Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы здорового образа жизни
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Важнейшие составляющие здорового образа жизни
1.2. Основы формирования у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни
Глава 2. Анализ особенностей формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
2.1. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
2.2. Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего этапов эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение.
Состояние физического здоровья жителей нашего государства является одним из важнейших условий развития каждого государства. По причине этого сохранение и упрочение здоровья населения страны, увеличение продолжительности активного и творческого периода работы, создание условий для вырабатывания здорового образа жизни и полноценного физического развития любого человека являются актуальными задачами формирования белорусского государства.
Здоровье – это первая и одна из важнейших потребностей личности, которая определяет способность его к трудовой деятельности и обеспечивает гармоничного развитие личности. Здоровье является самой важной предпосылкой к процессу познания мира вокруг, к самоутверждению и счастью человека. Можно отметить, что в последнее время поступает все больше информации об отрицательных сторонах воздействия процесса образования в учебных заведениях на состояние здоровья дошкольников. В стенах дошкольного образовательного учреждения дети проводят большое количество времени это стадия жизни ребенка, когда закладываются самые главные физические и психологические качества личности. При этом очень беспокоит здоровье детей дошкольного возраста, так как именно данный период характеризуется увеличением физической и психологической нагрузки.
Проблемы развития и воспитания потребности в здоровом образе жизни среди детей дошкольного возраста рассматриваются в большом количестве работ авторов Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и др. Условия жизни современного времени выдвигают высокие требования к состоянию здоровья, развитию физической составляющей человека, от которых в большей мере зависит результативность творческой, профессиональной, спортивной деятельности.
Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронзать все сферы деятельности каждого ребенка. Нужно воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через познание здоровья как основного показателя, как способа достижения жизненных успехов. Именно по этой причине педагогами должно анализироваться формирование здорового образа жизни не только как отсутствие болезней или физических недостатков, но и как полное физическое, нравственное, психическое и социальное благосостояние. Приобретение умений и привычек формирования здорового образа жизни является залогом процесса благоприятной социализации личности.
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы здорового образа жизни.
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Важнейшие составляющие здорового образа жизни.
Здоровье является одним из самых важных условий полноценного участия личности в жизни социума. Но не всегда человек четко представляет, что обозначает термин «здоровье». Можно ли считать человека здоровым, если у него в данный период нет каких-то острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, подразумевая под этим, что у него нет не только сетований на болезни. В науке выделяют несколько элементов здоровья:
соматическое здоровье, это когда проходящее состояние органов и систем организма человека, основание которого составляет биологическая программа личного развития;
физическое здоровье это уровень роста и развития органов и систем организма человека;
психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляют состояния общего душевного комфорта;
нравственное здоровье, его основу которого устанавливает система ценностей, установок и аргументов поведения личности в социуме [6, с. 132].
В общем имеется большое количество формулировок данного понятия, сущность которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Большой Советской Энциклопедии, «здоровье это естественное состояние организма, которое характеризуется его совершенствованием с окружающей средой и отсутствием каких-нибудь болезненных изменений, определяющееся комплексом биологических и социальных факторов».
По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому, которое было принято в 1948 году: «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровье представляет собой процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, самой лучшей трудоспособности и активности в обществе личности при самой высокой продолжительности его активной фазы жизни.
Глава 2 Анализ особенностей формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2.1 Опытно-экспериментальная работа по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Целью данной курсовой работы является обоснование форм и методов процесса формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста. По причине этого было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось в три этапа:
констатирующий этап – на данном этапе осуществлялась диагностика уровня сформированности у дошкольников основ здорового образа жизни;
формирующий этап – на данном этапе с детьми была проведена работа, направленная на повышение уровня знаний о здоровом образе жизни дошкольников. Данная работа способствовала приобретению новых знаний дошкольниками о правилах ухода за собой, личной гигиены, повышение уровня знаний и жизнедеятельности своего организма;
контрольный этап – на данном этапе проведена повторная диагностика уровня знаний дошкольников о своем здоровье и обо всем, что с ним связано.
Выборка: в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек детского сада. Дошкольники были разделены на две группы:
контрольная группа – 20 детей старшего дошкольного возраста;
экспериментальная группа – 20 детей старшего дошкольного возраста.
Основу экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Констатирующий этап. На данном этапе осуществлялась диагностика уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика осуществлялась с использованием методики З.И. Бересновой. Текст методики представлен в Приложении А.
В процессе проведенного анкетирования выделились три группы сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ культуры здорового образа жизни: высокий, средний и низкий уровни.
Дошкольники с высоким уровнем должны были иметь полное представление о культуре здорового образа жизни и ценностному отношению к своему собственному здоровью.
Средний уровень присваивался ребятам, которые имеют частичное представление о здоровом образе жизни.
Заключение.
Сущность здорового образа жизни выражается в обеспечении наибольшего полноценного удовлетворения потребностей человека при условии и на основе улучшения развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей личности и общества. Понятие «здоровье» можно рассматривать с различных аспектов (медицинская точка зрения, психологическая, социальная). Здоровье представляет собой естественноe состояние организма, которое характеризуется егo уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-нибудь болезненных изменений, которое регулируется комплексом биологических и общественных факторов. Имеется шесть главных признаков здоровья: правильное функционирование организмa; динамическое равновесие организмa; способность к полноценномy выполнению социальныx функций; cпособность личности приспосабливаться к постояннo изменяющимся условиям пребывания в окружающей среде; отсутствие болезней и др. Cущность здорового образа жизни заключается в обеспечении наилучшего удовлетворения потребностей личности при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей между личностью и обществом.
Отношение дошкольника к своему собственному здоровью является фундаментом, на котором можно будет построить здание надобности в здоровом образе жизни. Основными компонентами здорового образа жизни являются: правильное питание, рациональный режим, рациональная двигательная активность, сохранение стабильного психоэмоционального состояния, закаливание организма, соблюдение правил личной гигиены. В работе, которая направлена на процесс вырабатывания знаний о здоровом образе жизни у дошкольников все приемы взаимодействия с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия просмотр. Приемы организации процесса обучения также могут быть различными: занятия группе и на природе, экскурсия, занятия в форме путешествий, праздников, игр, викторин и др. Результативность процесса формирования знаний о здоровом образе жизни в высокой степени всегда зависит от разнообразности методов, которые педагог применяет в процессе своей деятельности.
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – Москва, 2009. – 192 с.
2. Ананьева, Н.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская. – Москва, – 2013. – 224 с.
3. Березин, И.П. Школа здоровья / И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 303 с.
4. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брезман. – Москва, 2010. – 208 с.
5. Василенко, В.А. Ценность и ценностное отношение / В.А. Василенко. – Москва, 2016. – 215 с.
6. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов. – Москва, 2010. – 360 с.
7. Воеводина, О.Л. Здоровый малыш / О.Л. Воеводина. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 232 с.
8. Воробьев, В.И. Слагаемые здоровья / В.И. Воробьев. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 223 с.
9. Воронцова, В.Г. Нравственное и физическое здоровье детей: заботится ли о нем наша школа? / В.Г. Воронцова. – Санкт-Петербург, 2016. – 197 с.
10. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – Москва: Медицина, 2009. – 356 с.
11. Кузина, Р.А. Школа здоровья / Р.А. Кузина. – Москва: Луч, 2010. – 202 с.
12. Кумко, В.Д. Педагогика / В.Д. Кумко. – Минск: Веды, 2012. – 287 с.
13. Лещинский, Л.А. Берегите здоровье / Л.А. Лещинский. – Москва: Физкультура и спорт, 2015. – 303 с.
14. Колесов, В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников / В.Д. Колесов. – Москва: Педагогика, 2011. – 176 с.
15. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.Н. Лисицын. – М.: Медицина, 2012. – 139 с.
16. Макаренко, А.С. Собрание сочинений. – В 2-х т. – Т.2 / А.С. Макаренко. – Москва: Правда, 2011. – 534 с.
17. Рапацевич, Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – Москва: Современное слово, 2005. – 116 с.
18. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин. – Москва, 2003. – 288 с.
19. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаеф, Е.Н. Шиянова. – Москва, 2007. – 250 с.
20. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – Москва, 2011. – 274 с.
21. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 2009. – 244 с.
22. Юковчиц, Л.К. Педагогическое воспитание / Л.К. Юковчиц. – М.: Питер, 2007. – 292 с.