Введение
Глава 1. Сущность и особенности физической культуры
1.1. История развития физической культуры
1.2. Формирование потребности к занятиям физической культуры
Глава 2. Важность физической культуры в формировании личности
2.1. Влияние физической культуры на формирование личностных свойств и качеств
2.2. Формирование духовно-нравственных ценностей средствами физической культуры и спорта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
Физическая культура может: формировать интеллектуальные способности; развивать физические качества; формировать научное мировоззрение, гражданственность, активное отношение к труду, эстетические и нравственные качества; обучать методам самовоспитания, самосовершенствования, самоконтроля и коррекции.
В то же время педагогическая практика указывает, что если физическое воспитание "замкнуто" на двигательной деятельности и целенаправленно не воздействует на духовное развитие и чувственную сферу молодого человека, то оно наряду с положительными нравственными качествами может формировать асоциальное поведение и эгоистические устремления личности.
Творческий уровень отражает глубокое понимание и убеждённость в практической необходимости использования физической культуры, её социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Цель работы: изучить роль физической культуры в содействии полноценному духовному развитию личности.
Объект: духовное развитие личности.
Предмет: средства и методы физической культуры.
Задачи:
1.Описать историю развития физической культуры.
2.Охарактеризовать формирование потребности к занятиям физической культуры.
Глава 1. Сущность и особенности физической культуры
1.1. История развития физической культуры
Основная позиция современной философии определяет физическую культуру как часть общей культуры общества и личности, одну из сфер социальной деятельности, направленную на укрепление здоровья и повышение дееспособности человека.
Возникновение физической культуры обусловлено жизнью первобытного общества. В процессе труда и, в первую очередь, охоты человек приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе силу, выносливость и другие необходимые физические качества.
С возникновением религиозных вер элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так образовались культовые танцы, пляски, игры.
В условиях родового строя огромную роль стала играть военная подготовка. У многих первобытных народов существовал обряд посвящения при переходе из одной возрастной группы в другую. В посвящении обычно использовались физические упражнения, к которым юноши усиленно готовились [1].
Физические упражнения также составляли основу разнообразных игр и развлечений.
Спортивные игры и соревнования ранее были широко распространены в рабовладельческих государствах Древнего Востока, Древнем Риме и Древней Греции.
В Древней Греции занятия физическими упражнениями достигли максимального развития. Из всех игр наиболее значительными были Олимпийские игры. Согласно преданию, начало им положил Геракл в XII в. до н.э., когда провел соревнования между четырьмя своими братьями в честь победы Зевса над Кроносом.
Глава 2. Важность физической культуры в формировании личности
2.1. Влияние физической культуры на формирование личностных свойств и качеств
Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды культур человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие качества личности - нравственные, эстетические, а также смелость, волю, инициативность и терпимость и т. п. Он развивает у себя инициативу, самостоятельность, стремление к творчеству, формирует мировоззрение и воспитывает критическое отношение к собственным поступкам. Положительные свойства, приобретаемые человеком в результате физкультурной деятельности, формируют его как целостную личность, обладающую высоким уровнем общей культуры [1].
Между работой центральной нервной системой (ЦНС) и работой опорно - двигательного аппарата человека существует тесная связь, поэтому физическая активность имеет значение для нормального течения психических процессов. Функции ЦНС зависит от активности мышц. Импульсы проприорецепторов сигнализирует мозгу о совершаемых движений и нервные клетки повышают тонус коры головного мозга из-за чего возрастает функциональная способность.
Занимаясь физической культурой человек учится регулировать зрительные, осязательные, мышечно-двигательных действий и вестибулярные ощущения, и восприятие, еще развивается мышление, память, воля.
Заключение
Таким образом, без духовного развития человек не может быть счастливым. Духовное развитие - это постоянное совершенствование во всех сферах своей жизни. Только тогда Вы почувствуете удовлетворение своей жизнью, когда все сферы Вашей жизни будут раскрыты по максимуму.
Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно, гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Всесторонне развитая личность быстрее адаптируется в разнообразных условиях жизнедеятельности.
Таким образом, мы видим, что физическая культура является мощным средством становления личности.
1. Ашмарин Б.А Теория и методика физического воспитания. - М.: Академия, 2014. – 219 с.
2. Барчуков И. Физическая культура и физическая подготовка / И. Барчуков, Ю. Назаров. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 432 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ, 2007. -352 с.
4. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С.Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
5. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. – Москва: АСТ-Астрель, 2008. – 671 с.
7. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. – М.: Смысл, 2006. – 336 с.
8. Добрынская, Е.И. Свободное время и развитие личности / Е.И. Добрынская. - Спб.: «Питер», 2006. – 354 с.
9. Дусавицкий А.К. «Формула интереса», М.: Просвещения 2014 – 176с.
10. Душенина Т.В. Физическое воспитание в современной школе: теория и практика: учебно-методическое¬ пособие / Т.В. Душенина, Р.С. Жуков, Н.В. Коваленко. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 188 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология // Учебник для вузов // М.: Логос, 2003. – 213с.
12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Санкт- Петербург: Изд-во Питер, 2016. — 512 с.
13. Кудинов С.И. психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты // Монография / «НИЦ БиГПИ», Б.: 1999. – 270с.
14. Лях В.И. Физическое воспитание. - М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
15. Остапенко А.И. Воспитание интересов у подростков к занятиям физической культурой // Сибирский педагогический журнал // №6, 2013г.
16. Пензулаева Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей. - М.: Просвещение, 2014 – 352с.
17. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека / М.Р. Сапин, В.И.Сивоглазов.-М.:ИЦ Академия,2009.-384с.
18. Соколовская И.Н., Кивилева А.А. К определению сущности понятия познавательный интерес в педагогике // Царкосельские чтения // №XIX, том II, 2015. – с.89-92
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс,2014. -672 с.
20. Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология // Учебник // М.: ИТК «Данилов и К», 2013
21. Юдин В. Д. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Инфра-М, 2014. - 280 с.