Введение
1. Художественное кино как исторический источник
2. Развитие кинематографической индустрии в Беларуси
3. Художественные фильмы по произведениям белорусской литературы в 1927-1941 гг
4. Художественные фильмы по произведениям белорусской литературы в 1945-1991 гг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
За последние полтора-два десятилетия – буквально на наших глазах, - сформировалась совершенно новая конфигурация экранной культуры, и сама она качественно изменилась благодаря появлению новых медиа. В тих условиях актуализировалась принципиально новая цель – попытаться подойти к анализу сложных и часто противоречивых проблем формирования коллективной исторической памяти и национально-культурно идентичности белорусов с использованием инструментария визуальной антропологии, понимаемой в качестве культурологической деятельности, интегрирующей возможности гуманитарных наук, искусства и информационных технологий.
На первый взгляд может показаться, что речь идет не более чем о специфичном, прикладном использовании фрагментов игровых экранных произведений как носителей ценной, порой даже уникальной информации. Однако более глубокое погружение в данную проблематику показывает, что задача историка состоит в более масштабных исследованиях. Лишь на функциональном уровне эта работа предусматривает архивный поиск, атрибутирование, описание, оцифровку. Историку необходимо решить прикладную задачу преодоления двойственности, которая характерна для художественных фильмов.
Объектом исследования является развитие художественного кино, снятого по мотивам классики белорусской литературы.
Предмет исследования – художественного кино как исторический источник.
Целью курсовой работы является раскрытие возможностей художественных фильмов, снятых по произведениям белорусской литературы, как исторического источника.
Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Рассмотреть художественное кино как исторический источник;
• Определить основные тенденции развития белорусского кинематографа с 1920-х гг. по 1990-е гг.;
• Выявить особенности белорусского довоенного игрового кино как исторического источника;
• Охарактеризовать основную тематику белорусского игрового кино, снятого в 1945-1991 гг., снятого по произведениям классиков белорусской литературы
Изучение предмета исследования начинается с выявления источников и литературы, в которых он рассматривается другими авторами. Прежде чем приступить к изучению развития белорусской кинематографа, необходимо особенности кинодокумента как исторического источника.
1. Художественное кино как исторический источник
В последние годы среди историков наблюдается рост интереса к кинодокументам. Обращение к художественному кино вполне закономерный шаг, позволяющий вывести кинематограф за границы искусствоведческих исследований. Вместе с тем использование фильмов в качестве исторического источника требует разработки особых методик их анализа с учетом родовых свойств документов, к которым относятся специфическая художественно-идеальная форма отражения реальности, технотронные характер, особые идеологические, воспитательные и информационные функции кинематографа, его воздействие на сознание и модели поведения людей (эффект кодирования). Кроме того, необходимо учитывать, что фильм – это чаще всего результат коллективного творчества (режиссера, сценариста и др.), а если сюда добавить цензуру, то кино следует рассматривать как отражение коллективного сознательного и бессознательного, в том числе общественных стереотипов [23, с. 82].
Механизм переработки последующими поколениями информации, зафиксированной в историческом источнике его создателем, сейчас считается наиболее важной и наименее разработанной научной проблемой. В рамках решения этой проблемы в последнее время в российской историографии проявляется интерес к теории информации. В свете данной теории ставится вопрос о повышении информативной отдачи исторических источников. Решение этого вопроса оказывается актуальным для историков, изучающих кинофотофонодокументы, поскольку эти источники являются, с одной стороны, одними из самых сложных исторических источников, а с другой стороны, уже давно введены в научный оборот и содержащаяся в них информация неоднократно становилась объектом пристального изучения. Использование новых методов исследования при расширении круга решаемых проблем помогает извлечь из статистических так называемую структурную информацию, которая, в свою очередь, позволяет переосмыслить ранее полученные выводы в конкретном историческом исследовании [13, c. 15].
Источниковая база исторических исследований многообразна, это потребовало создания различных систематизаций. Обычная (видовая) классификация предполагает выделение следующих основных групп источников: вещественные, лингвистические, этнографические, фольклор, кинофотофонодокументы, письменные источники [9, с. 33].
В литературе, посвященной теоретическим вопросам источниковедения, вопрос классификации кинофотофонодокументов отражен под разными точками зрения. К примеру, один из выдающихся российских историков С.О.
2. Развитие кинематографической индустрии в Беларуси
В 1920-х гг. в историю Беларуси вошли как период возрождения и расцвета белорусской культуры и языка. По сути, уникальным явлением этого времени стала политика белорусизации, программа которой включала перевод на белорусский язык делопроизводства партийного, государственного, профсоюзного и кооперативного аппаратов, выставление белорусов на партийную, советскую, профсоюзную и общественную работу, организацию школ, средних и высших учебных заведений с преподаванием на белорусском языке, развитие белорусской литературы, научно-исследовательской работы по всестороннему изучению Беларуси, расширение белорусской печати. Развернулась деятельность культурно-просветительских учреждений. Все большее внимание уделялась пропаганде среди населения произведений киноискусства [15, c. 188].
В Беларуси до 1920-х гг. кинопроизводства не было. Первые документальные кинокадры были сделаны операторами-кинохрониками Петрограда и Москвы. Существовал прокат зарубежных кинолент немого кино.
После Октября 1917 года кинопроизводство постепенно переходило в руки государства. В 1922 году было создано Управление по делам кинематографии – «Киноресбел» (Кино Республики Беларусь). Тут нужно заметить, что уже через год оно было распущено, потому что не имело необходимой материальной базы. А все ее имущество и административно-хозяйственные функции передали Минскому городскому отделу народного образования [5, с. 105].
Новая организация – Белорусское пралеткино – начала свое существование в мае 1924 года. Однако и для нее многие проблемы, связанные с производством кино оказались нерешаемыми. Поэтому в декабре 1924 года бы принят декрет СНК БССР о создании при Наркоме просвещения Государственного управления по делам кинематографии и фотографии (Белгоскино), которое в скором времени получило право на монополию кинопроката в границах республики. Производственная деятельность Белгоскино начинается с 1926 года, когда был создан первый художественный фильм «Лесная быль», посвященный борьбе белорусских партизан в 1920-е гг. Картина была поставлена по повести М. Черота «Свинопас», соавтором стал режиссер Ю.Тарич. За довольно короткий срок своего существования эти молодые организации не только создавали кино в городах и придали ему соответствующую форму, но и начали действовать в деревне. В 1920-х гг. 25 первых киномехаников, выпускников специальных курсов, выехали в соответствующие деревни.
3. Художественные фильмы по произведениям белорусской литературы в 1927-41 гг.
Книжная культура и экранная культура в истории цивилизации представляют собой два этапа создания, сохранения, умножения, распространения информации. Эта память человечества, трансляция опыта и знаний от поколения к поколению, средство адаптации человека в социокультурной среде, самореализации его творческих возможностей и контактов с миром.
Кинематографический процесс в Беларуси движется согласно мотивациям, среди которых не всегда присутствует ориентация на прочный фундамент национальной культуры, которая складывалась минимум на протяжении тысячелетия. Национальная литература и национальный кинематограф слишком медленно двигается на встречу друг другу. История Беларуси остается своеобразным малоосвоенным кинематографистами материком, несмотря на многочисленные попытки приблизиться к ней. Белорусский театр в этом отношении сделал гораздо больше, что подтверждается много численными постановками исторических пьес А. Дударева, Р. Баравиковой, А. Петрашкевича, И. Чигринова и др.
Все же с рождением киноискусства его большим подспорьем стала белорусская литература. В 1926 году белорусские кинематографисты приступили к созданию художественных фильмов. Это требовало преодоления огромных творческих и организационно-технических трудностей. Творческие трудности состояли в том, что белорусские литература и театр на первых порах не могли оказать необходимую поддержку новому искусству кино. Однако по ряду причин, описанных автором в предыдущей главе, художественных фильмов по произведением белорусской литературы на историческую тематику снято не было.
В 1926 г. на экраны вышел первый белорусский игровой фильм «Лесная быль», созданный режиссером Ю. Таричем по повести М. Чарота «Гришка-свинопас». Фильм повествовал о партизанской борьбе белорусов с поляками в 1920 г. В центре этих событий киноленты стоит личность главного героя Гришки. Однако ему придаются типологические черты поднявшегося на борьбу народа: «многотысячного, многоликого Гришки Свинопаса».
Фильм создавался в деревне Прилуки в имении графа Чапского под Минском, он весь был пронизан атмосферой документальности. В роли массовки выступали местные крестьяне, события происходили в усадьбе графа, и в подлинных крестьянских избах.
4. Художественные фильмы по произведениям белорусской литературы в 1945-91 гг.
Белорусская литература являлась и является неисчерпаемым источником вдохновения для представителей творческих профессий. В отличие от иных видов искусства кинематограф обладает более широкими возможностями позволяя соединить в единое целое и текст, и звук, и изображение. С одной стороны, визуализация литературных произведений ограничивает возможности образного мышления, сокращает детальные описания, содержащиеся в литературном первоисточнике; с другой же стороны, визуальное восприятие источников литературы позволяет обратить внимание зрителей на мельчайшие нюансы в поведении персонажей, обыграть и усилить их литературный образ, раскрыть характер и объяснить совершаемые поступки [6, с. 133].
Эстетический сплав кино и белорусской прозы составляют золотой фонд белорусского кино. Существенными признаками жанра стали граничная правдоподобность, близкая к документальность стилевая образность и аккумулированная символичность, ориентированная на общечеловеческие ценности. В фильме Л. Шапитько «Восхождение » по повести В. Быкова «Сотников» финальный эпизод с виселицей напоминает библейскую Галгофу. Сотников с темными провалами глаз выглядит жертвой, как сын Божий, а Рыбак становится Иудой. Тут режиссер Л. Шапитько отступает от поэтики повести. У Быкова библейские мотивы отсутствовали. А. Адамович отметил, что повесть и фильм стали в художественном смысле стали равнозначными.
Характерно, что в некотором смысле кинематографический опыт затронул эстетический риторизм документальности стиля, который твердо удерживал Быков. В повести «Знак беды» хутор Петрака и Степаниды стал островом проклятья. Только святой крест, возведенный Петраком, должен был отвести беду от земли. Фильм «Знак беды» стал частью трилогии М. Пташука про наследие тоталитаризма – «Наш бронепоезд», «Кооператив Политбюро», «Знак беды».
В стилевой поэтике неопритчи был снят фильм «Иди и смотри» (1986 г, реж. Э. Климов, сцен. А. Адамович), в самом название которого сувствуется отзвук библейских образов: деревня без людей и живых звуков; возвращение времени – документальные снимки Гитлера от его последних лет до младенчества. Фильм «Иди и смотри» по художественному отражению гуманистических идеалов один из лучших в мировом кино, по художественной доскональности к нему приближается пожалуй что только «Апокалипсис сегодня» Ф. Копалы.
Заключение
Кинодокументирование используются в различных сферах жизненной деятельности, отраслях знаний и являются объектом исследования многих научных дисциплин.
Рассмотрение художественных фильмов в контексте развития современной исторической науки в качестве исторического источника и объекта архивного хранения, а также своеобразного культуроведческого феномена позволяет значительно расширить возможности познания реальной действительности и в определенной мере содействовать обновлению исторического мышления при изучении прошлого страны. В этом виде исторических источников различные исследователи выделяют подвиды, которые обладают своими жанровыми особенностями, которые влияют на их информационный потенциал. Правильная классификация кинодокументов позволяет выбрать соответствующие источниковедческие методы их интерпретации. В целом в художественных фильмах как виде источника информация на нем показана наглядно и имеют важнейшую историческую ценность и приравниваются к историческим источникам.
Игровое кино, как особый жанр в белорусской кинематографии, начал формироваться еще до начала Великой Отечественной войны. Централизованный партийный подбор тематики значительно ограничивал режиссеров. Однако благодаря развитию этого жанра стали доступны редки кадры. Таким образом, художественные фильмы выступают в качестве исторического источника сами по себе и содержат отражение взглядов режиссера, сценариста, писателя и других представителей творческой интеллигенции.
Ключевую роль в развитии белорусского художественного кино сыграла киностудия «Беларусь фильм», которая все время изменялась под воздействием органов государственного управления. Однако все они были созданы в рамках государственного заказа, что необходимо учитывать при их источниковедческом анализе.
Кинематографические сюжеты, созданные представителями первого поколения белорусского игрового кино, благодаря интуитивно найденным методам работы и оригинальным стилевым формам воплощения аудиовизуального материала, несмотря на вынужденный конформизм авторов, доносят до современного зрителя сложности и противоречивость эпохи, национальные особенности быта, своеобразие белорусского менталитета и исторический дух времени.
1. Белоокая, М.А. Белорусские болота: эволюция воплощения экранного образа / М.А. Белоокая // Актуальныя праблемы мастацтва: гісторыя, тэорыя, методыка / пад рэд. Ю.Ю. Захарына. – Мінск: БДПУ, 2014. – С.179-182.
2. Васючэнка, П.В. Беларуская літаратура як крыніца развіцця нацыянальнаго кінематографа / П.В. Васючэнка // Націянальнае і агульначалавечае ў славянскіх літаратурах: зб. матэрыялаў / пад рэд. І.Ф. Штэйнер, Гомель: ГДУ, 2007. – Ч.1. – 2007. – С.104-106.
3. Все белорусские фильмы: Т.1. Игровое кино (1926-1970). Каталог-справочник / Авт.-сост. И. Авдеев, Л. Зайцева; Научн. ред. А.В. Красинский. – Мн.: Бел.навука, 1996 – 240 с.
4. Гiсторыя Беларусi: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [i iнш.]. – Мiнск: Экаперспектыва, 2000-2005. – Т. 5: Беларусь у 1917-1945 гг. / М. Бiч [i iнш.]. – 2005. – 518 с.
5. Гісторыя кінамастацтва Беларусі у 4-х тамах. ”/ рэдкал.: А.В. Красінскі (гал. рэд.) [i iнш.]. – Т. 1: 1920-1956 гг. Мн: Беларуская навука, 2001. / А.В. Красінскі. – 453 с.
6. Голикова-Пошка, Е.В. Экранизация произведений белорусской классической литературы о Великой Отечественной войне / Е.В. Голикова-Пошка // / Беларуская літаратура ў культурнай прасторы сучаснага грамадства : матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі да 120-годдзя з дня нараджэння народнага пісьменніка Беларусі Кандрата Крапівы (Мінск, 3—4 сакавіка 2016 года) / [рэдкалегія: А. А. Манкевіч (укладальнік) і інш.]. — Мінск, 2016. — С. 133―135
7. Головнев, И.А. Архивное этнографическое кино как исторический источник / И.А. Головнев // Вестник архивиста. – 2018. - №3. – С. 692-703.
8. История белорусского кино / под ред. В.И.Нефед, И.Л. Доминский. – Мн: "Наука и техника", 1968. – 701 с.
9. Евграфов, Е.М. Кинофотодокументы как исторический источник: учебное пособие / Е.М. Евгафов. – М.: Труды МГИАИ, 1973. – 466 с.
10. Коледа, И. В. Белорусский кинематограф: зарождение и первые этапы становления 1920-1930-е гг. / И.В. Коледа // Труды БГТУ. – 2016. - №5. – С. 43-45.
11. Кондаков, Ю.Е. Гражданская война на экране. Белое движение. / Ю.Е. Кондаков // КЛИО. – 2007. - №4. – С. 85-91
12. Красинский, А.В. Кино: игровое плюс документальное / А.В. Красинский; АН БССР, Ин-т искусствоведения, энографии и фольклора. – Минск: Наука и техника, 1987. – 119 с.
13. Ланской, Г.Н. Актуальные проблемы работы с архивными кинодокументами / Г.Н. Ланской // Отечественные архивы. – 2013 - №6. – С. 14-19.
14. Листов, В.С. Документальное кино – глазами историка / В.С. Листов // Наука и жизнь. – 1965. – № 6 – С. 33-39.
15. Лыч, Л. Беларусізацыя 20-х гадоў / Л. Лыч // Маладосць. – 1995. – № 11. – С. 187–211.
16. Нячай, В.Ф. Кіно і захаванне традыцыйнай кніжнай культуры (“зерне кніжнае навукі”) / В.Ф. Нячай// XIII Міжнарожныя кірыла-Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры (Мінск, 24-26 мая 20017). – Мінск: БДУ культуры і мастацтваў, 2008. – С. 115-120.
17. Магидов, В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания / В.М. Магидов. - М., 2005. – 263 с.
18. Магидов, В.М. Кинофотофонодокументы как исторический источник / В.М. Магидов // Отечественная история. – 1992. – № 5. – С. 44-50.
19. Мазур, Л.Н. Конструирование революционного мифа / Л.Н. Мазур // Вестник архивиста. – 2017. - №3. – С.168-182.
20. Мандральская, Н.В. Принципы научной классификации в определении методики источниковедческого анализа кинофотофонодокументов / Н.В. Мандральская // Вестник архивиста. – 2010. - №2. – С.255-269.
21. Попова, А.Д. Изучение образа: источниковедческий аспект / А.Д. Попова // Человек, образ, слово в контексте исторического времени и пространства: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции, Рязань. 23-24 апреля 2015 г / РГУ ; редкол.: В. А. Прытков (гл. ред.) [и др.]. – Рязань, 2015. – С.64-67.
22. Ратнікаў, Г.В. Беларуская літаратура і кіно: шляхі ўзаемадзеяння / Г.В. Ратнікаў// Шостыя Танкаўскія чытанні / рэкалегія: А.І. Лугоўскі. – Мінск: БДПУ, 2008. – С. 188.
23. Ремишевский, К.И. Белорусское документальное кино в контексте национаьной исторической памяти / К.И. Ремишевский // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастрацтваў. Ч.3: Праблемы теэтральнага, экраннага і музычнага мастацтваў / пад рэд. Ю.В. Пацюпа. – Мінск: Права і эканоміка. – С.82-85.
24. Рэмішэўскі, К. И. Беларуская кінаперыёдыка: Паміж мінуўшчынай і будучыняй / К. И. Рэмішэўскі // Мастацтва. – 2006. - №6. – С. 42-45.
25. Саенкова, Л.П. Становление белорусской кинокритики в 1920-х гг.: временной контекст и аксиологические акценты / Л.П. Саенкова // Веснік БДУ. – 2012. - №1. – С.95-99
26. Сильванович, О. И. Национальная киностудия «Беларусьфильм»: художественные и производственные стратегии : автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 07.00.03 / О. И. Сильванович ; НАН РБ, Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы. – М., 2017. – 40 с.
27. Шаройко, Е.Н. К проблеме исторического времени и пространства в белорусском фильме / Е.Н. Шаройко // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – 2007. - №8. – С.52-59.