Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Характеристика процесса словообразования у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериметальная деятельность по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Методика экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
2.3 Направления коррекционно-педагогической деятельности по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение.
Речевая функция представляет собой одну из важнейших функций человека. В процессе развития речи у личности человека развиваются высшие психические формы когнитивной деятельности и способность мыслить концептуально. Владение языком способствует повышению осведомленности, планированию и регулированию поведения. Речь идет о создании необходимых условий для развития различных форм деятельности и участия в коллективной работе.
Неуклонно растет число детей с нарушениями речевого развития. Среди них значительную долю составляют дети, которые не овладели звуковой стороной языка в стандартные сроки и имеют полное ухо и интеллект. Это группа детей с общим отставанием в развитии речи.
В общей системе коррекционно-развивающего образования детей с общим недоразвитием речи особое место отводится развитию словарного запаса. Основным способом пополнения словаря является формирование словарного запаса. Освоение детьми словосочетаний играет существенную роль в развитии языковых навыков, речевой коммуникации и связанной с этим полной адаптации в обществе.
Актуальность исследования. Психологические, лингвистические, психолингвистические исследования подчеркивают важную роль овладения процессами изменения слова и его формирования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полного овладения словосочетанием и словосочетанием зависит не только состояние лексической и грамматической системы языка, но и развитие языковой компетентности ребенка и его речевого общения в целом.
Практически все исследователи, которые изучали изучавшие проблему общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др.) отмечали недостаточно сформированные возможности таких детей в образовании новых форм слов. Проведя анализ состояния речи у детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.). У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи. Вопрос особенностей формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Глава 1 Теоретические аспекты словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
1.1 Характеристика процесса словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение проблемы словообразования в отечественной науке имеет давние традиции. Первые попытки описания некоторых фактов словообразования и их объяснения были сделаны в работах таких известных учёных, как И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатов, Н.В. Крушевский, К.И. Чуковский и др., характеризуя их как проявление высокого лингвистического мастерства и одарённости ребёнка. К. Бюлер, анализируя детские образования по аналогии, объяснял их тем. Что ребёнок в состоянии «открыть» для себя основной принцип всех флективных языков и перенести его на разнообразные случаи [19, с. 121]. Исследователи в большинстве случаев отмечали спонтанность характера детского словотворчества и словообразования, обусловленную пониманием используемых грамматических элементов (В. Штерн, С. Эрвин-Трипп и др.). При этом ученые практически единодушно признавали аналогию основным механизмом таких детских образований.
С точки зрения классической лингвистики формирование слова рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, словообразование интерпретируется как процесс или результат формирования слов, называемых производными и сложными, обычно на основе однокорневых слов в соответствии с существующими паттернами и моделями в языке. С другой стороны, как раздел лингвистики, изучающий все аспекты создания, функционирования, структуры и классификации производных и сложных слов, т.е. как отдельная отрасль науки, как составляются слова. Предметом непосредственного изучения является производное слово, его состав, структура и методы формирования как части, действующей на языке части.
Развитие теоретических взглядов на природу словосочетания претерпело ряд существенных изменений в зависимости от распространенности определенных научных подходов к данной проблеме. Таким образом, согласно морфологическому подходу, минимальной единицей словообразования считался морфин, а все словообразующие явления рассматривались через призму морфологии. Это часто приводило к двусмысленности, двусмысленности в понимании и дифференциации словосочетаний и морфологических явлений.
Глава 2 Опытно-экспериметальная деятельность по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и методы экспериментального исследования
Целью данной курсовой работы является провести анализ формирования навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также разработать направления коррекционно-педагогической деятельности по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Исходя из этого, было проведено опытно-экспериментальное исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. В рамках данного этапа осуществлена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные экспериментальные данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №1 г. Микашевичи»
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 30 детей 5-6 лет. В экспериментальную группу вошли 15 детей с общим недоразвитием речи, в контрольную группу – 15 детей с нормальным речевым развитием.
Цель исследования: выявить уровень развития словообразования (словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, сформировать у детей с общим недоразвитием речи систему словообразования.
Заключение.
Общее отставание в развитии речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом является специфическим проявлением речевой аномалии, при которой формирование основных компонентов речевой системы: словарный запас, грамматика, фонетика нарушается или отстает от нормы. Типичными являются отклонения в семантическом и произносящем аспектах речи. Дети с общим отставанием в развитии речи имеют типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой активности: первые слова появляются в возрасте 3-4 лет, в крайних случаях и к 5 годам; речь грамматическая и недостаточно фонетически оформленная; выразительная речь отстает от внушительной, то есть ребенок, понимающий речь, адресованную ему, не может правильно выразить свои мысли; речь детей с общим отставанием развития речи неясна. Существует условное разделение на уровни развития, при котором общим является значительный разрыв во внешнем виде активной речи, ограниченный словарный запас, грамматика, отсутствие звукового и фонематического восприятия.
Во второй главе работы было проведено экспериментальное исследование, направленное на установление уровня сформированности навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. В рамках данного этапа осуществлена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные экспериментальные данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования. Всего в исследовании приняли участие 30 детей 5-6 лет. В экспериментальную группу вошли 15 детей с общим недоразвитием речи, в контрольную группу – 15 детей с нормальным речевым развитием. Целью исследования являлось выявить уровень развития словообразования (словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, сформировать у детей с общим недоразвитием речи систему словообразования. Для проведения экспериментального исследования использовались методики: «Исследование способности словообразования» (М.М. Алексеева, В.И. Лямина); диагностика сформированности словоизменения (Р.И. Лалаева, И.В. Серебрякова).Пришли к следующим выводам.
1. Баль, Н.Н. Особенности формирования словообразования у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / Н.Н. Баль, М.Г. Рак // Зб. наук. праць Кам’янець-Подiльс. Нац. ун-ту iм. I. Огiенка. Сер. соцiально-педагогiчна / Кам’янець-Подiл. нац. ун-т iм. I. Огiенка. – Кам’янецьПодiльський, 2010. – Вып. 15. – С. 106-110.
2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
3 Брызгалова, С.О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С.О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование : науч.-метод. журн. – 2010. – № 3. – С. 28-32.
4. Волкова, Л.С. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
5. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
6. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Эра, 2008. – 320 с.
7. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 2008. – 210 с.
8. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя // Избр. психол. труды. – Москва–Воронеж, 2001. – С.220-241.
9. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Ю.Н. Кислякова. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 280 с.
10. Кусова, М.Л. Динамика языковой картины мира ребенка дошкольного возраста (от года до пяти лет) / М.Л. Кусова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – Екатеринбург : Эра, 2012. – 180 с.
11. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2009. – 260 с.
12. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М. : Просвещение, 2008. – Гл. 3. – С. 49-75.
13. Леоньев, А.А. Речевая деятельность / А.А. Леоньев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – С. 34-45.
14. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 220 с.
15. Мороз, Л.Н. Методические рекомендации к планированию работы логопедов специализированных дошкольных учреждений и групп при детских садах общего типа для детей с общим недоразвитием речи / Л.Н. Мороз. – Минск : М-во просвещения БССР, 2007. – 220 с.
16. Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т.В. Туманова ; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. – М., 2005. – 46 с.
17. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 220 с.
18. Хохлова, А.А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А.А. Хохлова.– М., 2009. – 21 с.
19. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. – М. : Знак, 2009. – 280 с.
20. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2003. –165 с.
21. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 2007. – 188 с.
22. Ястребова, А.В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М. : АРКТИ, 2001. – 280 с.