ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СПОРСТМЕНОВ
1.1 АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ»
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Стрессовые ситуации в значительной мере оказывают влияние на физическое и психологическое здоровье людей. Характер современной социальной ситуации предъявляет высокие требования к адаптационным возможностям каждого человека. В связи с этим изучение защитных механизмов поведения личности является одним из актуальных вопросов психологии личности.
Труд в области большого спорта, полный психического, морального и этического напряжения, принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека.
Деятели спортивной индустрии – это одна из социальных групп населения, которая не только испытывает на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, но и сталкивается с самыми разнообразными проблемами своих подопечных, своего здоровья, что в итоге обуславливает значительную социально-психологическую нагрузку [5].
Высокий уровень напряженности профессиональной деятельности требует от спортсменов больших резервов психики, самообладания, навыков саморегуляции [3].
Психологическая защита – понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.
Механизмы психологической защиты предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. Начиная с работ 3. Фрейда, проблема психологической защиты была и остается предметом пристального внимания представителей самых разных психологических школ и направлений.
К проблеме исследования психологической защиты обращались многие зарубежные психологи (А. Фрейд, Ф. Перлз, К. Хорни, К. Роджерс, Дж. Вэйлант, Р. Лазарус, В. Райх, Р. Плутчик, Б.В. Зейгарник, Ф. Е. Василюк, В.И. Журбин и др.).
С точки зрения психологии , проблема адаптации и использования механизмов психологической защиты также является достаточно актуальной. Под данными терминами в совокупности понимается состояние приспособления или сам процесс приспосабливания социальной системы (личности, социальной группы, организации, общности, института, общества, цивилизации и т.д.) к внутренним и внешним изменениям. Эти изменения происходят путем изменения как социальных стереотипов поведения, личностных ценностей человека, так и внутренней структуры самой системы и функций [17].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СПОРСТМЕНОВ
1.1 Анализ категории «психологические защиты»
Термин «защита» впервые появился в 1894 году в работе 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы». Далее в работе «Этиология истерии» (1900) этот феномен использовался для описания борьбы Эго против неприемлемых, болезненных мыслей и аффектов. [15].
Защитные механизмы – это сознательная стратегия, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Оно и встречного давления со стороны Сверх–Я [15].
Фрейд считал «психологической защитой» форму разрешения конфликта между влечениями и социальными требованиями [15]. Он полагал, что Я реагирует на угрозу прорыва импульсов Оно двумя путями:
– блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или
– искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
– они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и
– они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
Следует также заметить, что люди редко используют какой–либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги.
Исходя из этого понятие «адаптация» может иметь различные значения. Это, как правило, зависит от того, какие исследуются механизмы адаптации: психологические, физиологические, социальные или биологические. Что касается биологического – низшего элементарного уровня, но в то же время базового и фундаментального, то он оказывает влияние на более сложные вышележащие уровни адаптации человека. Человек по своей природе является сложной биологической, физиологической и социально-психологической системой, что и определяет особенности его адаптации касательно различных уровней. Биологическая адаптация имеет ряд особенностей, среди которых относительная независимость человека от природных условий, возможность превращать природное в социальное и создавать природу самостоятельно. [13]
Для того, чтобы включиться в систему, человеку необходимо выработать новые стереотипы поведения, которые характерны для новой группы, изучить и принять нормы и ценности, которые лежат в основе поведения в данной культуре или группе, а также приобрести, развить и закрепить для себя новые умения и навыки. В данном процессе существенную роль играет процесс формирования и использования психологических защит. [13]
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СПОРТСМЕНОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью нашей работы стало выявление особенностей психологических защит спортсменов.
Для достижения поставленной цели исследования предполагалось решение следующих мини-задач:
1. Выявить преобладающие психологические защиты спортсменов;
2. Описать особенности защитного поведения спортсменов.
Для решения первой задачи нами был проведен опрос с помощью методики диагностики психологических защит личности. Для решения второй задачи был проведен частотный анализ полученных данных. Для решения третьей задачи, полученные данные подвергались анализу и интерпретации.
Объект данного исследования — психологические защиты.
Предмет — психологические защиты спортсменов.
Цель исследования — проанализировать особенности проявления психологических защит спортсменами.
Гипотеза исследования: существуют статистически значимые различия в использовании психологических защит женщин-спортсменов и мужчин-спортсменов.
Для проведения исследования нами были применены следующие методики:
1) Тест-опросник для измерения степени использования индивидом различных механизмов психологической защиты. защиты Р. Плутчика в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Р. Контом в адаптации.
2) Опросник «Способы совладающего поведения» (Копинг-стратегии).
На заключительном этапе осуществлён анализ и интерпретация полученных результатов.
Выборка исследования: 20 спортсменов.
Вид спорта: Легкая аттлетика.
По полу наша выборка составила: 20 % женщин и 80 % мужчин.
Далее спортсмены были опрошены нами на наличие спортивного разряда.
У 10% первый юношеский спортивный разряд, у 10 % – второй юношеский, 40 % имеют разряд кандидата в мастера спорта (КМС), 20 % являются мастерами спорта. И у 20 % спортсменов спортивный разряд отсутствует.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время существует достаточное большое количество подходов к пониманию феномена психологической защиты личности. Если обобщать точки зрения различных авторов, то можно сделать вывод о том, что психологическая защита – это механизм, который включается в ситуации конфликта или стресса с целью снять уровень напряжения и снизить тревогу. Таким образом, психологической защитой принято считать механизм, который действует в ситуации конфликта и направлен на снижение чувства тревоги, определяющейся конфликтом (З. Фрейд).
Наиболее известные и распространенные защитные механизмы личности (по З. Фрейду): отрицание, вытеснение, проекция, интроекция, регрессия, формирование реакции, изоляция, уничтожение, борьба «я» с самим собой, обращение и сублимация. Р. Плутчик в свою очередь в свое теории выделил следующие механизмы психологической защиты: вытеснение, регрессия замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация.
В настоящее время нет информации о том, каким образом личность выбирает конкретный механизм психологической защиты в определенной ситуации, однако есть теории о том, что это может быть связано с детским опытом, а также стадией психосексуального развития (фиксацией на определенной стадии). Составляющей механизма психологической защиты является защитный механизм.
Достаточно актуальным является вопрос исследования психологических защит спортсменов. В настоящее время не существует единого и универсального социально-психологического портрета спортсменов, который мог бы помочь выявить взаимосвязь между личностными характеристиками спортсменов и использованием ими психологических защит. Однако многие авторы выделяют ряд социально-психологических характеристик, которые могут описать личность спортсмена. Среди таких характеристик наиболее часто выделяют: агрессивность, абстрактность мышления, твердость к оценке себя и других, уверенность в своих действиях, забота о своем теле, авторитарные способности и другие. В результате теоретического анализа литературы можно отметить, что в основном изучается личность и социально-психологические характеристики тренеров и спортсменов высшего класса. Таким образом, разработка социально-психологического портрета спортсмена нуждается в продолжении проведений социально-психологических исследований.
Считается, что только при условии обладания определенными личностными характеристиками, особенностями нервной системы, черт характера, психологических защит и стратегий совладания спортсмен может добиться успеха и высоких результатов.
1. Грановская, Р.М. Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. – СПб.: Знание, 2009. – 352 с.
2. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита /монография. – М.: Издательство Перо, 2014 – 160 с.
3. Куттер, П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов / П. Куттер. – СПб.: Б.С.К., 2007. – 356 с
4. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания сострессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) : учеб.пособие / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. – Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия,2013. – 98 с.
5. Никольская, Н.М. Психологическая защита у детей / Н.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПБ.: Речь, 2001. – 507 с.
6. Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем.шк., 2017 – 496с.
7. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности :учебное пособие/Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. –. 2-е изд. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. – 132 с.
8. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Издательство «Талант», 2006. — 144 с.
9. Столяров, В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ) : монография / В.И. Столяров . – Бишкек, Издательство «Максат», 2015. – 465 с.
10. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.. 2010. - С.148-184.
11. Фрейд, 3. Торможение, симптом и тревога /З. Фрейд. – М.: СТД, 2008. – 134 с.
12. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика-Пресс, 2013. – 144 с.
13. Фрейд, З. Психология бессознательного: Сб. произведений / З. Фрейд; сост,, науч. ред,, авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 2010. – 448 с.
14. Чумакова, Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия :дис. … канд. психол. наук: 19.00.11 /Е.В. Чумакова [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 1998. – 184с. – Режим доступа :http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-zashchita-lichnosti-v-sisteme-detsko-roditelskogo-vzaimodeistviya .
15. Шмидбауэр, В. Вытеснение и другие защитные механизмы/Пер. с нем. А.М. Боковикова//. Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие. – М.: ЗАО. MГ Менеджмент; Interna, 2008 – 800 с.
16. Lazarus R. S. and Launier R. Stress-Related Transactions between Person and Environment // L. A. Pervin, M. Lewis (eds). Perspective in International Psychology N. Y: Plenum, 2008. P. 287-327.
17. Freud,A. The Ego and the mechanisms of defense /А. Freud // Thewritings of Anna Freud, Vol.2, London, 2017.
18. Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. – № . – С. 15-25.
19. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М.: Просвещение, 2008. – 341 с.
20. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис, функционирование, диагностика / Е.С. Романова. – М.: Просвещение, 2006. – 222 с.
21. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Академия, 2009. – 214 с.
22. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд. Моск. ун-та, 2000. – 299 с.
23. Толочек, В.А. Современная психология труда: учебное пособие / В.А. Толочек. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
24. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / Пер. с англ. М.Р. Гинзбурга. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с.
25. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 2003. – 299 с.
26. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Академия, 2009. – 295 с.
27. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / К. Хорни. – СПб.: Лань, 2007. – 284 с.
28. Хъелл, Л. Теория личности / Л. Хъелл. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.
29. Черенева, Е.А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности / Е.А. Черенева // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 6 (134). – С. 122-125.