ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЕДИНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ТЕМБРОВ В ОРКЕСТРЕ
1.1 Выразительные особенности тембров оркестра русских народных инструментов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЕДИНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ТЕМБРОВ В ОРКЕСТРЕ
1.1 Выразительные особенности тембров оркестра русских народных инструментов
«Воплощение музыкального образа достигается данным звуковысотным текстом в единстве с данным тембром» [1, c. 25]. «Единство и взаимосвязь между тембром и звуковысотным текстом существует не только в пределах изолированного музыкального отрывка, но и в развитии целого» [1, c. 25]. Классики русской музыки (М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский) неоднократно указывали на зависимость тембра от музыкального материала. «Инструментовка находится в прямой зависимости от самого творчества музыкального», – писал М. Глинка. «Красота музыкальной мысли вызывает красоту оркестра» [2, с. 349]. «Выбор оркестрового приема находится в связи с музыкальным содержанием и колоритом куска, ему предшествовавшего, и куска, следующего за ним, и зависит от того, представляет ли данный период или момент единообразие и противоположность предыдущему или последующему музыкальному содержанию, а также представляет ли он вершину или ступень в ходе общей музыкальной мысли» – отмечал Н. Римский-Корсаков [3, с. 81].
На сегодняшний день в искусствоведческой литературе подход к исследованию средств оркестра русских народных инструментов несколько ограничен.
Специфика выразительных средств оркестра выводится, исключительно из средств отдельно взятых инструментов. Но самобытные черты оркестра в намного большей степени определяются специфичностью взаимосвязей инструментальных групп, таких же своеобразных, как и средства отдельных инструментов оркестра.
В отличие от пьес-сочинений, предназначенных для исполнения отдельными инструментами соло, в оркестровой фактуре тембры инструментов постоянно смешиваются, предлагая слушателю безграничное многообразие тембро-интонационных «моделей». В таких случаях общий колорит звучания вытекает из воздействия двух взаимосвязанных факторов:
1) от индивидуальных выразительных средств каждого из инструментов, участвующих в исполнении;
1. Веприк, А. Трактовка инструментов оркестра / А. Веприк. – М.: Музгиз, 1961.
2. Глинка, М. Записки об оркестровке / М. Глинка // Литературное наследие. Т. 1. – М., 1953.
3. Римский-Корсаков, Н. Основы оркестровки / Н. Римский-Корсаков. – М., 1946.
4. Анисимов, Б. Инструментовка для духового оркестра / Б. Анисимов.– Л.: Музгиз, 1960. – 314 с.