Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития личности в младшем школьном возрасте
1.1 Психологические особенности формирования и развития личности младшего школьника
1.2 Особенности оценки и самооценки детей младшего школьного возраста
1.3 Основные мотивы учебной деятельности и поведения младших школьников
выводы по главе
Глава 2. Особенности психологических характеристик младшего школьного возраста
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Программа развития самооценки и мотивации учебной деятельности младших школьников с использованием творческой игровой деятельности
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст является качественно новым этапом жизни ребенка, который требует разработки и формирования в себе самом новых качеств, новой личности, нового человека. В младшем школьном возрасте ребенок начинает автоматически занимать новое место в системе отношений между людьми: у него формируются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью, и не только.
Ребенок начинает представлять собой личность, открывая для себя новое место в социальном пространстве людских отношений. Он учится ориентироваться в семейно-родственных отношениях, умеет занять желаемое и соответствующее его статусу место среди родных и близких. Он умеет согласовывать отношения со взрослыми и сверстниками, обладая навыками самообладания, умея подчинять себя обстоятельствам. В этом возрасте формируется психологическая готовность к сложность, к труду; новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него произвольности, ответственности за дисциплину.
Младший школьный возраст является уникальным временем в жизни ребенка, его родителей, и кроме того, прекрасной платформой для овладения новыми видами деятельности. Ни для кого не секрет, что именно в младшем школьном возрасте ребенок получает самый больший объем важнейших знаний, которые потом служат фундаментом в дальнейшей жизни и обучении.
Именно младший школьный возраст является периодом, в котором ведущей – является учебная деятельность. Благодаря учебной деятельности – ребенок овладевает письмом, счетом, более глубоко знакомится с окружающей средой, овладевает новыми способами познания мира, – что является одним из главных факторов психологического развития личности младшего школьника.
Разработке проблемы самосознания и самооценки, в том числе и младших школьников посвящено большое количество исследований в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Данными вопросами занимались Л.И.Божович, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин, А.Г.Спиркин, И.И. Леснокова, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические особенности формирования и развития личности младшего школьника
В каждом возрасте человеческий организм имеет свои особенности и характеристики психологического и физического развития. На протяжении жизни эти характеристики претерпевают качественные изменения.
По мнению исследователя В.В. Давыдова «младший школьный возраст представляет собой особый период в жизни ребенка, который был выделен учеными сравнительно недавно» [18, с. 257]. По его мнению, это связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного образования и полного среднего образования.
Однако не все исследователи выделяют младший школьный возраст в отдельный период жизни ребенка. Например, Л.С. Выготский считает, что этот период входит в период «школьного возраста», который начинается в 7 лет и связан с определенным детским кризисом.
Отечественный исследователь Д.Б. Эльконин в своих работах отмечает такой период детской жизни, как детство, которое делится на дошкольный и младший школьный возраст. Он считает, что «переход от младенчества к детству характеризуется определенными достижениями и появлением чувства вины» [25, с. 172].
Существует современная возрастная периодизация, согласно которой младший школьный возраст – это период от 6-7 лет до 9-11 лет. Начинается данный период с психологического кризиса ребенка, о котором в своих исследованиях говорит Л.С. Выготский. Этот кризис связан с тем, что в ребенке черты детства сочетаются с начинающими в нем формироваться особенностями школьника. В младшем школьном возрасте формируется новая система отношений «ребенок-взрослый», «ребенок-учитель». «Система отношений «ребенок-учитель» в дальнейшем определяет такие важные отношения как «ребенок-общество», которые определяют характер взаимоотношений школьника со сверстниками и взрослыми» [6, с. 67].
Характерные особенности младшего школьного возраста определяются тем, что ребенок переходит из статуса дошкольника в статус школьника. В этот период ребенок располагают значительными резервами развития. Происходят существенные изменения в его образе жизни, приобретаются новые умения, знания и навыки и развиваются старые.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
В ходе работы было проведено исследование психологических характеристик младших школьников.
Цель исследования: исследовать психологические характеристики младших школьников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности самосознания младших школьников путем выявления уровня развития саморегуляции учащихся.
2. Определить уровень самооценки младших школьников.
3. Исследовать особенности интересов младших школьников.
4. Выявить уровень познавательных потребностей младших школьников.
База исследования: в исследовании принимали участие 20 младших школьников, учащихся 2 класса Государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Мозыря». Возраст испытуемых – 7-8 лет.
Исследование проводилось в два этапа:
1. Констатирующий этап. На данном этапе проводилась первичная диагностика психологических особенностей младших школьников.
2. Формирующий этап. На данном этапе была разработана программа по развитию способностей и психологических характеристик младших школьников.
Методики исследования:
1. Методика «Изучение интеллектуальной саморегуляции» У.В. Ульенковой.
2. Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн.
3. Методика «Карта интересов младшего школьника».
4. Анкета для определения познавательных потребностей Н.Г. Лускановой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были рассмотрены психологические особенности формирования и развития личности младшего школьника. Характерные особенности младшего школьного возраста определяются тем, что ребенок переходит из статуса дошкольника в статус школьника. В этот период ребенок располагают значительными резервами развития. Происходят существенные изменения в его образе жизни, приобретаются новые умения, знания и навыки и развиваются старые. Формирование и развитие личности младшего школьника происходит под влиянием множества факторов. Однако наибольшее влияние оказывает учебная деятельность, как ведущая в этом возрасте. Она определяет не только индивидуальное развитие личности младшего школьника, но и особенности процесса его социализации. Особое влияние оказывает и успеваемость ребенка, его оценки и отношение к нему взрослых. В данном возрасте происходит формирование самооценки, что является одной из важнейших задач развития. Таким образом, младший школьный возраст достаточно с точки зрения психологии и связан с определенным кризисом детского развития.
Самооценка младших школьников характеризуется неустойчивостью, гибкостью, подверженностью внешним влияниям, многокомпонентностью. На протяжении всего младшего школьного возраста самооценка преобразуется и развивается в сторону переориентации с учебной деятельности на межличностное отношение со сверстниками и собственные физические и психологические характеристики. Самооценка непосредственно влияет на успешность деятельности младших школьников, в том числе и учебной, и социально-психологический статус в коллективе.
В младшем школьном возрасте мотивы учебной деятельности формируются и развиваются под воздействием многих факторов, и представляют собой гибкую динамическую систему, которая на определенных этапах преобразуется и трансформируется в качественно новые образования мотивационной сферы личности.
1. Архиреева, Т.В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии. – 2005. – № 3. – С. 19-25.
2. Бирюков, С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа / С.М. Бирюков. – 2009. – №10. – С.31-33.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
4. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учеб. пособ. / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2010. – 205 с.
5. Гамезо, М.В. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова. – М.: Питер, 1995. – 248 с.
6. Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема: Монография / Н.. Голованова. – СПб.: Спец. лит., 1997. – 189 с.
7. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрющенко. – М., 2008. – №4. – С. 90-99.
8. Зеньковский, В.В. Психология детства: учеб. пособ. для вузов / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Деловая кн., 1995. – 346.
9. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
10. / А.Т. Куракин, Л.И. Новикова. – М., 1982. – 218 с.
11. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника / А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 235 с.
12. Лисина, М.И Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, А.Г. Рузская. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
13.Люблинская ре А.А. ре Детская ре психология. ре Учебное ре пособие ре для ре студентов ре педагогических ре институтов. ре – ре М.: ре Просвещение, ре 2016. ре – ре 415 ре с.
14. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
15. Манукян, С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии / С.П. Манукян. – 2014. – № 4. – С. 21-25.
16. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2013. – 321с.
17. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии / В.Э. Мильман. – 1987. – № 5. – С. 12-17.
18. Морозова, И.С. Психология когнитивного развития / И.С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. – 132 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2009. – 376 с.
20. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М: Российское педагогическое агентство, 2008. – 374 с.
21. Смирнов, А.А. Психология ребенка и подростка // Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. / А.А. Смирнов. – М.: Педагогика, 1987. – Т. 1. – С. 176-178.
22. Спичек, С.Ф. О самооценке личности учащихся 3-х и 4-х классов / С.Ф. Спичек. – М., 2007. – 198 с.
23. Степанов, С. Взгляд на мотивацию // Школьный психолог / С. Степанов. – 2001. – №31. – С.3-7.
24. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2009. – 342 с.
25. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д Эльконин. – М.: Просвещение, 2008, – 382 с.
26. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с.