Введение
Глава 1. Фигура Уильяма Фолкнера в Американской литературе конца 19-го – начала 20-го века
1.1 Специфика литературы США в конце 19-го – начале 20-го века
1.2 Творческий путь и специфика романов Уильяма Фолкнера
Глава 2. Специфика художественного повествования в романе Уильяма Фолкнера «Свет в августе»
2.1 Система образов в произведении
2.2 Повествовательные техники в романе «Свет в августе»
2.3 Особенности хронотопа: округ Йокнапатофа
2.4 Авторская интенция в романе «Свет в августе»
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже 19-го и 20-го веков в европейской и американской литературе начинает развиваться такое художественное направление, как модернизм (от англ. modern – новый). Среди общих черт данного литературного направления следует отметить нарочитую усложненность формы, субъективность авторского повествования, интерес к бессознательным пластам сознания (психоаналитическая теория З. Фрейда), стремление к разрушению литературных (и культурных в том числе) традиций с изобретением новых, а также концепция «искусства ради искусства».
Американский писатель Уильям Катберт Фолкнер (William Cuthbert Faulkner, 1897-1962) известен как яркий представитель модернизма, тематика творчества которого сконцентрирована на показе жизни южных регионов США, откуда сам писатель был родом. Период жизни и деятельности У. Фолкнера совпал со становлением и развитием американской прозы в целом. В литературоведческих кругах У. Фолкнера чаще всего причисляют к модернистской художественной парадигме, однако данное утверждение вызывает споры. Так, например, некоторые исследователи утверждают, что У. Фолкнера следует рассматривать как реалиста, который пользуется повествовательными приемами модернистской художественной системы, в частности техникой потока сознания.
Несомненным остается одно – отличительной чертой творчества У. Фолкнера является усложненное художественное повествование, которое призвано показать внутренний мир героев. Своего пика техника потока сознания достигает в романе «Шум и ярость» («The Sound and the Fury», 1929), который принес писателю наибольшую известность. В свою очередь роман «Свет в августе» («Light in August» 1932), хотя и повествует о том же вымыленном округе Йокнапатофа на юге США, отличается большим разнообразием повествовательных техник.
ГЛАВА 1. ФИГУРА УИЛЬЯМА ФОЛКНЕРА В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА 19-ГО – НАЧАЛА 20-ГО ВЕКА
1.1 Специфика литературы США в конце 19-го – начале 20-го века
Американская литература конца 19-го – начала 20-го века, или американская литература «рубежа веков», – это важнейший период в истории и культуре США. Отмена рабства очистила дорогу для экономического прогресса, а массовая иммиграция способствовала увеличению производственного, научного и культурного потенциала. Социальные процессы после Гражданской войны, перемены в мироощущении и менталитете американцев нашли отражение в литературе.
В этот период в США развивалось несколько литературных направлений:
1. Реализм. В отличие от Европы, где он давно уже занимал ведущее положение, в США он только начал формироваться.
2. Натурализм. Особенность американского натурализма заключается в том, что он заявил о себе практически одновременно с реализмом.
3. Неоромантизм. Школа Дальнего Запада и жанр вестерна воплотили в себе все принципы неоромантизма [6, с. 22-23].
Как можно заметить, американская литературная периодизация отлична от европейской, так как на рубеже веков в Европе уже процветал модернизм. Литературное модернистское искусство начинает свой расцвет в США между двумя мировыми войнами – в период, который традиционно получает название позднего модернизма в Европе. Первая мировая война, из которой американцы вышли победителями, оказала сильное влияние на жизнь страны и социальные настроения в целом.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ УИЛЬЯМА ФОЛКНЕРА «СВЕТ В АВГУСТЕ»
К наиболее сложным, по мнению К. А. Степаняна, романам У. Фолкнера относятся романы «Шум и ярость», «Когда я умирала» («As I Lay Dying», 1930) и «Свет в августе» [10, с. 33]. Несмотря на то что писатель использует множество модернистских приемов, они не являются самоцелью. В отличие от многих модернистов, форма не начинает преобладать над содержанием в романах У. Фолкнера. Для Фолкнера главное — показать всю сложность, многомерность изображаемой жизни, невозможность сведения ее к однозначным определениям. А ключевым лейтмотивом становится борьба человека с самим собой.
2.1 Система образов в произведении
Следует начать с названия романа «Свет в августе» и пояснить, почему автор выбирает именно это заглавие для своего произведения. Сам У. Фолкнер высказывался об этом подобным образом: «…in August in Mississippi there’s a few days somewhere about the middle of the month when suddenly there’s a foretaste of fall, it’s cool, there’s a lambence, a soft, a luminous quality to the light, as though it came not from just today but from back in the old classic times. It might have fauns and satyrs and the gods and – from Greece, from Olympus in it somewhere. It lasts just for a day or two, then it’s gone… the title reminded me of that time, of a luminosity older than our Christian civilization» [15].
Примечательно в данном контексте то, что сперва, в 1931, У. Фолкнер начинал работать над рассказом под названием «Темный дом» («Dark House»), который позднее стал романом [18, p. 115]. Таким образом, название романа также вплетается в образную систему произведения. Из слов У. Фолкнера следует, что такого рода мимолетный свет – будто отголосок неких старых времен, тогда как в самом романе атмосфера характеризуется мрачностью. Так, например, достаточно упомянуть то, что главной темой произведения становится тема отчуждения персонажей, т.к. все из них по тем или иным причинам являются изгоями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
Литературный процесс в Америке с конца 19-го до начала 20-го века характеризуется: 1. позднем зарождением реализма, который в начале 20-го века углублялся и развивался, соседствуя с модернизмом; 2. зарождением так называемой литературы «потерянного поколения», основной темой которой является послевоенное разочарование; 3. интерес к жизни регионов, регионализм, который проявляется у авторов «южной школы». У. Фолкнера причисляют к «южной школе» наряду с такой популярной американской писательницей, как М. Митчелл. Творчество Фолкнера пользовалось большой популярностью у критиков, однако не привлекало читателей ввиду повествовательной сложности. Главной работой всей жизни писателя становится «Йокнапатофская сага», над которой он проработал 1929 года и до конца жизни. Творчество писателя зачастую мрачно и жестоко, однако живо и наполнено страстями, а в фокусе его произведений находится жизнь американского юга.
Романе «Свет в августе» демонстрирует типичную для литературы модернизма биполярность мира. Одна сторона представлена персонажами, способными вырваться за рамки собственного прошлого, травм, проблем повседневности, а другая группа персонажей бездеятельна и статична. Роман имеет полифоническую структуру, его полинарратив складывается из отдельных повествований Лины Гроув, Джо Кристмаса и Гейла Хайтауэра, которые почти никогда не пересекаются между собой. Автор использует несколько времен, включает в структуру повествования фрагменты потока сознания, прямую речь героев – все это ведет в повествовательной разорванности.
В критике, посвященной «Свету в августе», встречаются полностью противоречащие друг другу точки зрения. К примеру, Р. Чейз считает, что пространственное измерение в романе преобладает над временным, а время не заботит никого из героев, кроме Хайтауэра. В то время как М. Миллгейт строит свою систему на озабоченности персонажей проблемой времени. Д. Эбел определяет время и пространство в романе как динамичные, находящиеся в становлении и вечном движении. А. Кейзин же считает, что для персонажей движения и времени нет.
1. Анастасьев Н. А. Владелец Йокнапатофы (Уильям Фолкнер) / Н. А. Анастасьев. – М.: Книга, 1991. – 416 с.
2. Грибанов Б. Т. Фолкнер / Б. Т. Грибанов. – М. : Мол. гвардия, 1976. – 350 с.
3. Делазари И. А. Аксиологические модели в структуре художественного мира У. Фолкнера : автореф. дис. канд. филол. наук / И. А. Делазари. – СПб, 2003. – 19 с.
4. Зверев А. М. Модернизм в литературе США : формирование, эволюция, кризис / А. М. Зверев. – Москва : Наука, 1979. – 318 с.
5. Мороз Н. А. Пространственно-временные отношения и внутренний мир героя в романах У. Фолкнера 1920-1930-х годов : автореф. дис. канд. филол. наук / Н. А. Мороз. – М., 2006. – 21 с.
6. Несмелова О. О. История американской литературы : учебное пособие / О. О. Несмелова, О. Б. Карасик. – Казань : Казан. ун-т, 2017. – 80 с.
7. Савуренок А. К. Романы У. Фолкнера 1920-1930-х годов / А. К. Савуренок. – Л. : Издательство ЛГУ имени А. А. Жданова, 1979. – 145 с.
8. Семенова Л. Н. Принципы композиции в романе У. Фолкнера «Свет в августе» (в оценке американской критики) // Стилистические исследования художественного текста / Л. Н. Семенова. – Якутск : Изд-во ЯГУ, 1991. – С. 180-205.
9. Староверова Е. В. Американская литература / Е. В. Староверова. – Саратов : Лицей, 2005. – 220 с.
10. Степанян К. А. Анализ проблематики и стиля романов У. Фолкнера / К. А. Степанян //Вестн. обществ, наук 1976. – №1. – С. 31-41.
11. Тарханова Л. Н. Фолкнер У. Осквернитель праха // «Иностранная литература» / Л. Н. Тарханова. – 1968. – №2. – С. 132.
12. Толмачев В. М. Зарубежная литература XX века : учебник для академического бакалавриата : в 2 т. / В. М. Толмачев, И. В. Кабанова, Д. А. Иванов [и др.] ; под ред. В. М. Толмачева. – Т. 1. – 3-е изд., пер. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 430 с.
13. Фолкнер У. Свет в августе / У. Фолкнер ; пер. В. П. Голышев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://loveread.ec/view_global.php?id=36129.
14. Adams R. P. Faulkner : myth and motion. – Princeton University Press, 1968. – 260 p.
15. American Literature [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.amerlit.com.
16. Bassett J. William Faulkner, The Critical Heritage / J. Bassett. – Boston: Routledge and Kegan Paul, 1975. – 422 p.
17. Gwynn F. L Faulkner in the University / F. L Gwynn, J. L. Blotner ; with an introd. by D. Day. – Charlottesville : University Press of Virginia, 1959. – 294 p.
18. Hamblin, R. W. A William Faulkner Encyclopedia / Robert W. Hamblin, Charles A. Peek. — Greenwood : Greenwood Publishing Group, 1999. – 417 p.
19. Ruppersburg H. Reading Faulkner : Light in August / H. Ruppersburg. – Jackson : University Press of Mississippi, 1994. – 339 p.
20. William Faulkner: The Contemporary Reviews / ed. by M. Th. Inge, R. E. Blackwell. – Cambridge : Cambridge University Press, 1995. – 573 p.