Введение
Глава 1. Теоретические аспекты применения творческих игр в процессе социально-нравственного и личностного развития детей дошкольного возраста
1.1 Основы социально-нравственного и личностного развития воспитанников учреждения дошкольного образования
1.2 Роль творческих игр в социально-нравственном и личностном развитии детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию социально-нравственного и личностного развития детей дошкольного возраста с использованием творческих игр
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследовании
2.3 Рекомендации по применению творческих игр в процессе социально-нравственного и личностного развития детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Введение.
В современной системе дошкольного образования в значительной степени приобретают актуальность и изменяются взгляды на отдельные направления деятельности ребенка. По мнению А.В. Запорожца, «дошкольный возраст имеет непреходящее значение в формировании личности ребенка, является «фундаментом гармонической личности» . Также многими исследователями (Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Е.К. Золотарева, А.И. Титаренко) получены новые данные о процессе социального становления личности дошкольника, а также обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества. На основе нравственного воспитания: строятся навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения.
Многие считают, что психология ребенка формируется чаще всего под воздействием процессе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов, творческих игр и др. Вместе с тем, психологи утверждают, что данные средства всего лишь этап накопления жизненного опыта. Вместе с тем, современных работ, направленных на изучение роли творческих игр в формировании социально-нравственного и личностного развития детей дошкольного возраста, практически нет, несмотря на то, что в современном учреждении дошкольного образования творческие игры являются своеобразным средством обучения, отвечающим особенностям ребенка.
Глава 1 Теоретические аспекты применения творческих игр в процессе социально-нравственного и личностного развития детей дошкольного возраста.
1.1 Основы социально-нравственного и личностного развития воспитанников учреждения дошкольного образования.
Социализация – это процесс, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и начинается почти с рождения. Человек как социальная единица познает нормы и модели поведения, принятые в обществе, в котором он живет, учится взаимодействовать, строить отношения сначала в семье, в узком кругу близких, затем в группе сверстников, а затем – в обществе в целом.
Социальное развитие не менее необходимо, чем развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей. Современный мир устроен так, что одним из условий успеха является умение плодотворно работать в команде, находить пути взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми вы работаете. И, конечно же, эмоциональный комфорт и удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его отношения с другими людьми, какую роль он будет играть в команде, в которой он будет себя чувствовать и кого он будет чувствовать. Процесс социального развития представляет собой комплексное явление, в ходе которого ребенку задаются объективно установленные нормы общежития и постоянного открытия, утверждения его как социального субъекта. Возможности овладеть социумом раскрываются им в сохранении тенденции к расширению степени свободы, в углублении сознания в собственной субъективной деятельности, в природе погружения в социальный мир.
Глава 2 Экспериментальная деятельность по формированию социально-нравственного и личностного развития детей дошкольного возраста с использованием творческих игр
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью исследования является раскрыть особенности творческих игр на формирование социально-нравственных и личностных норм детей дошкольного возраста. Исходя из этого, было проведено исследование уровня сфорсмированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли - сад №22» города Речицы.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 23 ребенка старшей группы детского сада в возрасте 5-6 лет. Список детей представлен в Приложении А.
Использовались следующие диагностические методики по определению социально-нравственного и личностного развития детей дошкольного возраста:
беседа с детьми о дружбе (собственная разработка) (Приложение 2);
игра «Цветик-семицветик» (разработанная Л.В. Ладыгиной).
Дидактическая игра «Цветик – семицветик»
Цель: выявить уровень сформированности нравственных мотивов.
Метод: игра.
В ходе игры ребенку дается цветок с отрывными разноцветными лепестками и предлагается, сорвав лепесток, задумать и озвучить одно желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка – он получает жёлтую фишку, если желание имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры фишки и подсчитав их количество, можно определить наличие нравственных мотивов, их преобладание над другими мотивами.
Заключение.
Дошкольный возраст является важным в психическом и личностном развитии ребенка. В этот период происходят большие изменения во всем психическом развитии: возрастает познавательная активность, развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Нравственность в педагогике трактуется как совокупность морального сознания человека, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Нравственные позиции личности находятся в тесной взаимосвязи с народной педагогикой, в сказках белорусского народа, являющиеся хорошим подспорьем в воспитательной работе в педагогической деятельности учреждения дошкольного образования.
Творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Творческие игры, могут оказывать, как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие ребенка дошкольного возраста, а также могут способствовать проявлению и закреплению некоторых личностных качеств.
1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 2013. – 230 с.
2. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / А.С. Арсеньев // Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. – М.: Педагогика, 1977.
3. Бахтиярова, Р.Х. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников / Р.Х. Бахтиярова. – М.: Просвещение, 2013. – 210 с.
4. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. Основные этапы психического развития ребёнка // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: ООО «Аспект», 2005. – С. 43-51.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1999. – 325 с.
6. Гамезо, М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / М.В. Гамезо – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.
7. Гундорова, И.В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах // Детский сад от А до Я. – 2010. – №2. – С. 133-141.
8. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
9. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. – М., 1988.
10. Запорожец, А.В. Избранное / А.В. Запорожец – М.: Гардарики, 2005. – 556 с.
11. Картавцева, М. Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста / М. Картавцева. – М.: Педагогика, 2012. – 89 с.
12. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова – М.: Диля, 2004. – 154 с.
13. Корепанова, М.В., Куниченко, О.В. Система работы педагога по нравственному воспитанию старших дошкольников на основе творческих игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 66-70.
14. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] 3-е изд. дораб / В.С. Мухина. – М., 2005. – 272 с.
15. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей // Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.
16. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
17. Соколова, М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей / Соколова М.В // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – C. 68-74
18. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 56 с.
19. Учебная дошкольная образовательная программа [Электронный ресурс] // Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.11.2012 №133 – 267 с. http://virmary.ucoz.ru/publ/rabota_s_doshkolnikami/programmno_metodicheskoe_obespechenie_raboty_v_dou/uchebnaja_programma_doshkolnogo_obrazovanija/84-1-0-344
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 367 с.
21. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин – М.: Изд-во Смысл, 2004. – 436 с.