Введение
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста как условие их социально-нравственного и личностного развития
1.1 Характеристика сущности понятий «дисциплинированность» и «культура поведения»
1.2 Культура общения в контексте изучения культуры поведения у детей дошкольного возраста
1.3 Методика формирования культуры общения у детей дошкольного возраста
Глава 2 Эмпирическое исследование воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста как условие их социально-нравственного и личностного развития
2.1 Выявление уровня культуры общения у детей дошкольного возраста
2.2 Описание использованных методов и приемов по формированию культуры общения у детей дошкольного возраста
2.3 Сравнительный анализ уровня культуры общения у детей дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение.
В системе современного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственном воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Уже в раннем возрасте знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Важно научить ребенка осмысливать значение определенных правил нравственного поведения личности, при этом учитывая базис навыков культурного поведения, которые были усвоены ребенком ранее.
Этическое образование представляет собой процесс формирования у ребенка представлений об общественной культуре. Важно приобщать дошкольника к сфере нравственности, которая олицетворяет основу формирования личности. При этом основной задаче является воспитание ребенка со здоровыми нравственными понятиями, который будет четко разграничивать понятия добра и зла и будет способен к сопереживанию и выражению нравственных чувств.
Если выделять основной принцип формирования культуры общения ребенка дошкольного возраста, то им является его воспитание в коллективе и через коллектив. Именно по этой причине уже в детском саду детям прививается умения дружной игры, проявления сочувствия, ответственности за свои поступки при участии в общем деле, оказания помощи, проявления дисциплинированности.
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста как условие их социально-нравственного и личностного развития.
1.1 Характеристика сущности понятий «дисциплинированность» и «культура поведения».
В процессе формирования нравственности у дошкольников большую роль играет формирование сознательной дисциплина и поведенческой культуры.
Дисциплина является залогом успешной деятельности человека. Когда человек обладает такими качествами, как пунктуальность, аккуратность, а также в полной мере и соответствии с требованиями выполняет те требования, которые предъявляются к его труду, то он самостоятельно формирует себе базу, которая обеспечивает достижение высоких результатов работы, что впоследствии повышает ее качество. Это является результатом, который несет положительное значение, как для самой личности, так и для общества, в котором он обитает. Дисциплина является таким педагогическим аспектом, который обладает существенным педагогическим потенциалом в вопросах воспитания. Этот потенциал делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создаёт условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения [13, с. 21].
Слово «дисциплина» имеет латинские корни», а в отечественной педагогике этот термин имеет два значения. В первом случае это определенная система знаний, во втором же – обязательное подчинение всех членов одного коллектива определенному порядку. Второе определение имеет непосредственное значение для данного исследования, поэтому выделим его основные положения кратко: порядок, свод правил, подчинение им, соблюдение всеми членами определенного сообщества. Основываясь на этой экстракции, можно сказать, что дисциплина является достаточно специфическим концептом в общей системе морали.
Глава 2 Эмпирическое исследование воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста как условие их социально-нравственного и личностного развития.
2.1 Выявление уровня культуры общения у детей дошкольного возраста.
При осуществлении мероприятия по выявлению уровня и формированию культуры общения у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдать выполнение следующих задач:
анализ педагогическо-воспитательных условий в дошкольном учреждении;
выявление уровня осознанности детей, связанной непосредственно с представлениями о культуре общения;
осуществление проекта по ознакомлению дошкольников с правилами культуры общения;
определение уровня эффективности воспитательной работы при использовании группового ролево-игрового метода проекта в формировании навыков культурного общения.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №110 города Гомеля»
Выборка: в исследовании приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста. Дети для проведения исследования были поделены на две группы:
экспериментальная группа: 13 детей;
контрольная группа: 13 детей.
Заключение.
Важный залог успеха в воспитании культуры поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду. В подобной благоприятной атмосфере воспитания у ребёнка навыки культуры поведения и общения, доброжелательность, привычка находить интересную, увлекающую его деятельность, собранность и организованность постепенно становятся неотъемлемым свойством личности. /При соблюдении правил и учете факторов, формирующих речевой этикет, создается благоприятный климат для взаимоотношений, что способствует эффективности и результативности любых взаимоотношений.
В повседневной педагогической практике педагоги должны стремиться углублять нравственные чувства детей, делать их более стабильными и организованными в отношении к людям, их деятельности и родной стране. Растет осознание детьми нравственных представлений о явлениях общественной жизни и присущих человеку качествах.
Проблемы воспитания культуры поведения в период старшего дошкольного возраста, как и в предыдущих, решаются на основе рационального выбора методов и приемов, их наиболее удачного сочетания, обеспечивающего взаимосвязь учебно-когнитивной и самостоятельной деятельности дошкольников.
1. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №5. – с.51-61.
2. Борисова, Н. О нравственном воспитании дошкольников / Н. Борисова // Дошкольное воспитание / Н. Борисова. – М., 2008. – №5. – С.49.
3. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 2005. — 208 с.
4. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым / В.Н. Зимонина. – М.: Владос, 2004. – 304 c.
5. Картавцева, М. Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста / М. Картавцева. – М.: Педагогика, 2012. – 89 с.
6. Краснощекова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. – М.: Феникс, 2006. – 304 c.
7. Кудрявцева, В. От педагогики повседневности к педагогике развития / В. Кудрявцева // Дошкольное воспитание / В. Кудрявцева. – М., 2005. – №3. – С.54.
8. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2008. – 159 с.
9. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2001. – 176 с.
10. Одинцова, Л. Воспитание навыков культуры поведения в коллективе сверстников / Л. Одинцова // Дошкольное воспитание / Л. Одинцова. – М., 2008. – №1. – С.27.
11. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей в детском саду / С.В. Петерина. – М., 2006. – 96 с.
12. Пикулева, В. Слово на ладошке / В. Пикулева. – М., 2004. – 236 с.
13. Портянкина, Г. Упражнения на закрепление правил культурного поведения / Г. Портянкина // Дошкольное воспитание / Г. Портянкина. — М., 2009. – №3. – С.35.
14. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии. – 2001. – 237 с.
15. Формановская, А.И. Речевой этикет и культура общения / А.И. Формановская. – М.: Высшая школа, 2009. – 159 с.
16. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 2009. – 520 с.
17. Хрипкова, А.Г. Мир детства. Дошкольник /А.Г. Хрипкова. – М.: Педагогика, 2007. – 2-е изд. – 400 с.
18. Чуканова, З. Дайте, пожалуйста / З. Чуканова // Дошкольное воспитание / З. Чуканова. – М., 2000. – №2. – С.38.
19. Швачкин, Н.Х. Психологический анализ ранних суждений ребёнка / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии речи и мышления / Н.Х. Швачкин. – М.: изд-во Ак.Пмел РСФСР, 2004. – №54. – С.76.
20. Эльконин, Д.Б. Основные вопросы теории игры / Д.Б. Эльконин // Психология и педагогика игры дошкольника / Д.Б. Эльконин. – М., Просвещение, 1966. – 560 с.
21. Юдина, Н. Уроки вежливости / Н. Юдина // Дошкольное воспитание / Н. Юдина. – М., 2008. – №4. – С.37.