ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
1.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР» МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТНР
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.2 РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР», НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Первые элементарные представления о мире, в том числе о живых организмах, человек получает уже в детстве. Для развития младших школьников большое значение имеет их понимание разнообразия животного мира: форм жизни, строения, размеров, условий жизни. Животные и растения окружают ребенка с рождения. Основываясь на своих чувствах и сознании, они являются важным условием накопления идей, формирования обобщающих понятий и различных систем познания.
Проблема формирования у детей младшего школьного возраста представлений о разнообразии живых существ и их влиянии на развитие интеллекта ребенка была детально изучена С. Н. Николаевой. Большая часть ее работ посвящена особенностям формирования представлений о разнообразии животного мира у детей младшего школьного возраста. Исследования по формированию знаний о разнообразии животного мира были проведены А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей младшего школьного возраста, сформированных как в результате обучения, так и спонтанно, изучение характера и степени специфических и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (животных), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление способности детей группировать животных по указанным признакам, а также по независимым специфическим признакам (в заданиях на свободную группировку). Результаты исследования показали, что знания младших школьников о разнообразии животного мира включают в себя как конкретные, так и обобщенные идеи, но они неравны: они более точны с точки зрения внешнего вида, среды обитания и средств передвижения, и не совсем ясны с точки зрения получения еды и защиты от врагов, адаптации к сезонным изменениям. Конечно, формирование представлений о диких животных у детей младшего школьного возраста имеет свои особенности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов с дизартрией
Дизартрия – нарушение речи, которое заключается в нарушении артикуляции, вызванным параличом или парезом речевой мускулатуры. У людей с дизартрией невнятная, недостаточно членораздельная речь. Также у многих обладателей данного нарушения наблюдаются проблемы с речевым дыханием и голосообразованием, что влечет за собой нарушение мелодики речи. Симптомы дизартрии носят неврологический характер. Возникающий парез или паралич речевой мускулатуры ограничивают полноценные движения органов артикуляционного аппарата [2].
К основным причинам проявления дизартрии относят локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые способствую иннервации речевой мускулатуры.
Выделяют следующие виды дизартрии:
– бульбарную,
– псевдобульбарную,
–мозжечковую,
– подкорковую .
Данная классификация основывается на месте локализации пораженного очага.
Бульбарная дизартрия характеризуется нарушениями в иннервации мышц глотки, гортани и неба, что провоцирует снижение силы голоса, слабости речевого дыхания. Наблюдается атония, атрофия мышц отделов речевого аппарата, что провоцирует арефлексию. Люди с данными нарушениями испытывают проблемы не только с речевой, но и лицевой мускулатурой, у таких людей лица маскообразны, что обусловлено расположением очагов поражения. Речь людей с бульбарной дизартрией неразборчива, движения языка резко ограничены. Ряд людей испытывает сложности с процессом глотания, при поражении неба, пища попадает в носовую полость.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Методические основы формирования представлений о животных у младших школьников с ТНР в обучении предмету «Человек и мир»
Анализ педагогической и специальной литературы, а также результаты проведенного исследования позволяет выделить направления, методы и средства формирования представлений о диких и домашних животных у учащихся младших классов с ТНР.
При организации и осуществлении работы по формированию представлений о животных у учащихся младшего школьного возраста с ТНР необходимо учитывать их психолого–педагогические особенности:
– недоразвитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, воображения;
– неустойчивость внимания;
– сниженная мотивация учебной деятельности;
– трудности в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов.
При ознакомлении учащихся младшего школьного возраста с ТНР с животным миром необходимо работать в следующих направлениях:
– формирование представлений детей о животных;
– развитие эмоционально–положительного отношения к ним,
– воспитание нравственного поведения в природе.
При формировании представлений о животных у учащихся младшего школьного возраста с ТНР можно использовать следующие способы:
– наблюдение за животными и птицами в природе, с использованием видеоматериалов, мультимедии;
– рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением объектов природы с использованием мультимедиа, презентаций;
– узнавание и показ животных, выделение существенных признаков зверей и птиц в ближайшем природном окружении при проведении экскурсий;
– группировка животных, обобщение и конкретизация их при проведении уроков с использованием информационных технологий;
– помощь животным и птицам в разное время года (подкормка, чистка клетки, участие в изготовление кормушки и т. д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дизартрия – нарушение речи, который заключается в нарушении артикуляции, вызванным параличом или парезом речевой мускулатуры. У людей с дизартрией невнятная, недостаточно членораздельная речь. Также у многих обладателей данного нарушения наблюдаются проблемы с речевым дыханием и голосообразованием, что влечет за собой нарушение мелодики речи. Симптомы дизартрии носят неврологический характер. У детей с речевыми нарушениями, в том числе и с дизартрией, заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими. Дети часто забывают сложные (трехступенчатые) инструкции, могут опускать некоторые их элементы, менять последовательность предложенных заданий. Часто ошибаются в дублировании при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченной возможностью развития познавательной деятельности. Для детей с дизартрией в большей степени характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость комбинаторных функций воображения, а также более низкий уровень пространственного оперирования образами. Имеющееся у детей недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словарного запаса, несформированности фразовой речи и т.д. в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создают определенные препятствия для словесного творчества детей.
Предмет «Человек и мир» ориентирован на практическую подготовку детей с ТНР к самостоятельной жизни, повышение уровня их общего развития, активизацию речемыслительной деятельности, включение ребенка в практическую деятельность, в общение со взрослыми и детьми. А использование ИКТ на уроках по предмету «Человек и мир» помогает расширить кругозор учащихся, побудить их самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость, мотивацию и качество учебного процесса, делая обучение запоминающимся и интересным.
1. Абибок, Л. О. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках «Человек и мир» на 1 ступени общего среднего образования : опыт работы / Л. О. Абибок // ИКТ в начальных классах. – М. : Академия последипл. образования, 2015. – С. 1– 8.
2. Башмакова, С. Б. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии / С.Б. Башмакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 818–822.
3. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 287с.
4. Босова, Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л. Л. Босова // Информатика в начальной школе. – 2002. – № 1. – С. 86 – 94.
5. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие. / О.Е. Грибова. – М.: Айрис – пресс, 3225.– 96 с.
6. Дуплинская, А.В. О речевом дыхании детей с дизартрией / А.В. Дуплинская // Дошкольное воспитание, 3228. – №5. – С. 85– 93.
7. Карпенко, А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении/ А.В.Карпенко //Начальная школа. – 2010. – №4. – С.23-27.
8. Ковалева, А. Г. Использование информационно–компьютерных технологий при обучении в начальной школе./ А.Г. Ковалева – М. : Академия, 2006. – 75 с.
9. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703с.
10. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 – Дизартрии / Р.И. Мартынова. - М.: ВЛАДОС,1997.
11. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 448 с.
12. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом: учеб.- метод. Пособие / Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ, 2004. – 126 с.
13. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей. / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2002. – 336 с.
14. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2001. – 358 с.
15. Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах / Сост. М. И. Ставицкая. – Витебск : УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с.
16. Учебная программа для I-V классов по предмету «Человек и мир» // Сборник программ 1-го отделения вспомогательной школы с русским языком обучения – Минск: НИО, 2014.
17. Федотова, А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / А. М. Федотова // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовскиймисцеллосборник научных трудов. – Пермь : ПГПИ, 1990. – С. 75–87.
18. Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников: учебное пособие / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. – М.: Просвещение, 3994. – 334 с.
19. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2001. – 180 с.
20. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 416 с.