Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Роль изобразительной деятельности в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста..
1.2 Этапы изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2 Анализ процесса развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста……..
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по совершенствованию изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное знание действительности. Из всех видов детского рисунка наиболее полно и разносторонне изучается детский рисунок.
Художественное воспитание детей в современной системе образования не может быть средним. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное строительство – самые эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности [4, с. 59].
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие у детей необходимых визуальных навыков часто приводит к повседневной жизни и невыраженности детских работ, поскольку, не зная определенных способов изображения, дети исключают из рисования те изображения, которые трудно нарисовать. Для того чтобы ребенок с удовольствием рисовал и совершенствовался в своем искусстве, взрослый должен помочь ему своевременно.
Детям очень трудно изображать объекты, изображения, сюжеты традиционными методами рисования: кисти, карандаши, фломастеры. Использование только этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии.
В визуальных упражнениях ребенок выражает себя, старается изо всех сил и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность приносит ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его видение мира.
Занятия по изобразительной деятельности, в дополнение к выполнению учебных задач, являются важными инструментами для всестороннего развития детей. Обучение рисованию, скульптуре, прикладному применению и дизайну способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Роль изобразительного искусства как средства эстетического воспитания и его влияние на развитие личности и, в частности, творческого воображения в последнее время приобретает особую важность. В этой связи необходимо активно использовать в образовательном процессе потенциал различных нетрадиционных методик рисования как неисчерпаемого источника развития изобретательских способностей дошкольников. В этом и заключается актуальность выбранной темы работы.
Глава 1 Теоретические аспекты развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Роль изобразительной деятельности в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.
По словам А.В. Запорожец, «по мере усвоения ребенком зрительной активности создается внутренний, идеальный план деятельности, которого нет в раннем детстве. Рисунок служит материальной поддержкой этой деятельности» [7, с. 215].
В.С. Мухина отмечает, что «визуальная активность, оказывающая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует способность не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передать предметный мир сначала по-своему, а затем – в соответствии с принятыми законами зрения. Использование цвета постепенно начинает оказывать влияние на развитие восприятия ребенка и, что более важно, на его эстетические чувства» [19, с. 57].
В.Б. Косминская в своей книге «Теория и методология изобразительной деятельности в детсаду» пишет, что «изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира». Во-первых, это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаши, краски, глина и т.д.), изучение связи между действиями и результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, материалах и оборудовании, но его интерес к материалу будет обусловлен желанием выразить в визуальной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
В процессе визуализации уточняется и углубляется зрительное восприятие окружающих объектов детьми. В настоящее время проводится углубленное изучение вопроса о том, как развивается мышление ребенка в связи с различными видами деятельности.
Помимо визуальных и ориентированных на действия форм мышления, непосредственно связанных с процессом практической работы, в дошкольном возрасте возможен и более высокий уровень развития мышления – зрительного и творческого. Ребенок, основанный на умственных операциях, может представить результат своей работы, а затем начать действовать. Поэтому, перед началом образа, дети решают психические проблемы на основе сформировавшихся представлений, а затем ищут пути реализации этой задачи. Старший ребенок дошкольного возраста способен создавать реальные и фантастические образы, которые он или она не воспринимает чувственно.
Изобразительная деятельность тесно связана с задачами нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, которые укрепляют определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения слушать и выполнять поставленную задачу, довести начатую работу до конца.
Глава 2 Анализ процесса развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Организация и методы проведения исследования.
Целью данной курсовой работы является провести исследование развития личности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Исходя из этого, была проделана опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в направлении самостоятельной изобразительной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (возраст детей от 5,5 до 6,5 лет).
База исследования:
Для определения степени усвоения ребенком навыков изобразительной деятельности предлагается метод диагностики детей до поступления в первый класс. Для более точной характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности можно использовать полный набор соответствующих критериев и показателей; некоторые из них следует выбирать для более быстрой диагностики. Диагностика осуществляется на основании анализа по следующим показателям:
отношение к оценке взрослого;
оценка ребёнком, созданного им изображения;
эмоциональное отношение к деятельности;
самостоятельность замысла;
оригинальность изображения;
стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются.
Для начала выявлен уровень самостоятельности:
высокий уровень –14-18 баллов, выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
средний уровень –10-13 баллов, требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
низкий уровень – 6-9 баллов, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
Заключение.
Изобразительная деятельность является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность – это специфическое образное знание действительности. Изобразительная деятельность способствует сенсорному образованию и развитию зрительно-образного мышления. Детское изобразительное искусство имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Он или она хочет, чтобы его или ее рисунок что-то говорил, чтобы то, что он или она изображает, было узнано. Важность визуальных занятий для воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий воспитываются морально-нравственные качества ребенка: потребность и умение довести начало до конца, сосредоточиться и целенаправленно заниматься спортом, помогать другу, преодолевать трудности. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания в детях доброты, справедливости, углубления благородных чувств, которые в них возникают. В процессе визуализации сочетаются умственная и физическая активность. Изобразительная деятельность учит дошкольников преодолевать трудности, проявлять трудолюбие, осваивать трудовые навыки.
Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения поставленных целей, т.е. от методов обучения. Существует ряд методов развития личности ребенка в процессе независимой визуализации: объяснительно-иллюстративный метод, исследование, репродуктивный метод, метод постановки задач и т.д. Для развития художественных и творческих способностей дошкольников создаются определенные условия и средства: окружающая среда; образование; организация интересной и осмысленной жизни ребенка в детском саду; комплексное и систематическое использование методов и приемов; учет индивидуальных особенностей ребенка.
Занятия изобразительной деятельностью являются важным инструментом всестороннего развития детей. В процессе визуальной деятельности проясняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих объектах, развивается мышление, внимание, память и мелкая моторика. Она способствует развитию творческих способностей детей. В процессе изобразительной деятельности формируются такие важные личностные качества, как активность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность. Она способствует нравственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию. Она также способствует развитию чувства товарищества и взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста. Изобразительная деятельность помогает закрепить представления детей о труде и жизни людей. Изобразительная деятельность очень важна при подготовке ребенка к школе.
1. Выготский, Л.С. Воображение творчество в детском возрасте : книга для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991–256 с.
2. Гаврилушкина, О.П. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников; под ред. Л.П. Носковой. – М. : Педагогика, 2009. – С. 137-166.
3. Головчиц, Л.А. Формирование детской деятельности / Л.А. Головчиц // Дошкольная сурдопедагогика : воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 170-191.
4. Горбатова, Е.В. Художественное развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.В. Горбатова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2012. – 72 с.
5. Горунович, Л.Б. Пути развития детского изобразительного творчества : методические рекомендации к программе «Пралеска» / Л.Б. Горунович, Т.Б. Братская. – Минск : Изд. В.М. Скакун, 2006. – 64 с.
6. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. – Часть 1. – М.: Издательство Скрипторий, 2003. – 80 с.
7. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011. – 528 с.
8. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа / Н.В. Дубровская. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2002. – 128 с.
9. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий; под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва : ТЦ Сфера, 2004. – 125 с.
10. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. – М.: Педагогика. – 2003. – 112 с.
11. Катаева, А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых) : автореф. дис. д-ра психол. Наук : 19.00.10 / А.А. Катаева ; АПН СССР, НИИ дефектологии. – М., 2007. – 33 с.
12. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М., 2000. – 142 с.
13. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 176 с.
14. Комоед, Н.И. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н.И. Комоед. – Мозырь : «Белый ветер», 2005. – 65 с.
15. Коротина, О.В. Использование глины в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии / О.В. Коротина // Дэфекталогия. – 2005. – №4. – С. 52-58.
16. Кудриа, Т.П. Коллаж : сотворчество мамы и ребенка раннего возраста / Т.П. Кудрина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – №4. – С. 71-80.
17. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития : методическое пособие / Е.Н. Лебедева. – М. : Классике Стиль, 2004. – 72 с.
18. Лукашова, А.А. Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Лукашова. – Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2008. – 122 с.
19. Максимова, И.В. Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию / И.В. Максимова, Е.М. Лебская // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2013. – С. 61-63.
20. Обухова, Т.И. Основы дошкольной сурдопедагогики : учеб.- метод. пособие / Т.И. Обухова. – Минск : БГПУ, 2005. – 115 с.
21. Обухова, Т.И. Особенности обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие/ Т.И. Обухова, Е.Н. Прокопик. – Минск : БГПУ, 2010. – 125 с.
22. Ожегов, С.И. Словарь русского языка; под ред. Н.Ю. Шведовой / Москва : Русский язык, 1989. – 567 с.
23. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха / Т.И. Обухова. – Минск : Национальный институт образования, 2006. – 56 с.
24. Силивон, В.А. Природа детского рисунка: психолого-художественный аспект / В.А. Силивон. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183 с.
25. Сороко, Е.Н. Особенности обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб.-метод. Пособие / Е.Н. Сороко. – Минск: АПО, 2014. – 112 с.
26. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. – М. : Современное слово, 2001. – 768 с.