Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стиля конфликтного поведения и успешности сотрудника организации
1.1 Основные подходы к изучению стилей конфликтного поведения
1.2 Факторы и условия успешности сотрудника организации
Выводы по главе
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля конфликтного поведения и успешности сотрудника организации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи стиля конфликтного поведения с успешностью сотрудника организации
Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Межличностные конфликты возникают во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в организациях. Организационные конфликты сопровождают деятельность трудовых коллективов, выступая в роли как отрицательного, так и положительного фактора, влияющего на функционирование и развитие всей организации. Возникновение конфликтов между сотрудниками организация может обусловлено различными причинами. Многие сотрудники стремятся добиться поставленной цели, часто не учитывая интересы других, что приводит к напряженности и соперничеству в коллективе. Велика роль личностных качеств при взаимодействии в трудовом коллективе, где зачастую возникают межличностные конфликты.
Наличие деструктивных конфликтов среди персонала приводит к существенному снижению производительности труда, а, значит, снижению эффективности деятельности. Противоречия в групповой деятельности и рассогласование межличностных отношений по причине деструктивного конфликта в коллективе неизбежно ведет к потере эффективности качества деятельности, что препятствует достижению успешности сотрудниками.
Успешность специалиста в профессиональной деятельности отражает его достижения, совокупность приобретенных личностных свойств. Успешность деятельности сотрудников организации зависит от многих объективных и субъективных факторов.
Исследование факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности, получило свое отражение еще в трудах Б.Г. Ананьева, К.К.Платонова, Б.М Теплова. Проблема профессиональной успешности изучалась такими учеными как Дж. Болдуин, К. Мангейм, У. Джеймс, М. Джордан, Р. Стивенс и др.
Изучением стилей конфликтного поведения занимались зарубежные (М. Дойч, Р. Валтон) и отечественные (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, Н.В. Гришина, В.П. Шейнов) ученые.
Однако, проблема изучения влияния стиля конфликтного поведения на уровень успешности сотрудника организации в современной психологии остается недостаточно освещенной.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Основные подходы к изучению стилей конфликтного поведения
В отечественной психологии выделяются три основных подхода к изучению конфликта: личностный, ситуативный, онтологический подходы.
В рамках личностного подхода в качестве объекта изучения психологов выступают различные аспекты личности – ее потребности, интересы и мотивы личности, служащие источником поведении в конфликте. Здесь конфликт рассматривается как взаимодействие, в основе которого лежат противоречия различного характера, несовместимые взгляды и цели сторон, поведение которых направлено друг против друга [4, с. 58].
В.П. Шейнов рассматривает конфликт как «столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам» [22, с. 4]. Г.И. Козырев определяет «конфликт как качество взаимодействия между субъектами (или аспектами структуры личности), предполагающее противоборство сторон в целях достижения собственной цели» [10, с. 218].
Представители ситуативного подхода рассматривали конфликт как субъективный феномен. По определению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, «конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых аспектов в межличностных взаимодействиях индивидов, которому сопутствуют острые негативные эмоциональные переживания» [1, с. 27].
Конфликтное поведение А.Я. Анцупов предлагает рассматривать через призму внутренней предрасположенности индивида к определенной стратегии поведения в конфликте и особенностей восприятия противоречия оппонента. Автор под конфликтным поведением понимается «действия участников конфликтной ситуации, которые носят противоположный характер, реализуя внутреннее восприятие конфликта» [1, с. 194].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи стиля конфликтного поведения с успешности сотрудника организации нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи стиля конфликтного поведения с успешности сотрудника организации с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ООО «Мастерплюс». В исследовании приняли участие 30 сотрудников организации в возрасте 25-35 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что выбор стиля конфликтного поведения влияет на успешность сотрудника.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
Цель: выявление определенных стилей поведения в конфликтной ситуации.
Опросник конфликтного поведения разработан К. Томасом, в России адаптирован Н.В. Гришиной. Выделяются следующие способы регулирования конфликтов:
- соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- компромисс, когда путем взаимных уступок ведут поиск приемлемого решения;
- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что существует пять стилей конфликтного поведения: 1) соперничество как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; 2) приспособление, означающее готовность уступить, пренебрегая собственными интересами; 3) компромисс, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон; 4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 5) сотрудничество, направлено на поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон. Каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом характера сторон конфликта. Как правило, в конфликте используются комбинации стилей, порой доминирует один из них.
Объективными (внешними) факторами успешности сотрудника организации выступают: высокая заработная плата, условия труда, профессиональное руководство, карьерный рост. Основными субъективными (внутренними) факторами успешности сотрудников организации являются: личностные качества (коммуникативность, ответственность), достижение результатов, поддержка и признание коллектива, профессиональные знания, возможность развития, интересная работа и получение от нее удовольствия. Важнейшим условием успешности сотрудников организации является наличие профессионально-важных качеств, необходимые для успешного решения профессиональных задач.
В результате исследования было выявлено, что доминирующими стилями поведения в конфликте у сотрудников организации являются: сотрудничество и избегание. Сотрудники в конфликтной ситуации стремятся к поиску альтернативных решений, которые бы удовлетворяли интересы обеих сторон, так как для них высока значимость межличностных отношений. В ряде случаев сотрудники стремятся как можно скорее устранить конфликтную ситуацию, уйти от конфликта, поэтому не участвуют в конфликте, избегая ответственности и принятий каких-либо решений. Некоторые сотрудники организации в качестве стиля поведения в конфликте выбирают компромисс и приспособление. Реже всего сотрудники организации в качестве стиля поведения в конфликте выбирают соперничество.
1. Анцупов, А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 534 с.
2. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.
3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
4. Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство / А.П. Гуминский. – Минск: Тесей, 2002. – 107 с.
5. Иванова, Е.М. Психология и эффективность деятельности субъекта труда / Е.М. Иванова // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 1. – С. 6-12.
6. Карпов, А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности / А. В. Карпов // Психология труда. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
7. Каяшева, О.И. Представления о профессиональной успешности у преподавателей высших учебных заведений с разным уровнем макиавеллизма / О.И. Каяшева, З.Г. Ханова // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 159-163.
8. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
9. Клищевская, М.В. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / М.В. Клищевская. Г.Н. Солнцева // Вестник МГУ. – 1999. – № 4. – С. 177–182.
10. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
11. Корниенко, А.В. Личность как фактор профессиональной успешности менеджеров по продажам / А. В. Корниенко // МНКО. – 2014. – № 3 (46). – С. 163–166.
12. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
13. Маркелова, Т.В. Условия успешности профессиональной деятельности медицинского работника: постановка проблемы / Т.В. Маркелова // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – Т. 22. – С. 64-67.
14. Родина, О.Н. О понятии «Профессиональная успешность» / О.Н. Родина // Вестник Московского Университета. – 1996. – № 3. – С. 60-67.
15. Родионова, Е.А. Психологические факторы эффективности сотрудников современного предприятия / Е.А. Родионова. – СПб.: Научно-технические ведомости. – СПбГПУ. 2011. Выпуск 2 (124). – С. 109-115.
16. Родионова, Е.А. Субъектный подход к определению профессиональной успешности / Е.А. Родионова // Социально-экономические и психологические проблемы управления: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. – М., 2013. – С. 295-308.
17. Соколова, А.С. Критерии профессиональной успешности специалистов службы технической поддержки / А.С. Соколова // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 64-65.
18. Теплинских, М.В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы / М.В. Теплинских // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 2. – С. 92-97.
19. Толочек, В.А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) / В.А. Толочек // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – № 3. – С. 27-62.
20. Хаммер, Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я.С. Хаммер// Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 147-153.
21. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с.
22. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни / В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1997. – 218 с.
23. Шелепова, Е.С. К проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности / Е.С. Шелепова,– Тверь: ТГУ, 2007. – 392 с.
24. Deutch, M. The effects of cooperation and competition upon group process // Group dynamics / Ed. by D. Cartwright, A. Zander. Evanston, 1960.
25. Walton, R.E. Managing Conflict. – N.Y.: Addison-Wesley Publishing Company, 1987.