Введение
Глава 1 Модели коррекции детско-родительских отношений в целях снижения тревожности, агрессивности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность понятий «агрессивность и тревожность» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности проявлений агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Методы и приемы коррекции детско-родительских отношений в целях снижения агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2 Формы, методы и приемы профилактики и коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методы проведения исследования агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка рекомендаций по профилактике и коррекции агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современное время значительно увеличился научный интерес к проблемам детской тревожности и агрессивности. Предметом научных исследований является изучение различных психических состояний: «беспокойство», «тревожность», «агрессивность» и др.
Изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ специалистов разного профиля. В психологической литературе «тревога» большинство авторов трактует как индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека часто испытывать сильные тревоги в относительно небольших случаях. Это рассматривается либо как личное воспитание, либо как особенность темперамента, связанная со слабостью нервных процессов, либо, как и то и другое.
Многие современные исследования отражают специфику развития тревоги у детей с трех лет (Е.Г. Абакарова, Г.М. Бреслав, А.М. Прихохан и др.). Большинство авторов отмечают, что число обеспокоенных детей, отличающихся повышенной тревогой, неопределенностью и эмоциональной нестабильностью, постоянно растет. В связи с этим решение проблемы беспокойства детей требует максимально раннего определения тревоги с целью дальнейшего исправления и профилактического содержания.
Не менее актуальным на современном этапе является изучение проблемы агрессивного поведения людей. Средства массовой информации ежедневно сообщают о любых актах агрессии или насилия. За последнее десятилетие в мире, в том числе в нашей стране, участились акты насилия, сопряженные с особой жестокостью в отношении людей. Проблема повышения агрессивности детей особенно остро стоит в настоящее время. Учителя и родители с растущей тревогой отмечают, что многие дошкольники, в зависимости от окружающей их среды, ведут себя агрессивно, цинично, необразованно и совершают недостойные действия против других. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных проблеме агрессивного поведения, остаются открытыми ключевые вопросы, связанные с природой и причинами детской агрессии.
Ученые разных теоретических направлений (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Барон, Р. Уолтерс и др.) предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его социально-психологических механизмов. Несмотря на разнообразие интерпретаций этого явления, под агрессивностью вообще понимается умышленное причинение физического или психического вреда другому человеку.
ГЛАВА 1 МОДЕЛИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСТКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕЛЯХ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ, АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятий «агрессивность и тревожность» в психолого-педагогической литературе
Проблема тревоги и агрессивности актуальна в психолого-педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Различные авторы, в зависимости от своих позиций и целей, по-разному интерпретировали их суть.
Так, А.М. Прихохан отмечает, что тревога – это эмоциональный дискомфорт, связанный с предвидением дисфункции и ощущением неминуемой опасности. Существует различие между тревогой как эмоциональным состоянием и как стабильным свойством, чертой личности или темпераментом [31, с. 167].
Г.М. Бреслав определяет тревогу как черту личности, которая отражает снижение порога чувствительности к различным стрессовым агентам [5, p.99]. Тревога выражается в постоянном ощущении угрозы самому себе в любой ситуации, тревога – это склонность испытывать тревогу, характеризующаяся низким порогом тревожной реакции: одним из основных параметров индивидуальности [5, с. 123]. Одной из основных причин беспокойства Е.Г. Аббакарова считает отказ родителей от ребенка при наличии у него чувства неуверенности, неуверенности и тревоги [1, c. 169].
Подчеркивается, что если у ребенка нет эмоциональных потребностей, то потребность в общении с людьми может вообще не сформироваться, что приводит к отчуждению, отторжению окружающей среды, ожиданию угрозы со стороны мира. Е.Г. Аббакарова подтверждает этот факт, ссылаясь на исследование Ю.М. Антоняна, выделившего три фазы индивидуальной тревоги [1, с. 177]: возникновение тревоги, накопление негативных бессознательных переживаний, в том числе скрытого характера, состояние истощения, проявляющееся в насильственных действиях в ответ на психогенное воздействие окружающей среды.
3. Фрейд высказал две точки зрения на тревогу [36]. Во-первых, беспокойство возникает в результате смещения сексуальных желаний, выписка сексуальных желаний наталкивается на препятствие и вызывает физическое напряжение в организме, которое трансформируется в беспокойство. Согласно второй точке зрения, беспокойство возникает в результате страха перед теми побудительными мотивами, выявление или следование которым создает внешнюю опасность, и мы имеем в виду не только сексуальные побуждения, но и афазовые мотивы.
ГЛАВА 2 ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы проведения исследования агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста
Целью данной курсовой работы является провести анализ существующих форм и методов коррекции детско-родительских отношений в целях снижения уровня тревожности и агрессивности детей старшего дошкольного возраста, а также предложить рекомендации для профилактики в данном направлении. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, направленное на установление уровнем тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено экспериментальное исследование, направленное на исследование уровня тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Выборка: в исследовании приняло участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста мужского и женского пола (в возрасте 5-6 лет).
Для проведения экспериментального исследования использовались диагностические методики для определения уровня тревожности и агрессивности старших дошкольников:
– тест тревожности – авторы Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
– тест «Уровень агрессивности ребенка» – авторы Г.П. Лаврентьев, Т.М. Титаренко.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тревожность – это психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными неприятностями. Агрессивность – это черта личности либо кратковременное эмоциональное состояние, которое проявляется в открытой злобе, недовольстве, стремлении к самоутверждению за счет других. Агрессивность предполагает действие напролом, грубое преследование собственных целей, неуважение к чувствам и эмоциям других людей.
Особенностями проявления тревожности и агрессивности является: проявление беспокойства и тревоги, большого количества страхов в ситуациях, в которых ребенку, казалась бы, ничего не грозит; проявление особой чувствительности, наличие низкой самооценки, зажатость и напряженность в общении; склонность к вредным привычкам. А также враждебность по отношению к взрослым и сверстникам, недоверие к окружающим, болезненное самолюбие, потребность в абсолютном самоутверждении.
Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах, на раскрытие потенциальных творческих резервов человека. А.А. Осипова выделяет социально-психологическую подготовку как средство коррекции взаимоотношений детей и родителей, а также метод снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Е.Б. Ковалева обратила внимание на то, что на рост тревоги старших дошкольников влияют эмоциональные взаимоотношения между родителями и детьми. В результате ребенок находится под давлением родителей. В качестве коррекции беспокойства у детей она предложила влиять на их самосознание через их уровень развития. Для формирования позитивного типа отношений между родителями и детьми необходимо формирование у родителей педагогической грамотности. Исследователи обращают внимание на то, что тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-психологический) может быть использован для коррекции отношений ребенок-родитель. В работе с родителями используются как коллективные, так и индивидуальные формы труда.
1. Аббакарова, Э.Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения / Э.Г. Аббакарова. – Ставрополь: СГУ, 2003. – 210 с.
2. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений /А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Педагогика, 2000. – 508 с.
3. Беневольская, Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте / Т.Б. Беневольская // Психологическая наука и образование. –2007. – №1. – С.49-59.
4. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. – 342 с.
5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 298 с.
6. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Сфера, 2014. – 416 с.
7. Веракса, А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 216 с.
8. Волкова, Е.В. Скажем «нет» агрессии! / Е.В. Волкова // Психологическая газета. – 2003. – № 5. – С.17-21.
9. Егошкин, Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. Канд. Психол. Наук. / Ю.В. Егошкин. – М.: Наука, 2005. – 132 с.
10. Заостровцева, М.Н. Агрессивность дошкольников. Коррекция поведения / М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина. – СПб.: Сфера, 2012. – 314 с.
11. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 209 с.
12. Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. Канд. Психол. Наук / О.Н. Истратова. – М.: Педагогика, 2008. – 198 с.
13. Кириллова, Е.А. Тревожный ребенок / Е.А. Кириллова, Е.Э. Беляева – Харьков: Ранок, 2014. – 310 с.
14. Ковалева, Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: монография: канд. псих.наук. – М.: Иркутск, 2008. – 172 с.
15. Корниенко, А.А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / А.А. Корниенко. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 209 с.
16. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 374 с.
17. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.– 2-е изд., испр. И доп.– Ростов н/Д: Феникс, 1999.– 512 с.
18. Крэйхи, К. Социальная психология агрессии / К. Крэйхи.– СПб.: Питер, 2003. – 336 с.
19. Кузнецов, Ю. Секреты поведения детей / Ю. Кузнецов, Л. Велькович. – М.: Детство 2014. – 287 с.
20. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / Т.А.Куликова, С.А. Козлова. – М.: Академия, 2012. – 456 с.
21. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц // Вопросы философии. – 2002. – №3. – С.39.
22. Мелешкевич, О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА) / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. –М.: Детство, 2015. – 312 с.
23. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2003. – 319 с.
24. Осипова, А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А.А. Осипова. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.
25. Основное общее образование. Федеральный государственный образовательный стандарт. Сборник нормативно-правовых материалов / под ред. М. Киселевой. – С-Пб.: Сфера, 2014. – 152 с.
26. Островская, Е.Н. Главные правила поведения для воспитанных детей / Е.Н. Островская. – М.: Гиперион, 2012. – 287 с.
27. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.
28. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М.: Образование, 2007. – 368 с.
29. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. Практическое руководство / А.Б. Петрова. – М.: Флинта, 2012. – 345 с.
30. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: Академия, 2005. – 256 с.
31. Прихожан, А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2013. – 109 с.
32. Сазонова, Н.П. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье / Н.П. Сазонова, Н.В. Новикова. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 391 с.
33. Семенака, С.И. Учим детей доброжелательному поведению / С.И. Семенака. – М.: Флинта, 2012. – 284 с.
34. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. –Воронеж, 2006. – 96 с.
35. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 285 с.
36. Фрейд, З. «Яи Оно»[Электронный ресурс] / З.Фрейд. – М.: Норма, 2005. – Режим доступа:http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/ Psihol/freyd/ya_ono. Php.
37. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э.Фромм. – АСТ., 2004. – 635 с.
38. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения. Пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М.: ВЛАДОС, 2013. –298 с.
39. Хузеева, Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников: монография / Г.Р. Хузеева. – М.: МПГУ, 2002. – 130 с.
40. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 360 с.