Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей профессионального выгорания у лиц социономических профессий
1.1 Понятие «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание» и его особенности
1.2 Психологические особенности лиц, работающих в сфере социономических профессий
1.3 Профессиональное выгорание лиц социономических профессий
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания лиц социономических профессий
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни человека. В то же время, роль профессии не только позитивна, но иногда негативна и даже разрушительна по отношению к человеку. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, который снижает эффективность профессиональной деятельности и негативно сказывается на личности и здоровье.
Наиболее подвержена синдрому выгорания категория представителей социономических профессий. Основными факторами, способствующими их выгоранию, являются ежедневная психическая перегрузка, самоотверженная помощь, высокая ответственность, дисбаланс между интеллектуальными и энергетическими затратами и моральным и материальным вознаграждением, конфликты ролей, поведение пациентов, учеников, клиентов. Кроме того, большинство представителей социальных профессий составляют женщины, поэтому профессиональные стрессогенные факторы дополняются домашней работой и нехваткой времени для семьи и детей.
В современном мире широкое распространение получил синдром эмоционального или профессионального выгорания у лиц, работающих в сфере «человек - человек». Данная сфера включает в себя профессии, связанные с непосредственным взаимодействием с людьми. К таким профессиям можно отнести: учитель, врач, психолог, парикмахер и т.д.
Для успешной работы в этой профессии необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их особенности, понимать их характер, а также приобретать знания в соответствующей области производства, науки и искусства.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЛИЦ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
1.1 Понятие «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание» и его особенности
Эмоциональное выгорание – это постепенное снижение позитивного отношения к работе, вплоть до полного отвращения, депрессии и/или других проявлений, которые существенно снижают качество жизни и могут привести, в том числе, к соматическим заболеваниям. Этот термин был введен в 1974 году психиатром из Соединенных Штатов Америки Гербертом Фройденбергером, который назвал его «выгоранием» и описал его как «состояние физического или психического истощения, вызванного профессиональной жизнью» [2, с. 225].
Также по мнению представителей трансактного анализа, синдром эмоционального выгорания – это процесс постепенной потери эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физической усталости, личной отстраненности и снижении удовлетворенности работой. Считается, что это результат слабого решения стресса на рабочем месте. В статье рассматриваются критерии диагностики, методы профилактики и терапии [20, с. 22].
Отношение людей к труду в обществе меняется. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в безопасности труда. Усиливается конкуренция за престижные и высокооплачиваемые рабочие места. Параллельно происходят процессы узкой специализации в профессии и, в то же время, глобализации со смежными отраслями. Спрос на рынке труда быстро меняется. Рейтинг ряда социально значимых профессий - медицинских работников, учителей, ученых - падает.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЦ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: Гатовский ясли-сад №1, РНПЦ "Мать и Дитя". В исследовании приняли участие 25 воспитателей Гатовского ясли-сада №1, а также 25 медицинских работников РНПЦ «Мать и дитя» в возрасте от 25 до 50 лет. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Объект исследования: профессиональное выгорание.
Предмет исследования: профессиональное выгорание у лиц социономических профессий.
Гипотеза эмпирического исследования: у представителей социономических профессий наблюдается высокий уровень синдрома эмоционального выгорания в связи с постоянной работой с людьми.
Анализ литературы показал, что профессиональное или эмоциональное выгорание представляет собой психическое и эмоциональное истощение на фоне профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание возникает в силу как психических, так и социальных причин.
Эмоциональное выгорание характерно в большей степени для представителей социономических профессий, т.к. они подразумевают под собой постоянное взаимодействие с людьми.
С целью изучения особенностей эмоционального выгорания представителей социономических профессий нами было проведено эмпирическое исследование. Нами были получены следующие результаты:
1. Высокий уровень эмоционального выгорания (60%) характерен для воспитателей детских садов. Низкий уровень эмоционального выгорания очевиден у 15% респондентов.
2. Высокий уровень эмоционального выгорания (72%) характерен и для медицинских работников РЦ "Мать и дитя". Низкий уровень эмоционального выгорания наблюдается только у 4% респондентов.
3. Сравнивая результаты исследования, мы обнаружили, что две категории респондентов характеризуются высоким уровнем выгорания, но для медицинских работников этот процент выше.
4. Сравнение степени выраженности симптомов эмоционального выгорания между группами показало, что у медицинских работников более выражены, чем у воспитателей, такие симптомы эмоционального выгорания как: переживание психотравмирующих обстоятельств; неадекватное эмоциональное реагирование; сферы экономии эмоций; эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; психосоматические и психовегетативные нарушения.
1. Абулъханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. / К.А. Альбуханова-Славская – М.: Наука, 2000. – 236с.
2. Абулъханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. / К.А. Альбуханова-Славская – М.: Мысль, 2001. – 336с.
3. Абулъханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. / К.А. Альбуханова – М.: Московский психолого- социальный институт, 2009. – 258с.
4. Агапова, М. В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности. Дис. . канд. психол. наук. / М.В. Агапова. – Ярославль: Академия, 2004. – 458с.
5. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов. / О.И. Бабич – Хабаровск: КАВ, 2007 – 125с.
6. Безносое, С.П. Профессиональная деформация личности. / С.П. Безносоею – СПб.; Речь, 2004. – 342с.
7. Бессонова, Ю.В. Формирование профессиональной мотивации спасателей. Дисс. .канд. психол. наук. М.: Академия, 2003. – 258с.
8. Бодров, В. А. Психологические исследования профессионализации личности / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. / В.А. Бодров – М., 2001. – С. 3-26.
9. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001.– 269с.
10. Бодров, В.А. Удовлетворенность работой как субъективный показатель профессиональной пригодности // ЧФ: Проблемы психологии и эргономики, 2007. – С. 24-28.
11. Бодров, В.А. Удовлетворенность работой как критерий профессиональной пригодности субъекта труда / Тенденции развития психологической науки. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – С. 187-188
12. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2009. – 241с.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций. / В.В. Бойко – СПб.: Питер, 2004. – 235с.
14. Большакова, Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников. Дисс. канд. психол. наук. / Т.В. Большакова. – Ярославль: Университет, 2004. – 147с.
15. Величковская, С.Б. Зависимость возникновения стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов. Дисс. .канд. психол. наук. / С.Б. Величковская – М.: Академия, 2005. – 247с.
16. Водопьянова, Н.Е., Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Е.С. Старченкова – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008 – 289с.
17. Горохова, М.Ю. Роль личностного фактора в возникновении и развитии феномена "эмоционального выгорания". Дис. . канд. психол. Наук. / М.Ю. Горохова. – М.: Форум, 2004. – 358с.
18. Джуэлл, Линда. Удовлетворенность работой / JL Джуэлл. Индивидуально-организационная психология. / Л. Джуэлл– 4-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 368с.
19. Додонов, Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. / Б.И. Додонов – 2005. – №6. – С. 21-33.
20. Осухова, Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье. – Н.Г. Осухова, 2003. – № 9. – С. 22-24.
21. Полякова, О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление. / О.Н. Полякова – СПб: Речь, 2008. – 144с.
22. Рогозинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. / Т.И. Рогозинская, 2002. – № 2. – С.95- 98.
23. Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания // Медицинская газета. / Н.В. Самоукина, 2005. – №43. – С.21-22.
24. Самоукина, Н.В. Управление персоналом: российский опыт. / Н.В. Самоукина – СПб: Питер, 2003. – 235с.
25. Сидоров, П.И. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. / П.И. Сидоров, 2005. – № 43. – С.14 -17.
26. Выгорание представителей разных профессий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1664989/page:11/.
27. Профилактика эмоционального выгорания специалистов профессий группы риска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dgr.ru/psychology/otvety/38.
28. Профессиональное выгорание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studref.com/412675/sotsiologiya/professionalnoe_vygoranie.