ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ
1.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИНТАКСИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СИНТАКСИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
2.2 ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПУНКТУАЦИОННЫМ ПРАВИЛОМ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Образование является одним из общенациональных приоритетов. Без построения модели образования, ориентированной на формирование умения учиться, готовности к саморазвитию, невозможно обеспечить использование и производство новых технологий, занять достойное место в мировом сообществе.
Важнейшая цель современного образования – обучение и воспитание всестороннее развитой личности, способной к творчеству. И поэтому репродуктивные методы, долгое время используемые в нашей школе, не отвечают современным требованиям, так как они направлены на формирование пассивной, инертной личности.
В современной начальной школе используются многочисленные программы, называющиеся развивающимися. Однако развитие должно быть результатом реализации любой программы. Определяющим фактором в этом отношении являются методы, приемы и технологии, которые применяет учитель.
Русский язык занимает особое место в ряду других предметов школьного обучения. Язык – это явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточением духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. И поэтом каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, как адаптироваться к новым требованиям развивающегося общества, как сделать обучение русскому языку более эффективным.
ГЛАВА 1 ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ
1.1 Основные задачи по изучению основ синтаксиса и пунктуации в начальных классах
Основная задача изучения синтаксиса в начальной школе заключается в том, чтобы обучить учащихся практически пользоваться различными синтаксическими конструкциями, строить предложения по законам русской грамматики, пользоваться ими в своей речи.
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:
1.Формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы).
2.Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями, распространенными и нераспространенными).
3.Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.
4.Развитие умения точно употреблять слова в предложении.
5.Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).
Все пять указанных направлений работы между собой взаимодействуют, и каждое из них учитель может рассматривать самостоятельно лишь в целях уточнения отдельных сторон изучения предложения.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИНТАКСИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Приемы формирования у младших школьников синтаксических понятий
Проблемы работы со словосочетанием были рассмотрены Е.С. Антонова С.В. Боброва, Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова, С.Ю. Буланова Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Как показывают исследования (Т. А. Ладыженская, Г. А. Фомичева и др.), дети активно используют словосочетания в своей речи. Как правило, каждая грамматическая основа имеет в среднем 3-4 второстепенных членов. Наиболее распространенными в работах учащихся являются словосочетания со значением предмета и его характеристиками, действиями и его характеристиками, с помощью которых делается попытка добиться точности, образности речи.
Но, как показывает практика, детская речь не всегда отличается богатством словарного запаса, разнообразием используемых синтаксических конструкций и множеством ошибок, ошибок в построении текста и выбором материала в соответствии с тем, для чего он был предназначен.
Работа над фразой в начальной школе, по словам М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, решает следующие задачи:
а) развитие мышления и речи;
б) формирование орфографических навыков;
в) понимание словосочетания как особой единицы языка, используемой для формирования предложений [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основная задача изучения синтаксиса в начальной школе заключается в том, чтобы обучить учащихся практически пользоваться различными синтаксическими конструкциями, строить предложения по законам русской грамматики, пользоваться ими в своей речи. Конечная цель обучения детей пунктуации в школе – сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное.
В программе синтаксис представлен в первой основной линии курса русского языка, что подразумевает, что ученики осваивают основы языковых знаний в области синтаксиса. Основой содержания школьного синтаксического курса является система синтаксических понятий; в начальной школе изучаются фраза и предложение. Информация о языке и речи систематизируется путем работы со словами, предложениями, текстом, путем наблюдения и сравнения их признаков.
В системе языковых понятий, изучаемых в школе, синтаксические понятия занимают важнейшее место, которые определяются местом синтаксиса в общей системе языка. Многие ученые (А. В. Дудников, А. Ю. Купалова, Н. Н. Сергеева, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева и др.) относят их в число основных понятий школьного синтаксиса, прежде всего общего понятия «предложение».
Как показывают исследования (Т. А. Ладыженская, Г. А. Фомичева и др.), дети активно используют словосочетания в своей речи. Как правило, каждая грамматическая основа имеет в среднем 3-4 второстепенных членов. Наиболее распространенными в работах учащихся являются словосочетания со значением предмета и его характеристиками, действиями и его характеристиками, с помощью которых делается попытка добиться точности, образности речи.
1. Акимова, Г.Н. Синтаксис современного русского языка / Г.Н. Акимова. – М.: «Просвещение». – 2009. – 346 с.
2. Бабайцева В.В. Подчинительные и сочинительные словосочетания / В.В. Бабайцева. – 2006. – № 4. – 87 с.
3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007. – 620 с.
4. Брагина, Е.И. Методика изучения обобщенных синтаксических знаний и формирования синтаксических умений и навыков / Е.И. Брагина // Начальная школа. – 2008. – № 12. – 70 с.
5. Буланова, С.Ю. Особенности формирования синтаксического строя письменной речи младших школьников / С.Ю. Буланова // Начальная школа. – 2009. -№ 11. – С. 85 – 88.
6. Бунеева, Е.В. Русский язык. 4 класс : метод. реком. для учителя / Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. – М. : Баласс, 2008.
7. Валгина, Н.С. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения / Н.С. Валгина. – М.: Неолит. Большая медведица, 2002. – 414 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
9. Волкова, А.А. Психология и педагогика для учеников вузов / А.А. Волкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 158 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 480 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев – М.: Просвещение, 1961. – 336 с.
12. Дудников, А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе /А.В. Дудников. – М.: Академия, 2000. – 434 с.
13. Дудников, А.В. О стратегических и тактических принципах методики преподавания русского языка / А.В. Дудников // Русский язык в школе. – 1974. – С.13-18.
14. Канакина, В.П. Русский язык: методическое пособие к комплекту «Русский язык»для 3 кл. нач. шк. / В. П. Канакина, Г.А. Фомичева. – 2–е изд., до –раб. – М.: «Просвещение». – 2012. – 142 с.
15. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций / В.Г. Крысько. – СПб.: Омега, 2006. – 368 с.
16. Лекант, П.А. Современный русский язык: Учебник для учеников вузов / П.А. Лекант. – М.: «Дрофа». – 2006. – 446 с.
17. Ломакович, С.В. Обучение русскому языку в начальной школе. 4 класс: Пособие для учителя / С.В. Ломакович. – М.: «Вита – Пресс». – 2009. – 145 с.
18. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1987. – 431 с.
19. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебник для пед. вузов. Издание 6. –дополн. / М.Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 487 с.
20. Львов, М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. уч. Заведений / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2001. – 546 с.
21. Львов, М.Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников / М.Р. Львов // Начальная школа.– 1991. – № 11. – С. 23 – 27.
22. Перцева, Н.К. О причинах ошибок младших школьников при конструировании и анализе предложений / К.Н. Перцева // Начальная школа. – 2010. – № 11. –94 с.
23. Писаренко, Н.А. Анализ смысловой структуры предложения / Н.А. Писаренко // Начальная школа. – 2008. – №9. – 89 с.
24. Рекомендации по организации образовательного процесса в I – IV классах учреждений общего среднего образования в соответствии с обновленными учебными программами в 2018/2019 учебном году
25. Сальникова, Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т.П. Сальникова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: «MODFK» – 2006. – 256 с.
26. Современный русский язык Учебное пособие для учеников педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. – М.: «Просвещение». – 1996. – 430 с.
27. Трегубова, Л.С. О готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников пунктуации / Л. С. Трегубова // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 58-60.
28. Фомичева, Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах / Г.А. Фомичева. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
29. Фомичёва, Г.А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников / Г.А. Фомичева // Начальная школа. – 2001. – №1. – С.15-29.
30. Фортунатов, Ф.Ф. Избранные труды / Ф.Ф. Фортунатов. – М.: «Наука». – 2001. – 567 с.
31. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. – М.: «Просвещение». – 2009. – 435 с.