Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы использования художественной литературы как метода ознакомления детей дошкольного возраста с природой
1.1 Роль природы в формировании личности дошкольника; воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
1.2 Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
1.3 Методика чтения художественной литературы о природе в работе с детьми дошкольного возраста
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию интереса к живой природе посредством чтения художественной литературы у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Реализация системы работы по формированию представлений у детей среднего дошкольного возраста о животных в процессе чтения художественной литературы (формирующий эксперимент)
2.4 Результаты контрольного этапа исследования
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня проблема нравственного, гуманного и сознательного отношения человека к миру природы стоит особенно остро. Это связано с потребительским и зачастую агрессивным отношением к природе, обесцениванием моральных ценностей.
Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируется положительное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и другим людям. Поэтому экологическое образование является сложным педагогическим процессом. Знание основ экологии является важной составляющей экологической культуры, которая развивается среди дошкольников.
Изучением проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста занимались многие ученые. Так, среди зарубежных педагогов прошлого, которые говорили о природе как факторе развития детей: Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, П. Кергомар, М. Монтессори, О. Декроли, С. Френе и др.
Среди русских педагогов прошлого, исследовавших значение и использование природы в становлении личности ребенка дошкольного возраста: К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, Л. К. Шлегер, Е. И. Тихеева и др. Белорусские просветители и педагоги, говорившие об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека: Ф. Скорина, С. Будный, М. Гусовский, А. Богданович, Я. Колос, Я. Купала и др.
Разработкой проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в конце ХХ в. начале ХХI в. занимались С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Н. Н. Кондратьева, И. А. Комарова, Г. Н. Казаручик, А. А. Петрикевич, Е. А Стреха и др.
Влияние художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка хорошо известно: она играет большую роль в воспитании чувств и развитии детской речи. Художественная литература помогает ребенку понять жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Кроме того, она развивает у ребенка воображение и мышление, обогащает его эмоциональный опыт и т.д. Ее образовательное, познавательное и эстетическое значение огромно.
ГЛАВА 1 Теоретический анализ проблемы использования художественной литературы как метода ознакомления детей дошкольного возраста с природой
1.1 Роль природы в формировании личности дошкольника; воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое образование в науке является одним из наиболее актуальных. Философия антропоцентризма доминирует над содержанием современного экологического образования, согласно которому человек находится вне или над природой. В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды существует необходимость повышения экологической грамотности каждого человека.
Дошкольное детство – это период, когда ребенок только начинает осознавать свое место в мире людей и в мире природы. С самого детства он должен начать воспринимать эти два мира как взаимосвязанные, а не противоположные.
Николаевой С. Н. экологическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается как «процесс формирования у детей осознанно правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют» [1].
Когда ребенок развивает экологические знания, он начинает понимать необходимость экологически обоснованного отношения к природе. Благодаря познанию природы происходит обогащение духовного мира. Эмоциональные переживания, связанные со знанием природы, обеспечивают формирование мотивов для экологически приемлемых действий детей.
Экологическое воспитание дошкольников – это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при этом педагогический процесс опирается на понятия и идеи экологии. Выдающиеся теоретики и практики дошкольного образования (П. Г. Саморукова, С. А. Веретенникова, Н. Н. Поддъяков, В. Г. Фокин, Л. Г. Нисканен, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Е. И. Казакова, М. М. Марковская и др.) указывали на то, что полноценное экологическое развитие является одной из основных сторон развития дошкольника.
Цель экологического воспитания - формирование у ребенка начал экологического отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
ГЛАВА 2 Экспериментальная работа по формированию интереса к живой природе посредством чтения художественной литературы у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования
Исследование уровня сформированности знаний о животных у детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе ГУО «Самохваловичский ясли-сад». В эксперименте приняли участие 10 детей средней возрастной группы, в возрасте 4 – 5 лет.
Целью исследования было выявление уровня знаний и представлений дошкольников о мире живой природы и изучить возможности художественного чтения в процессе их формирования.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Констатирующий (изучение общего уровня знаний о животных).
2. Формирующий (разработка и проведение занятий с использованием метода чтения художественной литературы).
3. Контрольный (подразумевает повторную диагностику общего уровня знаний о животных).
Для определения уровня знаний у детей экспериментальной группы характерных особенностей представителей мира животных мы использовали методику Л. В. Моисеевой «Диагностика экологических знаний» [22], которая специально была адоптирована под цель нашего исследования.
Цель методики: определить характерные особенности представителей мира животных.
Данная методика проводится индивидуально с каждым ребенком.
В ходе беседы с использованием заранее подготовленного оборудования (три тематические карты, карточки с изображением животных, а также их фигурки), детям задается перечень вопросов, ответы на которые заносятся в протокол обследования. При интерпретации результатов, определяют уровень знаний о мире животных у дошкольников. Моисеева Л. В. предлагает выделять три уровня: высокий, средний и низкий.
Для диагностики сформированности представлений о среде жизни животных нами была использована методика «Удивительная прогулка», цель которой: выявить уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах [23].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по вопросам исследования позволил нам сделать выводы о том, что дошкольное детство является период, когда ребенок только начинает понимать свое место в мире людей и в мире природы. Экологическое воспитание дошкольников выступает процессом ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при этом педагогический процесс опирается на понятия и идеи экологии. В качестве цели экологического воспитания называют формирование у ребенка начал экологического отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
Признание природы имеет большое значение для умственного развития и воспитания ребенка, поскольку природа способствует обогащению представлений о мире, расширяет горизонты, выявляет связи и закономерности в окружающем мире, развивает умственные способности: изобретательность, критичность и независимость мышления, сосредоточенность внимания, образную память, наблюдение и т.д.
Взаимодействие ребенка с художественной литературой позволяет реализовать потенциал его эстетического, когнитивного, социального и речевого развития, способствует личностному развитию, поэтому необходимо прилагать серьезные усилия в учебно-воспитательном процессе, чтобы познакомиться с художественной литературой в учреждении дошкольного образования и в семье. Главное требование, предъявляемое педагогам дошкольного образования - грамотная и систематическая работа в данном направлении.
при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми, среди которых:
- выразительное чтение воспитателя;
- беседа о прочитанном;
- повторное чтение;
- рассматривание иллюстраций;
- объяснение незнакомых слов.
Исследование уровня сформированности знаний о животных у детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе ГУО «Самохваловичский ясли-сад». В эксперименте приняли участие 10 детей средней возрастной группы, в возрасте 4 – 5 лет.
1. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.И. Николаева. – М. : Центр педагогического образования, 2001. – 45 с.
2. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии животных средней полосы – Режим доступа: http://eco.na5bal.ru/
3. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Алексеева. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с. - (Библиотека воспитателя)
4. Роль природы во всестороннем развитии личности дошкольника [Электронный ресурм] / Международный образовательный портал. – Режим доступа: https://www.maam.ru/.
5. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
6. Роль природы в формировании эстетической культуры детей [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/.
7. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
8. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада / Л.М. Гурилович. М. : Просвещение, 2002. - 64 с.
9. Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1996.
10. Флерина, Е.А. Педагогическая оценка производственных книг для дошкольников // Из опыта исследовательской работы по детской книге - М. : Просвещение, 1999.
11. Карпинская, Н.С. Художественное слово и воспитание детей / Н.С. Карпинская. М. : Педагогика, 2001. – 151 с.
12. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова.- М. : Просвещение, 2002
13. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез. - 2004
14. Жанры художественной литературы [Электронный ресурс] / МегаЛекции. – Режим доступа: https://megalektsii.ru/.
15. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова - М: Мозаика-Синтез, 2005
16. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников / С.Н. Николаева. М. : Просвещение, 2002.
17. Авдеева, Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Авдеева. - Ярославль: Академия развития, 2003.
18. Методика художественного чтения и рассказывания [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/.
19. Николаева, С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. - С.19-29.
20. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под ред. П. Г. Саморуковой/ П. Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1999.- 265 с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред.спец. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
22. Моисеева, Л.В. Диагностика экологических знаний [Электронный ресурс] / Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. – Режим доступа: https://doshkolniki.org/.
23. Диагностические методики по экологическому воспитанию [Электронный ресурс] / Инфоурок Ведущий образовательный портал России. – Режим доступа: https://infourok.ru/.