Введение
Глава 1. Теоретические основы восприятия произведений живописи как фактор развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
1.1 Восприятие картины как психолого-педагогическая проблема
1.2 Особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста
1.3 Методика формирования восприятия живописи у детей дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование организации восприятия произведений живописи детей дошкольного возраста
2.1 Исследование уровня сформированности восприятия произведений живописи
2.2 Методика организации восприятия произведений живописи детей дошкольного возраста
2.3 Оценка эффективности использования произведений живописи для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Проблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений. Исследования по данной проблеме осуществляли как психологи (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн), так и педагоги (Р.Арнхейм, В.Ф.Асмус, А. А. Бакушинский, В. А. Гуружапов, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. А. Мелик-Пашаев, П. М. Якобсон). Различным аспектам художественного восприятия детьми произведений изобразительного искусства, в частности произведений живописи, посвящены исследования Л.В. Благонадежиной, Н.Л. Кульчинской, М. Н. Семеновой, О.И. Никифоровой. В работах В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова раскрыта специфика эстетического восприятия произведений живописи в детском возрасте.
Цель исследования: выявить специфику организации восприятия произведений живописи как фактор развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. выявить специфику восприятия картины как психолого-педагогической проблемы;
2. выделить особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста;
3. изучить методику формирования восприятия живописи у детей дошкольного возраста;
4. провести эмпирическое исследование организации восприятия произведений живописи детей дошкольного возраста;
5. изучить методику организации восприятия произведений живописи детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс восприятия дошкольниками произведений живописи.
Предмет исследования: организация восприятия произведений живописи как фактор развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы); практические (определение уровня восприятия произведений живописи); количественный и качественный анализ полученных данных.
Глава 1. Теоретические основы восприятия произведений живописи как фактор развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
1.1 Восприятие картины как психолого-педагогическая проблема
Восприятие – это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия осуществляется упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей [12, c. 53]. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Восприятие, как познавательный психологический процесс, имеет определенные свойства:
• целостность и структурность: в процессе восприятия отражается целостный образ предмета, который складывается на базе обобщенных знаний об отдельных качествах и свойствах предмета;
• постоянность: свойства предмета, кажущиеся постоянными, сохраняются;
• предметность: объективация – отнесение информации, получаемой из внешнего мира, к самому миру;
• осмысленность: наличие определенного смыслового значения у смысловых образов, несмотря на то, что восприятие возникает в процессе прямо воздействия раздражителя на рецепторы;
• активность: участие в процессе восприятия двигательных компонентов анализаторов (как, например, движение руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии). Также важное значение играет наличие возможности перемещать тело в процессе восприятия;
• апперцепция: при построении образа перцептивной системой используются не все свойства элементов, а только наиболее информативные части.
Глава 2. Эмпирическое исследование организации восприятия произведений живописи детей дошкольного возраста
2.1. Исследование уровня сформированности восприятия произведений живописи
Исследование проводилось на базе ... В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В эксперименте приняло участие 10 воспитанников в возрасте 5-6 лет.
Целью данного исследования является:
Определение уровня знаний детей о живописи;
Определение уровня развития художественно-изобразительных умений при изображении живописи;
Определение отношение родителей к изучаемому вопросу;
Задачи диагностического этапа:
- Выявить представление детей об изобразительном искусстве и жанре живописи;
- Выявить уровень развития художественно-изобразительных навыков;
- Провести анкетирование на тему «Изобразительное искусство в семье»;
Для данной работы мы использовали следующие методы:
• Беседа с детьми
• Анализ детских работ
• Анкетирование родителей
Для исследования уровня знаний детей о живописи, мы провели беседу, где задавали детям вопросы:
1. Что такое живопись?
2. Из чего состоит живопись. Что можно изобразить?
3. Какие времена года вы знаете?
4. Как называется линия, которая делит землю и небо?
5. Кто рисует живопись?
6. Чем можно создать живопись?
Беседа проводилась индивидуально, каждому ребенку в отдельности задавались вопросы, что свидетельствует о равных условиях, в которых находились дети. Результаты ответов детей оценивались по следующим критериям: за правильный и четкий ответ на вопрос ребенок получает 3 балла, за нечеткий ответ, с наводящими вопросами от воспитателя – 2 балла, если ответа не последовало даже после наводящего вопроса воспитателя – 1 балл.
Заключение
Анализ педагогической и искусствоведческой литературы позволил нам охарактеризовать процесс восприятия, его типы, процесс художественного восприятия, этапы восприятия картин, а также привести примеры типов картин, доступных для восприятия старшими дошкольниками.
Более полное знание детьми живописи позволяет педагогу не только развить интерес к живописи, но и сформировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Таким образом, когда вы знакомитесь с пейзажной живописью, дети начинают больше интересоваться общественной жизнью, различными видами человеческой деятельности, своим отношением к процессам работы, ценностям, которые создают люди, и к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. Они формируют моральное сознание. Живопись учит нас видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенные в произведениях искусства явления с реальной реальностью. И это развивает их эстетические чувства, которые проявляются у детей в начале эмоциональных и речевых реакций, а затем, когда они позже знакомятся с искусством, в собственной художественной деятельности.
Общение с живописью формирует у ребенка не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, политическим событиям, а на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни.
1. Бабаева, Т. И. Методические советы к программе «Детство» / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб, 2010. – 150 с.
2. Васильева, М. А. программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т. С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
4. Григорьева, Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 1995. – 61 с.
5. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: «Академия», 1997. – 272 с.
6. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: «Академия», 1999. – 344с.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, 3. А. Михайлова и др. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000. – 244 с.
8. Доронова, Т. Н. Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 4-5 лет в детском саду / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997. – 111 с.
9. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания / Т.Н. Доронова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 96 с.
10. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990 – 142с.
11. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л.В. Компанцева. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
12. Копцева, Т.А. Природа и художник / Т.А. Копцева. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 208 с.
13. Косминская, В. Б., Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халзова. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
14. Костерин, Н. П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
15. Курочкина, Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года / Н.А. Курочкина. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. – 271 с.
16. Курочкина, Н. А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000. – 190 с.
17. Курочкина, Н. А. Знакомим с пейзажной живописью / Н.А. Курочкина. – С-Пб.: OOO «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2-Е ИЗД., 2013. – 24 с.
18. Маслова, С. Г. Мы входим в мир прекрасного: Учебное пособие для воспитателей детского сада / С.Г. Маслова, Н.Д. Соколова. – С-Пб.: Спец Лит, 2000. – 159 с.
19. Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду: Учебник для дошк. пед. училищ / под ред. Н. П. Саккулиной. – М.: Просвещение, 1971. – 256с.
20. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
21. Рутковская, А. А. Рисование в начальной школе / А.А. Рутковская. – С-Пб: «Издательский Дом «Нева», М.: «Олма-пресс», 2001. – 181 с.
22. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 1969. – 79 с.
23. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 228 с.
24. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. инст. / Под ред. В. Б. Косминской. – М.: Просвещение, 1985. – 255с.
25. Трофимова, М. В. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия Развития», 1997. – 239с.
26. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада / Р.М. Чумичева. – М.: Просвещение, 1992. – 12 с.
27. Яковлева, С.С. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства / С.С. Яковлева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 138-141.