Введение
1 Теоретические основы формирования словообразования у дошкольников с общим речевым недоразвитием
1.1 Понятие о словообразовании у детей с общим недоразвитием речи
1.2 Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
2 Экспериментальное исследование словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня 2.1 Организация и проведение констатирующего этапа
2.2 Количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента
2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Актуальность исследования. Речь – не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Недаром "маугли", чаще всего так и не могут овладеть полноценной речью.
Общее недоразвитие речи (ОНР) ‒ различные сложные речевые расстройства, при которых отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения, фонемообразования и нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) произносительной и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
К общему недоразвитию речи относят и детей с дизартрией, ринолалией, алалией и другими тяжелыми поражениями речевой деятельности, но есть и такие, недоразвитие речи которых легко устранимо. Поэтому следует четко разделять детей с общим недоразвитием речи по группам, работая с каждой по особой программе.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют четыре уровня речевого развития.
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети"). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво.
Общее недоразвитие речи 2 уровня (появление общеупотребительной речи) – грубая форма нарушения речи у детей, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции. Ребенок изъясняется простой фразой, но допускает множество вербальных ошибок, аграмматизмов. Словарный запас беден, не сформированы навыки словоизменения и словообразования, тяжело нарушены звукопроизношение и фонематические операции.
Глава 1. Теоретические основы формирования словообразования у дошкольников с общим речевым недоразвитием.
1.1. Понятие о словообразовании у детей с общим недоразвитием речи.
Словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение.
Предметом словообразования является слово, способы его образования.
Словообразовательные процессы в речеязыковой деятельности человека обеспечивают непрерывное пополнение и качественное изменение лексикона языка, потребности речевой коммуникации между людьми в человеческом обществе, в постоянно меняющейся социальной действительности – основной среды жизнедеятельности людей [3, с. 35].
Словообразование как языковой процесс представляет собой главный источник пополнения лексического состава любого языка, один из основных путей образования терминов-понятий.
Словообразование в речевой деятельности человека – это процесс образования новых (т.н. производных) слов, производимых от однокорневых слов или словосочетаний, на основе принятых в данном языке формальных способов языковой трансформации [12, с. 103].
Современные лингвисты интерпретируют словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, образуемых на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц [12].
Слова в языковом процессе образуются целыми сериями, для чего используются типовые структурно-семантические модели, своеобразные «языковые формулы». Слова приобретают типовые словообразовательные значения. Для понимания процессов словообразования важное значение имеют следующие категории-понятия: словообразовательное значение, словообразовательная модель и формант [14, с. 87].
2. Экспериментальное исследование словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.1 Организация и проведение констатирующего этапа.
В ходе практической части работы на базе Государственного учреждения дошкольного образования «Ясли-сад № 39 г. Барановичи» нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста. Исследованием были охвачены 30 детей в возрасте 5-6 лет (из них 15 дошкольников, имеющих по заключению логопеда ОНР III уровня –экспериментальная группа, 15 дошкольников с нормой речевого развития - контрольная группа).
Цель исследования: изучить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1.Осуществить диагностику особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.Проанализировать полученные результаты.
3.На основе полученных результатов описать направления формирующего эксперимента по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
На основе изучения психолого-педагогической и медицинской документации, бесед с педагогами и родителями, наблюдений за детьми были получены следующие данные об испытуемых, вошедших в состав группы испытуемых:
в данную группу входят 8 мальчиков и 7 девочек;
11 детей 6-ти лет и 4 ребенка 5-летнего возраста;
на основе логопедического заключения 15 детей с общим недоразвитием речи III уровня;
2 детей из многодетных семей;
1 ребенок из неполной семьи;
у 6 детей недостаточно развита речеслуховая память;
у 7 детей недостаточно развито наглядно-действенное мышление;
у 8 детей недостаточно развито словесно-логическое мышление;
у 10 детей недостаточно развита мелкая моторика;
у 5 детей отмечается недостаточный уровень развития концентрации внимания;
10 детей со II группой здоровья, 4 детей с III группой здоровья, 1 ребенок с I группой здоровья.
Заключение.
Таким образом, словообразование – это процесс образования новых слов на базе имеющихся однокоренных с помощью служебных морфем, путем перехода из одной части речи в другую и т.д. С помощью словообразования расширяется лексикон говорящего, увеличиваются возможности номинации.
Анализ литературы по теме исследования показал, что изучение словообразования является важной грамматической категорией. Обогащение словарного запаса и образование новых слов в норме осуществляется на протяжении всего детства, особенно активно нарастание его происходит в дошкольном детстве. К концу дошкольного возраста в норме у детей механизм словообразования переходит в автоматизированное действие (о чем свидетельствует сокращение явления словотворчества).
Многие авторы, изучавшие особенности формирования навыков словообразования детей с ОНР III уровня отмечают, что процесс овладения речевыми нормами им дается сложнее, чем детям без речевой патологии. Грамматические формы словообразования пοявляются у детей c ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, однако своеобразие прοявляется в бοлее медленнοм темпе усвοения данного навыка, в дисгармοнии развития мοрфοлοгическοй и cинтаксическοй cистем языка, в искажении οбщей картины речевοгο развития.
1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений: практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. ‒ Москва: Издательство Юрайт, 2019. ‒ 157 с
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 190 с.
3. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования / Н.Д. Арутюнова // Филологические науки. ‒ 1980. ‒ №2. ‒ С. 8-37.
4. Винокур, Г.О. Собрание трудов: Введение в изучение филологических наук / Г.О. Винокур // Составление и сопроводительные статьи С. И. Гиндина. ‒ М.: Лабиринт, 2000. – 192 с.
5. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Журнал «Логопед», 2004. – № 1. – С. 34-40.
6. Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / В.П. Глухов. – М.: Коррекционная педагогика, 2009. – 347 с.
7. Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2011. – 18 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) / Л.Н. Ефименкова. – М., Педагогика, 1985. – 176 с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., Просвещение, 1990. – 96 с.
10. Жукова, Н.С. Развитие речи в детском возрасте / Н.С. Жукова. – М.: Дидактика, 2008. – 242 с.
11. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., Владос, 2008. – 388 с.
12. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – М. : Флинта, 2014. – 328 с.
13. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе / Г.А. Каше. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 81 с.
14. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. – М., 1965. – 87 с.
15. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у детей (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Спб, 2001. – 228 с.
16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : Просвещение, 2014. – 438 с:
17. Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 192 с.
18. Туманова, Т. В. Развитие словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова / Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. ‒ 2003. ‒ № 6. ‒ С. 54-58.
19. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа, 1993. – 103 с.
20. Филичева, Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2009. – 46 с.
21. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М.: ЭКСМО, 2015. – 320 с.
22. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М.: Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2015. – 224 с.
23. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М., 2010. – 128 с.
24 Филичева, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.В. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
25. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя-логопеда / А.В. Ястребова. – М., Просвещение, 2001. – 233 с.
26. Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая. – М., «Индрик», 2001. – 126 с.