ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.2 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ
2.3 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ
2.4 РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма – его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, области, стране в целом).
Главной задачей системы образования является гармоничное развитие личности. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодежи любви к Родине. Дошкольные учреждения, являясь начальным звеном в этой системе, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире [17, с.81].
Однако, недостаточная научная разработанность основ процесса воспитания начал национального самосознания у дошкольников, сказывается на практике работы детских садов, результатах деятельности воспитателей, уровне знаний детей. Следует отметить, что отсутствие целенаправленности, системы, научно обоснованного планирования работы по ознакомлению дошкольников с народными играми, приводит к безразличному отношению детей к своей стране [3, с.18].
Важной проблемой воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста является определение содержания образования, средств и методов. Одним из средств воспитания патриотизма является белорусская народная сказка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста
В настоящее время формирование у подрастающего поколения патриотических чувств и сознания, гражданских качеств выдвигается как приоритетная задача. Современный подход к патриотическому воспитанию отражен в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».
В Кодексе об образовании Республики Беларусь сказано, что детские дошкольные учреждения, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества [11].
Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др. [16, с.18].
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Р.С. Буре дает такое определение: патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества [3, с.31].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Анализ состояния проблемы в практике воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
Цель практической работы – экспериментальным путем определить эффективность белорусских народных сказок как средства патриотического воспитания у воспитанников старших групп учреждения дошкольного образования.
Данная задача реализована посредством решения ряда задач:
1. Выявить уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусской народной сказке.
2. Разработать программу формирующего эксперимента и апробировать ее на практике.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №1 г.Минска», старшие группы №5 (экспериментальная) и №6 (контрольная). Выборку испытуемых составили 20 воспитанников старших групп в возрасте 5,5-6,5 лет (по 10 детей из каждой группы).
Экспериментальное исследование проходило в ряд этапов:
– 1-ый – констатирующий эксперимент: анализ планов работы воспитателей старших группы №5 (экспериментальной) и №6 (контрольной); анкетирование воспитателей контрольной и экспериментальной групп по проблеме исследования; подбор методик диагностики, формирование выборки испытуемых, диагностика нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников;
– 2-ой – формирующий эксперимент: разработка и апробирование системы педагогической работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием белорусских народных сказок;
– 3-ий – контрольный эксперимент: итоговая диагностика, формулировка выводов экспериментального исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования разработаны содержание и методика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом использования белорусской народной сказки.
В настоящее время в нашей стране воспитательный и развивающий потенциал народной сказки в работе с детьми практически не используется. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. В белорусской сказке отражена история и быт белорусского народа. Народные сказки позволяют педагогу раскрыть детям такие истины, как: добро побеждает зло; учат дружить; учат трудолюбию и взаимопомощи; уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших; учат переживать за героев, на которых выпали испытания; помогают понять хитрость и обман і др.
Под патриотизмом следует понимать нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у отечественных педагогов была идея народности, которую рассматривали в своих работах: К.Д. Ушинский, Л.Е. Никонова, В.В. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, Н.В. Ипполитова и др.
Начальная диагностика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста показала, что дети слабо владеют знаниями о народных промыслах и ремеслах Беларуси, не знают мастеров, в недостаточной степени информированы о символах родного города. Преимущественное число воспитанников старших групп слабо знают белорусские народные сказки, их содержание, главных героев.
В рамках формирующего эксперимента в экспериментальной группе были реализованы такие направления работы, как: сбор и изучение информации об обычаях, традициях и особенностях белорусского народа; посещение «Музея сказок»; изучение и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий; самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам; чтение белорусских народных сказок; просмотр мультфильмов по мотивам белорусских народных сказок; беседы о героях сказок и их положительных и отрицательных чертах; игровая деятельность (игры-драматизации по сказкам, игра-фантазия «Продолжи сказку»); пополнение уголка книги книгами с белорусскими народными сказками.
1. Алексеева, Л.С. Народная мудрость о воспитании прекрасного. Монография / Л.С. Алексеева; под ред. проф. В.В. Макаева. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. – 168 с.
2. Беларускія народныя казкі : Зборнік / Склад.: Г. А. Барташэвіч, К. П. Кабашнікаў ; Уступ. арт. К. П. Кабашнікава. — 2-е выд., дап. — Мінск : Навука і тэхніка, 1986. — 512 с.
3. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова; под ред. А.М. Виноградовой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
4. Виноградова, Н.Ф. Родной край / Н.Ф Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова. – М.: Владос, 1990. – 118 с.
5. Зайцава, Н.У. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры / Н.У. Зайцава. – Мн.: Адукация, 2003. – 127 с.
6. Дубініна, Дз.М., Дубінін, Дз.Ул. Культура Беларусі ў казках і паданнях/ Дз.М.Дубініна, Дз.У.Дубінін. – Мінск: Зорны верасень, 2008. – 120 с.
7. Дубінін, Дз.У. Мая родная старонка: Дапам. для педагогаў дашк. устаноў / Дз.У Дубінін, Дз.М. Дубініна. – Мн.: Полымя, 2000. – 99 с.
8. Кабашнікаў, К. П. Сустрэчы з казкай : Кніга для настаўніка / К. П. Кабашнікаў, Г. А. Барташэвіч. – Мінск : Народная асвета, 1984. – 95 с.
9. Кавалеўская, Г.М. Выхаванне нацыянальнай самасвядомасці дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору/ Г.М.Кавалеўская. – Мазыр : ТАА ВД “Белы Вецер”, 2009. – 62 с.Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці ў дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі вуснай народнай творчасці / склад. Н.В.Пралыгіна. – Мазыр : Белы Вецер, 2010. – 147 с.
10. Казкі пра жывёл і чарадзейныя казкі / склад., аўтар прадмовы К. П. Кабашнікаў ; рэдактар В. К. Бандарчык. – Мінск : Навука і тэхніка, 1971. – 495 с.
11. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 62, 2/1928
12. Наш край беларускі: Дапаможнік для выхавацеляў дзіцячага сада / У рэд. Т.А. Шаблоўскай. – Мазыр: Белы вецер, 2002. – 87 с.
13. Лобанок, Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.С. Лобанок, Т.Н. Агеева, Т.В. Колосова. – Мозырь: Белый ветер, 1999. – 113 с.
14. Логинова, В.И. Воспитание патриотических чувств / В.И. Логинова // Дошкольное воспитание. – 1982. – №12. – С.18-20.
15. Міхайлава, А.Л. Фарміраванне маральнага і фізічнага здароуя асобы у беларускай народнай педагогіцы (канца ХІХ – пачатку ХХ стагоддзя): манаграфія / А.Л. Міхайлава. – Віцебск: ВДУ імя П.М. Машэрава, 2007. – 153 с.
16. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л.Е. Никонова. – Мн.: Образование, 1991. – 178 с.
17. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С.25-27.
18. Панцялей, Р.М. Як адзначаць з дзецьмі народныя святы / Р.М. Панцялей. – Мн.: Асвета, 1993. – 50 с.
19. Сілівон, В.А. Навучанне дашкольнікаў дэкаратыунай творчасці: Кн. Для выхавацеляу дзіцячых садоў / В.А. Сілівон. – Мн.: Асвета, 1989. – 211 с.
20. Учебная программа дошкольного образования / Под ред. Л.Б. Сопот, Е.И. Ивановой. – Мн.: Национальный институт образования, 2019. – 416 с.
21. Цітоў, В.С. Народная спадчына: Матэрыяльная культура у лакальна-тыпалагічнай разнастайнасці / В.С. Цітоў. – Мн.: Образование, 1994. – 83 с.
22. Чарадзейныя казкі : У 2 ч. Ч. 1 / НАН Беларусі. Ін-т мастацтвазнауства, этнаграфіі і фальклору імя Кандрата Крапівы ; Склад. К. П. Кабашнікаў, Г. А. Барташэвіч ; Рэдкал.: В. К. Бандарчык [i інш.] ; Уступ. арт. К. П. Кабашнікава. – 2-е выд., выпраул. і дапр. – Мінск : Беларуская навука, 2003. – 639 с.
23. Шабанова, Н.Э. Роль белорусской народной сказки в нравственном воспитании старших дошкольников [Электронный ресурс] / Н.Э. Шабанова. – Режим доступа: https://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/4123/Шабанова%20Н.Э..pdf?sequence=1&isAllowed=y.
24. Шылько, Т.М. З роднай мовай па Беларусі: Дапаможнік для настаўнікаў / Т.М. Шылько. – Мн.: Вышэйшая школа, 2002. – 145 с.