Введение
Глава 1. Общая характеристика силовых способностей
1.1. Понятие и характеристика силовых способностей
1.2. Методы и средства развития силовых способностей
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Экспериментальная работа по обоснованию методики силовой подготовки школьников 4 классов средствами гимнастики
3.1. Комплекс упражнений по силовой подготовке школьников 4 классов
3.2. Анализ эффективности комплекса упражнений по силовой подготовки школьников 4 классов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Уже давно известно, что гимнастика способствует развитию физических качеств. В теории и методике физической культуры выделяют ряд основных физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Не случайно в этом перечне силе отведено первое место. Именно силовая подготовленность человека во множестве ее проявлений определяет главным образом его физическую подготовленность, а вместе с этим и его здоровье. Однако это не значит, что при развитии силы другие качества могут оставаться без внимания.
Как правило, физические качества развиваются комплексно, при доминировании одного из них. Занятия гимнастикой формируют человека не только с физической стороны, но и с психологической. Установлено, что спортсмены, применяемые средства гимнастики, являются более целеустремленными, уравновешенными, дисциплинированными, у них высокоразвиты нравственные качества. Это говорит о том, что гимнастика совершенствует человека, как в физическом, так и в духовном плане.
Цель исследования: изучить использование средств гимнастики для воспитания силы у учащихся 4-х классов.
Объект исследования: силовые способности у младших школьников.
Предмет исследования: средства и методы гимнастики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и характеристику силовых способностей.
2. Охараткеризовать методы и средства развития силовых способностей.
3. Провести педагогический эксперимент.
Методы исследования: теоретический анализ литературы и интернет источников, тестирование.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика силовых способностей
1.1. Понятие и характеристика силовых способностей
Под «силой» человека утверждает Б. А. Ашмарин, понимают способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять внешним силам за счет мышечных усилий. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту, спортивному снаряду – при подъеме, собственному телу – при прыжках или в гимнастических упражнениях. Во втором случае, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику, это внешние воздействия – вес собственного тела или его части – удержание угла в висе или удар соперника в боксе[6].
Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов, утверждали, что силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Данные способности проявляются через двигательную активность. При этом на их выявления оказывают значительное влияние различные факторы, характер которых в каждом случае изменяется и зависит от специфических двигательных условий и действий их осуществлении, вида силовых способностей, половых, индивидуальных или возрастных особенностей человека.
Принято различать такие как:
1) собственно мышечные;
2) центрально-нервные;
3) личностно-психологические:
4) биомеханические;
5) биохимические;
6) физиологические факторы, а также разные условия внешней среды, в которых выполняется двигательные действия.
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
Для оценки физического развития и силовой подготовленности школьников 4 классов использовались следующие методы:
1. Антропометрия.
2. Контрольно-педагогические испытания (тестирование).
3. Методы статистической обработки полученных данных.
Измерения проводились стандартными инструментами.
Длина тела определялась при помощи ростомера. Для правильного измерения длины тела соблюдался ряд требований: измеряемый босыми ногами становился на горизонтальную площадку ростомера спиной к его вертикальной стойке со свободно опущенными руками, хорошо сдвинутыми стопами ног и максимально разогнутыми коленями, касаясь стойки ростомера пятью точками: пятками, голенью, ягодицами, поверхностью спины между лопатками и затылком.
Взвешивание проводилось на медицинских весах с точностью до 100 г.
Окружность грудной клетки измерялась при помощи сантиметровой ленты.
Индекс Кетле позволил оценить гармоничность физического развития и телосложения школьников. Для этого были измерены рост каждого учащегося с помощью ростомера (в см) и масса тела (в кг) посредством взвешивания на медицинских весах.
Максимальная сила мышц предплечья оценивалась с помощью кистевой динамометрии.
Выбор контрольных упражнений осуществлялся на основе комплексной программы физического воспитания школьников общеобразовательных школ. В результате были отобраны тесты, характеризующие силовую подготовленность младших школьников.
Глава 3. Экспериментальная работа по обоснованию методики силовой подготовки школьников 4 классов средствами гимнастики
3.1. Комплекс упражнений по силовой подготовке школьников 4 классов
Гимнастическая направленность на уроках физической культуры используется нами как основа для развития силовых способностей у обучающихся 9-10 лет.
Гимнастика располагает разнообразными физическими упражнениями. К ним относятся: строевые упражнения, общеразвивающие, прикладные, прыжки (простые, с препятствий и на препятствие), упражнения в висах и упорах, простейшие упражнения и акробатические, художественной гимнастики. Перечисленные виды гимнастических упражнений содержат различные по трудности движения, поэтому можно выбирать из них наиболее доступные и целесообразные.
Упражнения, включаемые в занятия гимнастикой, не требуют длительных перерывов между повторениями, так как они сравнительно просты по технике и не сложны по координации. Благодаря частым переключениям с одних видов упражнений на другие, обеспечивается активный отдых и снимается утомление.
Комплекс упражнений, выполняемый повторным методом, и методом до отказа.
Обучающимся необходимо разделится на группы по 5 человек. Первая группа становиться на старт для прохождения комплекса, остальные группы находятся в паузе отдыха. Затем происходит смена групп для прохождения комплекса.
Комплекс упражнений на развитие силы:
Упражнение № 1. Приседание на двух ногах.
Упражнение № 2. И.п. о.с. 1- упор сидя. 2 –упор лежа. 3- упор сидя. 4 –о.с.
Заключение
Силу человека определяют, как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Комплекс различных проявлений человека в двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила» называют силовыми способностями. Собственно силовые способности характеризуются значительным мышечным напряжением и зависят от физиологического поперечника и эластичности мышц и функциональных возможностей нервно-мышечного аппарата, концентрации волевых усилий.
Для сравнения силовых способностей в практической деятельности применяют понятия «абсолютная сила» и «относительная сила». Максимальную силу, проявляемую человеком в каком-либо двигательном действии, независимо от массы его тела определяют как абсолютную силу. Силу, проявляемую человеком в пересчете на 1 кг его собственной массы, определяют как относительную силу. С увеличением собственной массы тела показатели абсолютной силы возрастают, а относительной – снижаются. Собственно силовые способности могут проявляться в сочетании с другими двигательными качествами, тогда говорят о скоростно-силовых способностях, силовой выносливости или силовой ловкости.
В спортивной практике при описании методов развития мышечной силы и мощности рассматривается протекание этих изменений во времени, величина сопротивления, особенности смены видов и режимов работы мышц.
На следующем этапе был разработан и апробирован комплекс упражнений силовой подготовки младших школьников лет на уроках физической культуры средствами гимнастики на основе индивидуализации нагрузки и учета особенностей разделов школьной программы. Подбирая силовые упражнения для составления комплекса, мы руководствовались следующими принципами: обязательно должны быть упражнения для основных мышечных групп – для мышц шеи, плечевого пояса и рук, мышц спины, брюшного пресса, ног.
1. Андреев, В.Н. Атлетическая гимнастика: методическое пособие / В.Н. Андреев, Л.В. Андреева. – M.: Спортивная книга, 2005. – 127 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В.К. Бальсевич // Педагогика. – 2004. – № 1. – С.26-33.
3. Беляев, А.Н. Физическая подготовка учащихся старшего школьного возраста различных конституционных типов: автореф. дис….канд.пед.наук / А.Н. Беляев. – Волгоград, 2000. – 24 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Специальная силовая подготовка / Ю.В. Верхошанский // Легкая атлетика. – 2001. – № 1. – С. 29-36.
5. Витун, В.Г. Основы методики занятий атлетической гимнастикой для студентов курса спортивного совершенствования: методические рекомендации / В.Г. Витун, Е.В. Витун. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 25c.
6. Витун, В.Г. Силовая подготовка студентов в процессе высшего образования: учебное пособие / В.Г. Витун, М.И. Кабышева. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 110 с.
7. Волкова, Н.Л. Применение тренажеров на занятиях по физической культуре старших школьников / Н.Л. Волкова, Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье: научно-методический журнал. – 2015. – № 3 (54). – С.110-113.
8. Воложанин, С.Е. Атлетизм как вид специализации по физической культуре / С.Е. Воложанин // Ученые записки университета. – 2007. – № 7 (29). – С. 21-24.
9. Гладенко, Б. Атлетами не рождаются: о развитии физических качеств: 8-11 классы / Б. Гладенко // Спорт в школе. Первое сентября. – 2013. – № 6. – С. 24-25.
10. Гришина, Ю.И. Основы силовой подготовки: знать и уметь: метод. пособие / Ю.И. Гришина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 123 с.
11. Гужаловский, А.А. Влияние внеучебных занятий атлетической гимнастикой на физическое развитие и силовую подготовленность студентов / А.А. Гужаловский, И.В. Бельский // Республиканский межведомственный сборник №15. – Минск: Высшая школа, 1985. – С. 36-39.
12. Гузь, С.М. Педагогическая оценка силовой подготовки школьников / С.М. Гузь // Физическая культура в школе. – 2012. – № 4. – С. 50-53.
13. Гузь, С.М. Силовая подготовка школьников / С.М. Гузь // Физическая культура в школе. – 2009. – № 4. – С. 17-23.
14. Гуляева, С.С. Регулирование физических нагрузок на уроках физической культуры / С.С. Гуляева, П.Д. Гуляев // Физическая культура и спорт в современном обществе: труды Всерос. науч. конф. / ДВГАФК. – Хабаровск, 2011. – С.72-74.
15. Гурвич С.С. Теория спорта: учебник для институтов физической культуры/С.С. Гурвич. – М. Просвещение, 2007. – 204 с.
16. Дворкин, Л.С. Силовая подготовка школьников: учеб. пособие / Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров. – Краснодар: КГАФК, 2007. – 236 с.
17. Еремина, Л.В. Атлетическая гимнастика / Л.В. Еремина. – Челябинск, 2011. – 187 с.
18. Иванов, В.Д. Силовая подготовка: методы, принципы, методические приемы / В.Д. Иванов, М.Е. Алексеев, Р.Ф. Гарипов // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 1 (7). – С. 277-280
19. Константинов, Г.А. Силовая подготовка основа физической подготовленности школьников / Г.А. Константинов // Актуальные проблемы подготовки спортсменов в олимпийских и национальных видах спорта на разных этапах многолетнего совершенствования / ред. М.Д. Гуляев. – Киров, 2015. – С. 91-95.
20.Лисицкая, Т. Тренировка с эспандером. Упражнения с сопротивлением / Т. Лисицкая // Спорт в школе. – 2009. – № 13. – С.28-48.
21. Лобачев, Д.А. Силовая подготовка как один из показателей здоровья / Д.А. Лобачев // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, А.А. Шестакова. – Самара, 2015. – С. 156-158.
22. Лукьяненко, В.П. Развитие силовых возможностей человека как базовая основа для реализации координационных способностей / В.П. Лукьяненко, А.З. Бажев, А.А. Хежев // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 6. – С. 52-54.
23. Мишустин, В.Н. Методика силовой подготовки школьников: учебно - методическое пособие / В.Н. Мишустик. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. – 136с.