ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ
1.1 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ 13-14 ЛЕТ
ГЛАВА 2 ЕДИНОБОРСТВА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ
2.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЫ
2.3 КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ, УЧАЩИХСЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ
ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЕДИНОБОРСТВАМИ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ
3.1 НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
3.2 НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание современной школы не включает единоборства в свою программу. Дети и подростки имеют возможность заниматься ими только в специально оборудованных залах, посещать секции которых не так много, к сожалению, на сегодняшний день.
Единоборства в современной жизни развиваются очень быстро. Этому способствует уровень жизни, появление новых талантливых специалистов (тренеров, спортивных учителей, инструкторов).
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сохранение здоровья детей является одной из основных проблем современного общества, а занятия единоборствами оказывают положительное влияние на здоровье учащихся, развивают скелетные мышцы, оказывают положительное влияние на нервную систему и общий тонус тела.
Единоборства зародились давно, более 4 тысяч лет назад. В древние времена они были одним из средств выживания. Они достигли рассвета в древней Греции, где единоборства существовали как самостоятельная деятельность.
Единоборства сочетают в себе гимнастические упражнения, дыхательные упражнения, атлетические упражнения и многое другое. Сегодня боевые искусства представляют собой различные виды боевых дисциплин, которое стало широко распространенным в последнее время.
Единоборства - это духовное развитие, дисциплина во всех ее проявлениях, воспитание чувства товарищества, отличное средство против стресса, формирование моральных и волевых качеств, самоконтроль, уверенность в себе, хороший пример для подрастающего поколения, умение чтобы защитить себя и свою семью в опасной ситуации.
Объект курсовой работы: влияние единоборств на организм подростков.
Предмет: единоборства в системе физического воспитания.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста
Понятие роста и развития организма является одним из основных понятий в биологии. Термин «рост» относится к количественным изменениям, которые происходят в организме - увеличение длины, объема и массы тела, связанное с изменениями количества клеток и их органических молекул у детей и подростков.
Термин «развитие» относится ко всем качественным изменениям в организме, которые заключаются в усложнении структуры и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимосвязей и т. д.
Количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг с другом, поскольку количественные изменения в организме приводят к формированию новых качественных признаков.
Например, формирование двигательных функций связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспечивающим реализацию этих функций [19].
Индивидуальное развитие организма от образования зигот до естественного окончания индивидуальной жизни называется онтогенезом.
Рост и развитие всех органов и систем происходит непрерывно - развитие живого организма без длительных остановок по определенному генетически определенному плану; неодновременный и неравномерный, т. е. гетерохронный (созревание в разное время - например, зрительный анализатор созревает на 6–7 лет, а моторный - на 8–9 лет).
Неравномерное развитие выражается в том, что определенные возрастные периоды характеризуются быстрыми изменениями различных функций.
Например, половая зрелость или юность для мальчиков начинается от 13 до 16 лет. Более того, границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными, поскольку даты начала и завершения процесса биологического созревания варьируются в зависимости от ряда факторов в направлении старшего или младшего возраста.
ГЛАВА 2 ЕДИНОБОРСТВА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Общая характеристика вольной борьбы
Вольная борьба зародилась в IХХ веке в Англии. Она очень быстро распространилась и стала популярной благодаря ярмаркам и фестивалям. На тот момент существовали два основных стиля борьбы: ланкаширский и ирландский. Именно иммигранты из Ирландии привезли этот вид спорта в Америку, где он завоевал огромную симпатию среди местных жителей. Вольной борьбой даже занимались американские президенты: Джорж Вашингтон, Авраам Линкольн и Теодор Рузвельт.
Сначала в состав Олимпийской программы вошла греко-римская борьба, а вслед за ней в 1904 году приняли и вольную. Эти соревнования прошли в США, и участниками были только американцы. Другие страны присоединятся позже. Однако США до сих является лидером по количеству олимпийских медалей [1].
В 1912 году создается Объединенный мир борьбы, который установит международные стандарты, правила и длительность одного боя. Первые советские борцы поехали на Олимпиаду в 1952 году и завоевали золото. Самые известные спортсмены вольной борьбы в России: Иван Ярыгин, Артур Таймазов и Абдулрашид Садулаев.
Вольной борьбой могут заниматься как мальчики, так и девочки. Несмотря на то, что борьба считается не женским видом спорта, девочкам не нужно бояться ее. Она несет в себе следующие преимущества для девушек: развитие лидерских качеств и уверенности в себе, хорошая физическая подготовка и, конечно, самооборона. Женщины намного гибче мужчин, и в связи с этим в борьбе они уходят от захватов благодаря гибкости, а не силе [2].
ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЕДИНОБОРСТВАМИ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ
3.1. На показатели физического развития и подготовленности
В борьбе запрещена ударная техника, поэтому можно с уверенностью сказать, что этот вид спорта оказывает более положительное влияние на здоровье человека, чем отрицательный.
Упражнения по борьбе включают регулярные тренировки с последующим участием в спортивных соревнованиях, что, несомненно, хорошо укрепляет здоровье и иммунитет. Для молодежи это служит гарантией полноценного общего физического развития. Подростки, в силу особенностей растущего организма и происходящих в нем гормональных изменений, могут страдать от чрезмерного потоотделения, которое усиливается во время спортивных тренировок [29].
При условии регулярных физических упражнений эта проблема будет уменьшаться и со временем практически исчезнет, потому что при физических нагрузках обменные процессы в организме человека становятся более интенсивными, а здоровье в целом улучшается [8].
Систематические упражнения по борьбе оказывают положительное влияние на растущий организм, что проявляется в ряде положительных изменений как в отношении его структуры, так и функционирования всех органов и систем.
Ученые научно доказали, что подростки, занимающиеся борьбой, с точки зрения физического развития, намного превосходят своих сверстников, которые не занимаются спортом. Занятия спортом влияют на прочность костей, которая со временем увеличивается.
Также увеличивается объем скелетных мышц, движения молодого человека становятся быстрыми и проворными. Все тело начинает работать намного экономнее, что снижает утомляемость. Подросток вскоре приобретает уникальную способность переносить длительные и тяжелые нагрузки, что возможно только при регулярных тренировках.
ВЫВОДЫ
1. При написании курсовой работы были выявлены особенности развития подростков 13-14 лет. Для развития организма подростков в возрасте 13-14 лет характерно следующее: происходит увеличение скорости роста; начинают появляться половые признаки, скелет укрепляется. Половое созревание у подростков происходит с разной скоростью и зависит от типа личности.
В подростковом возрасте начинается самоопределение. Ранний период самоопределения составляет 12-13 лет. В этом возрасте ребенок стремится к самоопределению и развитию четкой системы координат. В возрасте 14-15 лет внимание подростка направляется на более конкретные цели выбора будущей профессии и его места в жизни, в соответствии с его представлениями об окружающем его мире.
2. Были определены особенности вольной и греко-римской борьбы. Вольная борьба — это увлекательный и зрелищный вид спорта. Он гармонично развивает тело и спортивный дух. Нельзя забывать, что данный спорт может помочь в случае самообороны, а также повысить самооценку, веру в себя и лидерские качества.
Греко-римская борьба имеет давнюю историю. Этот вид единоборств возник в Древней Греции. Основной целью поединка в греко-римской борьбе является с помощью различных приемов уложить соперника на лопатки.
Основным методом контроля за физическим состоянием детей, занимающихся единоборствами является анализ результатов деятельности детей и экспертная оценка.
3. При изучении влияния единоборств на организм подростков был сделан вывод, что единоборства оказывают очень сильное влияние на организм подростков. Занятия единоборствами развивают как физические, так и моральные качества занимающихся. Они способствует развитию выносливости, настойчивости, целеустремленности, смелости, дисциплины, воли к победе и других качеств, необходимых для достижения успеха в жизни.
1. Абраменко, В. А. Методика специальной силовой подготовки квалифицированных борцов греко-римского стиля : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / В. А. Абраменко ; Моск. гос. акад. физ. культуры. – Малаховка, 2013. – 25 с. – Библиогр.: с.24–25.
2. Абраменко, В. А. Повышение надежности атакующих действий у борцов грекоримского стиля 13 - 15 лет на основе использования тренажера для развития силы сдавливания туловища / В. А. Абраменко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 4. – С. 30–32.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект,2010.-623с.
4. Авдеев, Ю.В. Структура и динамика спортивно-технических показателей соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов-юниоров вольного стиля / Ю.В. Авдеев, В.А. Воробьев, Б.И. Тараканов // Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры и докторантуры. Вып. 13 / Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2004. - С. 92-103.
5. Акопян, А. О. Физическая подготовленность квалифицированных борцов / А. О. Акопян, В. А. Панков, М. А. Гаджимагомедов // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 3. – С. 3–6.
6. Акопян, А.О. Вольная борьба. - М. : Советский спорт, 2006. - 216 с.
7. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону,2010.-384 с
8. Бойко, В. Ф. Физическая подготовка борцов : учеб. пособие для студентов вузов физ. воспитания и спорта / В. Ф. Бойко, Г. В. Данько. – Киев : Олимп. лит., 2004. – 224 с. : ил.
9. Борилкевич, В.Е. О термине «физическая работоспособность» / В.Е. Борилкевич // Методы и средства оценки состояний человека в процессе деятельности. - М. : 1984. - С. 3-18.
10. Борьба греко-римская : учеб. для учреждений физвоспитания / под ред. Ю. А. Шулики [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 800 с. : ил.
11. Вельтищев Ю.Е. Рост ребенка, закономерности развития, конституциональные особенности / Ю.Е. Вельтищев // Приложение к Российскому педиатр, журналу. — М., 2000. — С. 68.
12. Вовканыч, Л.С. Средства повышения спортивной работоспособности. / Л.С. Вовканыч // Физическая культура и спорт в системе образования : Сборник материалов I Всероссийской и международным участием научно-практической конференции. Красноярск : 2003. - С. 104-107.
13. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрес-томатия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия,2011.-624 с.
14. Греко-римская борьба для начинающих : [учеб. пособие] / Ю. А. Шулика [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 240 с. : ил. – (Боевой спорт).
15. Грузных, Г. М. Основы педагогического контроля в греко-римской борьбе / Г. М. Грузных ; Гос. ком. РСФСР по физ. культуре и спорту, ОГИФК. – Омск, 1990. – 73 с.
16. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб.для техн. физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 352 с.
17. Егер К. Юным спортсменам о тренировке / К. Егер, Г. Оельшлегель. – Москва : Изд-во Физкультура и спорт, 2005. - 129 с.
18. Жаферова С.А. Анатомо-физнологические особенности детей различных конституциональных типов: методические рекомендации / С.А. Жаферова. — Новосибирск: Изд-во НГМА, 2002. — 64 с.
19. Зациорский, В.М. Физическая подготовка борцов. / В.М. Зациорский - М. : Рыбари, 2004. - 224 с.
20. Иванов, И.И. Греко-римская борьба / И.И. Иванов и др. - М.: Феникс, 2004. - 800 c.
21. Изаак С.И. Комплексная оценка физического здоровья детей, подростков, молодежи / С.И. Изаак, ВЛО. Лебединский, Н.П. Гаськова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2004. — №.4. — С. 18-20.
22. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П Ильин. – СПб : Издво Питер, 2012 – 110 с
23. Коджаспиров, Ю.Г. Новое в методике начального обучения юных борцов /Ю.Г. Коджаспиров //Спортивная борьба. - М.: СпортУниверПресс, 2008. – С. 36 – 39.
24. Колеснев, Ю. В. Греко-римская борьба : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Колеснев, В. Н. Осянин, Д. Д. Захарченко ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т транспорта. – Гомель : БелГУТ, 2010. – 191 с. : ил.
25. Кравченко, А. А. Воспитание собственно-силовых способностей средствами пауэрлифтинга у борцов греко-римского стиля 13-17 лет, занимающихся в условиях СДЮСШОР / А. А. Кравченко, С. А. Яшина // Детский тренер. – 2013. – № 4. – С. 49–68. – Библиогр.: с. 67–68.
26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2011.-464 с.
27. Рауш В.В., Сулейманов М.Р., Ручьев С.Н., Яхутов М.Р. Влияние морфофункциональных показателей на спортивный результат юных спортсменов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.
28. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. С. 193-195.
29. Шулика, Ю. А. Греко-римская борьба для начинающих / Ю.А. Шулика, В.М. Косухин, др.. - М.: Феникс, 2006. - 240
30. Шулика, Ю.А. Греко-римская борьба. / Ю.А. Шулика, И.И. Иванов - Ростов-на-Дону : ФениксЛ, 004. - 214 с.