ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.ПОНЯТИЕ СИЛЫ И ЕЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ
1.2 МЕТОДИКИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СИЛЫ
1.3 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 РАЗРАБОТАННАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 15-16 ЛЕТ
3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Силой называется одна из основных характеристик физических способностей человека – способность воздействовать на предмет, преодолевая определенное усилие.
Если говорить об этапности индивидуального развития онтогенеза, то возраст 15-16 лет является наиболее благоприятным и целесообразным для развития силовых способностей школьников. Поскольку в младшем и большей части среднего школьного возраста к силовым упражнениям нужно относится строго дозировано, ни в коем случае не допускать предельных нагрузок, нагрузок на неокрепший опорно-двигательный аппарат.
Начало силовой подготовки должно строится на методике увеличения мышечной массы, поскольку наиболее целесообразно в данном возрасте для формирования мышечного скелета и вегетативных функций.
Анализ научно-методической литературы показывает, что одним из необходимых средств, обеспечивающих разностороннее и гармоническое развитие и воспитание школьников. [3, c.12]
Актуальность проблемы диктуется необходимостью повышения силовых способностей выпускников учреждений общего среднего образования, применяя для этой цели средства, методы их физической подготовки.
Объектом исследования является методика воспитания силы на уроках физической культуры.
Предметом исследования настоящей работы является изучение методики воспитания силы на уроках физической культуры
Цель курсовой работы – изучение методики воспитания силы у детей старших классов на уроках физкультуры.
Исходя из поставленной цели, для решения были выдвинуты следующие задачи:
- дать определение понятий силовых способностей.
- рассмотреть средства и методы развития силовых качеств юношей старших классов.
- предложить методические разработки занятий по воспитанию силы для юношей старших классов.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.Понятие силы и ее направленность
Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании и спорте называют способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила является одним из основных физических качеств человека.
Если в механике сила количественный показатель, то в физиологии понятие сила мышц, будучи количественной мерой, принимает качественную информативность. Двигательные акты человека характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно основательно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны моторного акта всегда в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом.
Однако в педагогической практике этот фактор нередко остается незамеченным. Например, по выполнению таких тестов, как подтягивание на перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа судят не об уровне силовой выносливости, а о силе человека.
Качественные стороны двигательной активности человека проявляются в совершенствовании регуляции деятельности мышц и вегетативных органов. При кратковременных, скоростных и силовых движениях преимущественное значение принадлежит улучшению регуляции деятельности нервно-мышечной системы. При более длительной работе, наряду с совершенствованием двигательных функций, существенное значение приобретает улучшение координации вегетативных функций [1, с.7].
Но важнейшая роль в улучшении физиологической регуляции функции организма, обусловливающих улучшение показателей, например максимальной силы, все же принадлежит нервной системе и в особенности формированию условно-рефлекторных связей, обеспечивающих улучшение функций организма при мышечных напряжениях [6, с.29].
Развитие мышечной силы тесно связано с возникновением в результате упражнений ряда изменений:
- морфологических,
- биохимических,
- физиологических изменений.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. анализ научно-методической литературы
2. проверка физической формы.
3. педагогический эксперимент.
4. методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы
Мы изучили и систематизировали научно-методическую литературу о средствах и методах развития силовых качеств у мальчиков старшего возраста. Была проанализирована и учтена специальная литература, характеризующая термин «физическая культура».
Большое внимание уделялось изучению и анализу концепций методов и средств. На основе этих данных были отобраны упражнения, развивающие силовые качества.
Большое значение придавалось изучению особенностей развития особых физических качеств на основе индивидуальных особенностей школьников в возрасте 15-16 лет, так как это является основой для изучения школьной спортивной программы в 5-11 классах.
В ходе анализа мы сравнили и подробно рассмотрели различные средства и методы развития силовых качеств. Определены дополнительные упражнения, которые используются ведущими специалистами в этой области, но и они включены в образовательную программу по физической культуре для школьников в возрасте 15-16 лет.
Физическая подготовка Осмотр
Для оценки физических качеств учащихся в возрасте 15-16 лет использовались следующие тесты:
- подтягивания, кол-во раз;
- сгибание и вытягивание рук в опоре на брусья, кол-во раз;
- подъем туловища лежа на спине, кол-во раз.
Эти тесты были выбраны не случайно. Силовые характеристики мышц характеризуют уровень развития двигательных и силовых качеств у старшеклассников, занимающихся физической культурой.
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Разработанная методика развития силовых качеств у детей 15-16 лет
На третьем этапе, в котором проходит обобщение и анализ наших исследований, мы сравнили средства и методы, используемые для развития силовых качеств у детей в возрасте 15-16 лет в контрольных и экспериментальных группах.
В начале были проведены первичные контрольные испытания по запланированным тестам. Результаты тестирования в группах оказались практически одинаковы.
Упражнения экспериментальной и контрольной групп существенно различались. В контрольной группе студенты изучали традиционную школьную программу по тяжелой атлетике.
Учащиеся экспериментальной группы обучались по авторской методике. Это длилось восемь недель. Основные различия наблюдались после 4 недель обучения. Школьные уроки проводились дважды в неделю по сорок пять минут (третий урок был в форме оздоровительных занятий).
Суть различий заключалась в том, что после разминки в тестовой группе выполнялись специальные упражнения для развития различных типов силы. Теоретическая основа метода была построена на энергообеспечении мышечной нагрузки.
Большинство упражнений носили силовой характер. У детей 15-16 лет текущая нагрузка должна быть и строго дозирована. Использовались отжимания от пола для юношей, и от скамейки для девочек.
Дозировка 3-5 подходов на 15-20 повторений, с 30-40 секундами отдыха между подходами.
Также использовались подтягивания для юношей, и вертикальные подтягивания для девочек. Дозировка 3-5 подходов на 5-10 раз, с 40-50 секундами отдыха между подходами.
Далее применялись прыжковые упражнения на двух ногах. Выпрыгивания с полуприседа вверх, прыжок вверх с шага с двух ног.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сила является одним из основных физических качеств человека. Развитие силовых способностей человека является одним из ведущих направлений формирования физических качеств. Поскольку сила имеет большое количество характеристик, по ее развитие должно проходить комплексно.
При этом необходимо соблюдать физиологические, биохимические особенности развития силы, а также индивидуальные качества обучаемого и уровень его подготовленности. Если говорить о школьниках, то необходимо учитывать возрастные физиологические и психологические аспекты развития. При составлении плана учебного процесса учитель должен учитывать усилия, затрачиваемые на преодоление сопротивления, состояние организма ученика, при котором в условиях соревнования выполняются специальные движения, психологическое состояние ученика, тесно связанное с переносимыми нагрузками.
Силовые качества по-разному проявляется при занятиях различными видами спорта. В зависимости от характера работы мышц, сочетания проявления физических качеств можно выделить такие разновидности как статическая и динамическая сила, абсолютная и относительная сила, взрывная сила, силовая выносливость. Силовая подготовка относится к одной из ведущих во всех видах спорта, поскольку только сильные мышцы позволят выполнить двигательное действие максимально чисто технически. Согласно теории о переносе развития двигательных качеств можно говорить о развитии силы, как фундаменте для развития быстроты, ловкость, гибкости, координационных способностей.
Основным средством развития силовых возможностей являются силовые упражнения. Классификация силовых упражнений представлена в зависимости от того, какое сопротивление преодолевается: упражнения с отягощениями массой собственного тела, упражнения с отягощением сопротивлением внешней среды, упражнения в преодолении сопротивления эластичных предметов, упражнения с отягощением массой предметов, упражнения с комбинированным обременением, упражнения на тренажерах
Система занятий физической культурой и спортом в школе опирается на исследования анатомо-физиологических особенностей, а также возрастной психологии школьников. Программа строится в соответствии с физическими возможностями, основного вида деятельности, особенностей гендерного подхода и развития в среднем школьном возрасте.
1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие / И.С. Барчуков. – М.: Академия, 2016. – 526с.
2. Бирючков, Б.И. Методические особенности развития двигательных способностей учащихся на уроках гимнастики в школе. Учеб. Пособие. / Б.И. Бирючков. - М., 2002. - 111с.
3. Блеер, А.Н. Терминология спорта: толковый слов.- справ.: более 10000 терминов / А.Н. Блеер. – М.: Академия, 2015. – 459 с.
4. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: Теория и методика М.М. Боген. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. – 254с.
5. Гилев, Г.А.Физическое воспитание в вузе: учеб. пособие. Федер. агентство по образованию, Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. Образования / Г.А. Гилиев. – М.: МГИУ, 2007. – 375 с.
6. Гимнастика и методика её преподавания: Учеб. для факультетов физической культуры / Под ред. Н.К.Меньшикова; ГРПУ им, А.И.Герцена. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – 236с.
7. Гимнастика в школе: Метод, пособие для учителей физ. воспитания семилет. школы / Под ред. канд. пед. наук В. Н. Короновского. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1954. - 216с.
8. Голомазов, С.В. Футбол/ С.В. Голомазов// Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. - М.: ФиС, 2015. - 220с.
9. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для высш. проф. Образования / Ю.Д. Железняк. – М.: Академия, 2013. – 154с.
10. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. для высш. проф. Образования / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 410 с.
11. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 1996. -106-205 с.
12. Маркосян, А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков/ А.А. Маркосян. - М.: Медицина, 2001 - 322с.
13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Уч-к для ИФК. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высш.спец.физкульт.учеб.завед / Л.П. Матвеев. - 3-е изд.. – СПб.: Лань, 2003. – 159 с.
15. Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников. – Просвещение. М., 2000. - 220 с.
16. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студентов высших учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 448 с.
17. Фискалов, В. Д.Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. – М.: Сов. спорт, 2010. – 391 с.
18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. Вузов / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2008. – 479 с.