадановіч, Л.С. Развіццёасобыдзіцяці ў гульнёваймузычна-творчайдзейнасці :дапаможнік / Л.С. Хадановіч // Развіццёасобыдзіцяці ў дзейнасці / Р.М. Міронава [і інш.] ; падрэд. Л.Б. Гаруновіч. – Минск : Беларусь, 2002. – С. 91 –126.
20. Ходонович, Л.С. Воспитываем и развиваем дошкольников в музыкальных играх /Л.С. Ходонович ; под ред. И.В. Житко, Е.А. Панько. – Минск : НИО, 1997. – 57 с.
21. Ходонович, Л.С. Новая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников / Л.С. Ходонович // Образовательные технологии. – № 1. – 2006. – С. 160 – 163.
22. Ходонович, Л.С. Новый педагогический инструментарий развития детской музыкальной одаренности / Л.С. Ходонович // Музычнае і тэатральнаемастацтва: праблемывыкпадання. – 2003. – № 4. – С. 38 – 43.
23. Ходонович, Л.С. Педагогические средства развития музыкального творчества дошкольников / Л.С. Ходонович // Весн. Мазыр. дзярж. пед. ун-та. – 2007. – № 1 (16). – С. 139 – 143.
24. Ходонович, Л.С. Путешествие в мир музыки : учеб-метод. пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспеч. получение дошк. образования, с рус. яз.обучения /Л.С. Ходонович. – Минск : НИО, 2006. – 240 с.
25. Ходонович, Л.С. Развитие музыкального творчества дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.С. Ходонович. – М. АРКТИ, 2007. – 220 с.
26. Ходонович, Л.С. Ребенок. Игра. Творчество / Л.С. Ходонович. – Минск : Акад. последиплом. образования, 2004. – 310 с.
27. Школяр, Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке / Л. Школяр // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 9–10. – С. 39–42.
28. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д.и др. Теория и методика музыкального образо-вания детей. –М.: Флинта, Наука, 1998. –336 с.
29. Корчаловская Н.В. Некоторые подходы к изучению развития музыкального восприятия в дошкольном детстве //Новые исследования в психологии. Вып. 1. –М.: Педагогика, 1987. –С. 58–60.
30. Шевченко Г.П. Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного воздействия искусств: автореф. дис. ... канд.пед.наук. –Киев, 1974. –25 с.
31. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. –М.: Педагогика, 1988. –176 с.
32. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. –М.: Владос, 1998. –223 с.
33. Кечхуашвили Г.Н. Художественное восприятие. –М.: Просвещение, 1971. –352 с.
34. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической дея-тельности. –М.: Владос, 2001. –320 с.
35. Корой Е.Ф. Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального разви-тия детей старшего дошкольного возраста: автореф.дисс. ...канд.пед.наук. –М., 1988. –16 с.
36. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. –М.:Просвещение, 1969. –77с.
37. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. — М.Высш. шк., 2004. - 512 с.
38. Медушевский, В.В. Закономерности музыкального восприятия/ В.В. Медушевский
39. ШколярЛ.В., КрасильниковаМ.С., Критская Е.Д.и др.Теория и методика музыкального образования детей. –М.: Флинта, Наука, 1998. –336 с.
40. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. –М.: Педагогика, 1988. –176 с.
41. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. –М.: Владос, 1998. –223 с.