Введение
1 Теоретические аспекты процесса взаимодействия учреждения дошкольного образования в развитии трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие трудовое воспитание, трудолюбие. Цели и задачи трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.2 Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Формы и методы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи в развитии у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия
2 Экспериментальное исследование взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организационные методы и результаты констатирующего этапа педагогического исследования
2.2 Программа взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей по развитию у детей трудолюбия в старшем дошкольном возрасте
2.3 Оценка эффективности программы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка подрастающего поколения к жизни, а в частности, к труду – одна из актуальных задач в развитии личности. То есть с малых лет нужно начинать учить трудиться, на деле воспитывать уважение и любовь к труду и к людям труда. Воспитание этих качеств у молодого поколения рассматривается как один из важнейших факторов формирования всесторонне развитой личности, так как они являются средством развития физических, духовных, моральных и творческих сил человека.
Трудовое воспитание проходит красной нитью через все направления деятельности, так как нельзя говорить о всесторонне развитой личности, если человек отвлечен от труда. Основа трудового воспитания закладывается в семье. В жизни каждого из нас самую важную роль играет семья, на сегодняшний день, являясь единственным социальным институтом, выполняющим функцию физического и духовного воспроизводства населения.
Семья – первый трудовой коллектив. От отношения родителей к труду, поведения родителей в труде, привлечения детей к труду зависит – воспитают они трудолюбивого члена общества или бездельника и лентяя. В классическом представлении под семьей понимают малую социальную группу, основанную на супружеском союзе и родственных связях. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопониманием; наличием совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующим взаимоотношения между родителями, детьми и ближайшими родственниками.
Актуальность выбранной теме обусловлена тем фактом, что в настоящее время семейное воспитание является той областью образовательного и воспитательного процесса, в которой взаимодействие между семьей и учреждением дошкольного образования осуществляется на низком уровне, что негативно сказывается на общем состоянии данного вопроса.
Исследованием проблемы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи в развитии у детей дошкольного возраста навыков трудолюбия занимались ряд авторов: В.В. Зеньковский, А.В. Меренков, С.И. Аксенов, Л.В. Карцева, О.Г. Торсунов и др.
1 Теоретические аспекты процесса взаимодействия учреждения дошкольного образования в развитии трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие трудовое воспитание, трудолюбие. Цели и задачи трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
В научных трудах отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) рассмотрено значение деятельности в процессе формирования личности. Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в рассмотрении труда как фактора развития личности ребенка (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.)
Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учащихся в педагогически организованные виды работ с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых навыков, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание также направлено на обеспечение начального профессионального образования и профориентации [8, с. 145].
Классическая советская педагогика имеет принцип увязки обучения с трудом, который отражает концептуальное видение роли труда в образовании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенного в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и работе. Это верно, как в российской, так и в западной педагогике труду в воспитании детей придается большое значение.
Помимо педагогической функции, труд имеет и развивающую функцию: он обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое и социальное развитие. Образовательная функция труда заключается в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплину, инициативу и т.д., что является основной причиной развития детей.
2 Экспериментальное исследование взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организационные методы и результаты констатирующего этапа педагогического исследования
Целью данной курсовой работы является установить эффективность процесса взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи в развитии у детей дошкольного возраста трудолюбия. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование процесса формирования навыков трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе осуществления деятельности в уголке природы.
Экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа:
Констатирующий этап – диагностика уровня сформированности навыков трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап – разработка программы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей по развитию у детей трудолюбия в старшем дошкольном возрасте.
Контрольный этап – оценка эффективности разработанной программы (повторная диагностика уровня сформированности навыков трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста).
База исследования:
Выборка исследования: в эксперименте принимало участие 12 детей старшего дошкольного возраста ( в возрасте от 5 до 6 лет). Список детей группы испытуемых представлен в Приложении А.
Период проведения исследования: сентябрь 2019-2020 учебного года.
Диагностическое исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в виде наблюдения за ребенком дошкольного возраста в процессе выполнения заданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учащихся в педагогически организованные виды работ с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых навыков, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание также направлено на обеспечение начального профессионального образования и профориентации. Трудолюбие – это сочетание двух понятий: труд и любовь. Целью трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста является: формирование у детей позитивного отношения к труду, желания и умения работать, нравственно-ценностных качеств, уважения к труду взрослых.
Организуя трудовую деятельность, педагог обеспечивает всестороннее развитие детей дошкольного возраста, помогает им обрести уверенность в себе, развивает жизненно важные навыки и способности, культивирует ответственность и самостоятельность. Необходимо организовать работу детей старшего дошкольного возраста таким образом, чтобы она активизировала их физическую силу и умственную активность, приносила радость и давала им возможность чувствовать себя осмысленными и компетентными. Трудовая деятельность детей в учреждении дошкольного образования – это самообслуживание, работа по дому, работа на природе и ручной труд. Доля отдельных видов работы на разных возрастных стадиях не одинакова. Каждый из них имеет определенные возможности для решения воспитательных задач. В процессе коллективной работы педагог уделяет большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как действовать, принимая во внимание возникающие ситуации. Большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста.
Педагогическим условием успешного трудового воспитания, прежде всего, является посильное постоянное участие ребенка в семейном труде. Важным для правильного и благополучного трудового воспитания детей дошкольного возраста является совместная деятельность педагогов учреждение дошкольного образования и семьи воспитанников. При данном взаимодействии используют некоторые формы и методы совместной работы: родительские собрания, экскурсии по учреждению дошкольного образования, наглядное представление родителям о процессе трудового воспитания (создание им заполнение календарей), создание стендов, коллективную работу детей на природе, уборку комнаты в группе, ремонт книг и т.д.
1. Аксенов, С.И. Педагогизация детско-взрослого производства в опыте А.С. Макаренко / С.И. Аксенов // Народное образование. – 2012. – № 7. – С. 255-258.
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Большая Российская энциклопедия / Б.М. Бим-Бад. – 2002. – 528 с.
3. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : учеб. – метод. пособие / Р.С. Буре. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 144 с.
4. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – С.56-59.
5. Васильева, З.И. Воспитание дисциплинированности и ответственности у школьников в учебном процессе / З.И. Васильева, В.Б. Ежеленко. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2003. – 321 с.
6. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С.18.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2001. – 341 с.
8. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1987. – 243 с.
9. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Д.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, А.Е. Жичкина. –М.: Линка-Пресс, 2001. – 224 с.
10. Евдокимова, Е.С. педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
11. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М., 2007. – 254 с.
12. Карцева, Л.В. Трудовое воспитание детей и подростков в семье: этапы, механизмы (на материалах соцопроса) / Л.В. Карцева // Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – М.: КВАНТ МЕДИА, 2017. – С. 27-34.
13. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 234 с.
14. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 143 с.
15. Малинина, Д.Е. Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности / Д.Е. Малинина // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). – М.: Буки-Веди, 2018. – С. 38-40.
16. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / сост. М.П. Павлова. – М.: Просвещение, 1968. – 373 с.
17. Меренков, А.В. Тенденции измерения семейного воспитания в современном обществе / А.В. Меренков // Социологические исследования. – 2013. – № 2. – C. 101-110.
18. Нечаева, В.Г. Особенности труда дошкольника / В.Г. Нечаева // Воспитание дошкольника в труде / под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 2004. – 195 с.
19. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. – 2008. – №4. – С.36-40.
20. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 2007. – 290 с.
21. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н.А. Сундуков. – М.: Просвещение, 1968. – 557 с.
22. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: кн. для учителя / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 2007. – 210 с.
23. Фурсова, Е.А. Воспитание у дошкольников позитивных установок к труду в природе / Е.А. Фурсова // Профессиональная деятельность педагога: проблемы, поиски, решения материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной к 85-летию ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». – 2017. – С. 180-183.