Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин
1.1 Понятие жизненных стратегий в психологии
1.2 Специфика профессиональной карьеры женщин
Выводы по главе
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин
Выводы по главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации ценностных ориентаций общества, системы потребностей, жизненных приоритетов, интересов личности актуализируется проблема проектирования жизненных стратегий, выявления ее сущности, факторов и особенностей проявления.
Жизненный путь современного человека зависит от жизненных стратегий, целей и планов, которые проявляются в деятельности и поведении. От того, насколько эффективными окажутся жизненные стратегии на современном этапе развития общества, зависит степень реализации личностного потенциала индивида, его самореализация и самоактуализация, удовлетворенность жизнью в целом.
Особый интерес представляет изучение профессиональной карьеры женщины как одной из важных составляющих ее жизненного пути. Современные женщины стремятся к равноправию в семье, гармоничному распределению обязанностей между супругами. Они стали более независимыми, у них появилось стремление реализовывать себя не только в семье, но и вне ее пределов, в профессиональной сфере.
Для женщин различного социального статуса на определенных этапах карьеры важны соответствующие им определенные карьерные задачи, в зависимости от которых они расставляют свои карьерные приоритеты. На профессиональную карьеру женщины оказывают влияние многие факторы. Однако, открытым остается вопрос, каковы особенности профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин.
Изучением проблемы профессиональной карьеры женщин занимались такие ученые как А.А. Арутюнян, Н.И. Валеева, Н.А. Бибикова, Е.С. Лученкова, Л.С. Вечер, А.В. Осипова, Е.А. Сорокоумова и др.
Жизненные стратегии изучали зарубежные (Э. Берн, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм, К. Юнг) и отечественные и (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, О.С. Васильева, Е.А. Демченко) психологи.
Однако, проблема изучения особенностей жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН
1.1 Понятие жизненных стратегий в психологии
Термин «стратегия» по отношению к человеку в современной психологии определяется субъектное видение своих целей жизни и этапов их достижения, а также способов разрешения противоречий жизни в создании жизненных ценностей. Потому под жизненной стратегией принято понимать основную линию жизни, избранную индивидом, исходя из его представлений о смысле жизни, ценностей и образа будущего, а также оценки своих ресурсов и потенциала [7; 8; 22].
Наиболее разработанным в отечественной психологии является подход к изучению жизненных стратегий, связанный с развитием субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн и др.). В качестве основного фактора здесь рассматривается активность и творчество личности как организатора и преобразователя собственной жизни, а наличие и развитость жизненной стратегии выступает важнейшим показателем того, насколько человек стал субъектом собственной жизни [23, с. 28].
По определению К. А. Абульхановой-Славской стратегия жизни (этот термин ею употребляется для обозначения жизненных стратегий) - принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию [1, с. 240].
Наличие жизненной стратегии личности выступает показателем ее социально-психологической зрелости, ее способности решать жизненные противоречия. К.А. Альбуханова-Славская считает, что стратегия жизни человека имеет три основных признака. Первым признаком стратегии жизни выступает выбор основного для субъекта направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этих этапов. Стратегия возникает сначала как замысел жизни, как ее смысл, идеальный план, затем требует реализации на практике [1, с. 241].
Вторым признаком стратегии жизни является решение противоречий жизни между тем, что хочет субъект, и тем, что предлагает ему жизнь; достижение человеком своих жизненных целей и планов. Жизненная задача субъекта не только в том, чтобы выбрать, где применить свои силы, как проявить себя. Он должен решать возникающие противоречия, определять пути самореализации, создавая для этого условия, которых нет в наличии.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин нами было проведено эмпирически исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе Белорусского государственного университета имени Максима Танка. В исследовании приняли участие 60 женщин. Выборку исследования составили 30 замужних женщин и 30 незамужних женщин.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в жизненных стратегиях и профессиональной карьере у замужних и незамужних женщин.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин) [19].
Цель: выявление терминальных ценностей или жизненных целей.
Опросник основана на том, что жизненные сферы в некоторой степени имеют для разных людей различную степень значимости, что в каждой из них реализуются желания и стремления, которые выступают как один из компонент его направленности личности.
С помощью методики можно оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей или жизненных целей:
1) собственный престиж;
2) высокое материальное положение;
3) креативность;
4) активные социальные контакты;
5) развитие себя;
6) достижения;
7) духовное удовлетворение;
8) сохранение собственной индивидуальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологии жизненная стратегия рассматривается как способ бытия, система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Важнейшими характеристиками жизненных стратегий является уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека, а основными показателями эффективности стратегии жизни человека – его удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Жизненные стратегии представляют собой сложное структурное образование и включает: жизненные цели, ценностные и карьерные ориентации, временную перспективу, смысл жизни, самоактуализацию. Выбор жизненных стратегий личности зависит от пола, возраста, национальности, социального положения, системы ценностей.
Профессиональная карьера женщины имеет свою специфику, связанную с ее положением в обществе и личностными особенностями. Профессиональная карьера является одним из путей самореализации женщины. Посредством семьи женщина способна компенсировать нереализованность в профессиональной сфере, реализовать свои способности. Женщины, ориентированные на карьеру, являются самостоятельными в принятии решений, общительными, уверенными в своих силах, имеют более высокую самооценку и мотивацию. Женщина-профессионал имеет высокий уровень личностного и нравственного развития, что является результатом позитивной межличностной установки, ориентации на общечеловеческие ценности. Профессиональная карьера женщины направляется карьерными ориентациями, придавая ей устойчивый жизненный смысл и выполняя функцию выбора приоритетного направления профессионального продвижения.
В результате эмпирического исследования выявлено, что для замужних женщин в структуре жизненных стратегий более характерны такие жизненные цели как: активные социальные контакты, развитие себя, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности. Замужние женщины преимущественно стремятся к получению морального удовлетворения во всех сферах собственной жизни. Они считают, что главное – это делать то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение. Замужние женщины стремятся к самосовершенствованию. Они проявляют высокое стремление к установлению благоприятных межличностных отношений с окружающими людьми.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни: монография / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Алиев, Ш.И. Понятие и типы жизненных стратегий / Ш.И. Алиев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 21-26.
3. Арутюнян, А.А. Личностные особенности женщин в контексте самореализации профессиональной деятельности / А.А. Арутюнян // American Scientific Journal. – 2017. – № 1 (9). – С. 44-48.
4. Белугина, М.А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования / М.А. Белугина // Психология в вузе. – 2008. – № 6. – С. 93-103.
5. Берберян, А.С. Исследование гендерных особенностей самореализации женщин в профессиональной сфере // А.С. Берберян, А.А. Арутюнян // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 25. – С. 28-32.
6. Валеева, Н.И. Карьера женщины в современном мире / Н.И Валеева, Н.А. Бибикова // Современные парадигмы научных воззрений: сборник научных статей по итогам междунар. научно-практ. конференции. – Москва, 2016. – С. 51-52.
7. Васильева, О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О.С. Васильева, Е.А. Демченко // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С.74-85.
8. Гришина, Н.В. Психология жизненного пути / Н. В. Гришина // Психологический журнал. – 2007. – № 5. –С. 81-88.
9. Губанова, В.И. Барьеры самореализации женщины в профессиональной сфере / В.И. Губанова // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 1-1. – С. 236–271.
10. Денисова, Е.А. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин / Е.А. Денисова, С.Ю. Николаева // Концепт. – 2015. – № 4. – С. 1-7.
11. Долгов, Ю.Н. Типология жизненных стратегий личности / Ю.Н. Долгов, Т.Н. Смотрова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 1-17.
12. Жданович, А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.А. Жданович. – М., 2008. – 20 с.
13. Иванченко, Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора / Г.В. Иванченко // Мир России. –2005. – № 2. – С. 25-29.
14. Кормакова, В.Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности / В.Н. Кормакова // Наука. Искусство. Культура. – 2016. – № 2. – С. 11-18.
15. Купченко, В.Е. Типологии жизненных стратегий / В.Е. Купченко // Актуальные проблемы современной психологии: сб. научных трудов. – Омск, 2002. – С. 28-34.
16. Лученкова, Е.С. Профессиональная социализации женщины как показатель кризиса гендерной идентичности / Е.С. Лученкова, Л.С. Вечер // Материалы докладов междун. конф. – Витебск, 2017. – С. 3-4.
17. Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой // Психологическая диагностика организации и персонала / В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2006. – С. 55–61.
18. Москаленко, О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности / О.В. Москаленко. – М.: РАГС, 2007. – 352 с.
19. Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин) // Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров. – Екатеринбург, 2001. – С. 41–46.
20. Осипова, А.В. Роль профессиональной деятельности в самоактуализации современной женщины: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.В. Осипова. – СПб., 2004. – 18 с.
21. Пахомова, Е.В. Понятие «карьера»: анализ определений / Е.В. Пахомова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 111-115.
22. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного исследования) / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – 2002. – № 4 (18). – С. 108-111.
23. Синягин, Ю.В. Основные подходы к исследованию жизненных стратегий личности / Ю.В. Синягин, О.Ю. Переверзина // Акмеология. – 2010. – № 1. – С. 27-35.
24. Сорокоумова, Е.А. Экспериментальное исследование психологических аспектов самореализации современной женщины в семье / Е.А. Сорокоумова, М.О. Вахрушина // Известия Самарского научного центра Российской Академии. – 2013. – № 2-2, Т. 15. – С. 403-408.
25. Франкл, В. Доктор и душа / В. Франкл. – СПб.: Ювента, 1997. – 245 с.